Легализация объектов налогообложения — это…

Легализация объектов налогообложения - это…

Цивилизованный рынок возможен в условиях честных деловых отношений в системе работодатель – сотрудник и прозрачности финансовых операций каждого участника рынка. Чтобы вывести из тени наличность, обеспечить наемных работников предусмотренной законодательством заработной платой и вернуть деятельность предприятий (организаций) в рамки правил рыночной экономики, необходим контроль и финансовые проверки.

Для чего нужна комиссия по легализации

Деятельность созданной ФНС Комиссии по легализации объектов налогообложения направлена на:

  • выявление необоснованности заявленных предприятиями убытков, с целью скрыть истинный доход;
  • выявление нарушений и причин по выплате сотрудникам заработной платы ниже предусмотренного законом минимума;
  • выплаты, неучтенной в декларации, зарплаты;
  • выявление организаций официально не оформляющих работников в штат;
  • определение причин несвоевременной выплаты налогов или отклонение от них;
  • задержка выплат страховых взносов.

Качественный контроль налоговой не может состояться без проверок. Большое количество жалоб от наемных работников о несвоевременной выплате зарплаты, о несоблюдении закона РФ относительно сотрудников, вынуждает более строго проверять финансовую отчетность организаций и их деятельность.

Что такое камеральная и выездная налоговая проверка и в каком порядке они проводятся вы можете узнать тут.

ФНС прослеживает суммы и своевременность налоговых и страховых выплат. Это позволяет выделить в группу объекты, не в полной мере или несвоевременно уплачивающие налоги.

Предполагается, что работа комиссий в каждом регионе, городе приведут к снижению количества населения пребывающего за чертой бедности. Рабский труд, который в реальности существует повсеместно в России пресекается благодаря работе комиссии.

  • В масштабах государства такая программа не может осуществиться в одночасье, но цивилизованные отношения в сфере производства, рынка, услуг будут встречаться намного чаще.
  • Практический разбор правил подготовки и представления пояснений на комиссию по легализации НДС – в этом видео:

Какие цели возложены на комиссию

Комиссия по легализации работает в следующем порядке:

  1. Выявление недобросовестного налогоплательщика. Первым и основным признаком является отчетность с минусовым сальдо несколько раз подряд. Сигнал о выплате черной зарплаты. Не соответствующая здравому смыслу отчетность (высокая оборачиваемость средств на фоне постоянных убытков).
  2. Получение информации о недобросовестном налогоплательщике. Информаторами могут послужить абсолютно любые источники и их совокупность. Таким образом происходит отбор группы, подлежащей проверке.
  3. Проводится сбор материала, анализ финансовой и другой отчетности, мониторинг деятельности объекта по НДФЛ, заработной плате, проверка баланса, страховых и налоговых выплат, оценка рисков.
  4. На основании всей проделанной работы Комиссия вызывает на слушание налогоплательщика.
  5. По итогам заседания составляется протокол, который подписывает и рассматриваемый объект. Копия протокола может быть вручена плательщику по его требованию.

В Письме ФНС РФ от 25.07 2017 года можно подробно прочесть, что входит в риски для плательщика, как они оцениваются.

Виды комиссий по легализации объектов налогообложения

Существую комиссии нескольких уровней:

  • межведомственные (при администрациях и муниципалитетах);
  • при управлениях ФНС субъектов РФ;
  • в инспекциях ФНС РФ.

Что делают члены комиссии при вызове плательщика на слушание

Далее плательщику направляется письмо с предложением исправить свои ошибки и погасить задолженности. Подготавливаются документы на рассмотрение Комиссии.

Если плательщиком исправлены допущенные нарушения, то слушание носит корректирующий, разъяснительный и рекомендательный характер. В случае, если нарушитель самостоятельно не исправил допущенные ошибки, то назначается дополнительное слушание и рассматривается возможность выездной проверки.

Как информируют налогоплательщика о предстоящем заседании

Плательщик, деятельность которого вызывает обоснованное подозрение или выявлен подтвержденный факт нарушений, приглашается на заседание Комиссии письмом-приглашением. В тексте должны быть указаны точное место, время заседания.

До этого приглашения высылается уведомление, в котором указаны факты, подлежащие самостоятельному исправлению:

  • анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности;
  • причины убытков;
  • низкий налоговая нагрузка;
  • высокий УВ вычетов НДС;
  • вопросы по заработной плате;
  • исправление искажений в отчетности.

Что делать и говорить, если вызвали на слушание

Плательщик, в собственных интересах, обязательно должен посетить слушание. Игнорирование такой серьезной организации, как налоговая служба, не разумно.

Перед походом на слушание важно подготовиться. Большинство руководителей среднего и малого бизнеса практически ничего не понимают в финансовой отчетности своего предприятия. Хуже всего, что и штатный бухгалтера (если они есть) тоже не ориентируются в таком отчете, например, как баланс.

Легализация объектов налогообложения - это…Как проводится заседание комиссии?

Практика показывает, что руководители заказывают отчетные документы бухгалтеру, который принимает такие заказы от нескольких организаций. Следовательно, важно самому разобраться и пополнить свой словарный запас необходимыми терминами.

На слушании нужно заполнять своеобразные анкеты, в которые вписываются ответы на следующие вопросы:

  • основные средства предприятия;
  • величина средств на расчетном счете. Если факт нарушений доказан и имеет серьезную подоплеку, то эта информация может быт затребована ФНС с самого банка;
  • основные дебиторы и кредиторы организации;
  • структура доходов и расходов;
  • персонал – количество, виды документов, на основании которых приняты на работу (трудовой договор, контракт).

На слушании необходимо отвечать на вопросы членов комиссии. Если обвинения обоснованы, то отрицать их нет смысла. Лучше заверить комиссию в том, что ошибки в процессе исправления. Но и усугублять свое положение дополнительными признаниями не стоит. Каждая новая информация приближает к выездной проверке и аудиту.

Как не попасть в список комиссии

Самый простой способ не пересекаться с комиссией и слушаниями – быть добросовестным плательщиком и соблюдать закон РФ. Проблема российского рынка сейчас заключается в том, что образование более 50% предпринимателей далеко от экономики и финансов и других сопряженных сфер.

Предпринимательской деятельностью занимаются многие, но реальную пользу и прибыль приносят 2/3 российских фирм. Если каждый организатор фирмы подсчитает по всем правилам бухгалтерии свои прибыли и убытки, оборот и затраты на заработную плату, то страна окажется самой безработной в мире.

Задача ФНС России состоит в том, чтобы в стране вели свою деятельность только те предприятия, которые полезны в регионах, могут создавать рабочие места, обеспечивающие хотя бы прожиточный минимум населению, являются основной поддержкой государства, как это и предусмотрено в цивилизованной рыночной экономике.

Чтобы не попасть на слушание комиссии и выделить себе время на выбор направления развития важно учесть, что первичная информация в ФНС поступает из отчетов по налогам:

  • если налоговая нагрузка ниже 1%;
  • низкая налоговая нагрузка по НДС;
  • заявленные налоговые убытки по финансово-хозяйственной деятельности;
  • зарплата, ниже установленной в регионе по виду экономической деятельности. Здесь вы можете узнать, что такое прожиточный минимум и минимальная заработная плата в России;
  • НДФЛ ниже чем в предыдущий период на 10% и более;
  • задолженности по НДФЛ;
  • задолженности по страховым выплатам.

Если ваше предприятие – банкрот или ликвидируется, приглашение на слушание комиссии неизбежно.

Легализация объектов налогообложения - это…Причины вызова на заседание комиссии по легализации.

Защита собственных интересов и советы юристов

Основной правовой базой является НК РФ. Если вы не уверены в своей компетенции или ожидаете подвохов, то следует обратиться за помощью к опытному юристу и прибыть на слушание с ним. Предварительно важно обсудить проблемы с бухгалтером и финансовым директором. Итогом обсуждения должны стать меры и стратегии по минимизации рисков.

В составе комиссии могут быть представители:

  • ФНС;
  • ФМС;
  • Росфинмониторинга;
  • ПФ РФ;
  • МВД и прокуратуры (в случае снятия с расчетного счета суммы, превышающей обычные операции);
  • Государственной инспекции по труду.

Особенно часто в комиссии работают представители инспекции по труду. Эта организация наиболее тесно связана с налоговой службой.

Защита собственных интересов – важный момент. Главное – не допустить выездной проверки. В связи с этим любые вопросы, которые не относятся к рассматриваемому делу и временному периоду необходимо прямо отсекать, указывая на это спросившему.

Например, если рассматривается несвоевременная выплата налогов или «серая» зарплата, то вопросы производственного или технического характера будут неуместны.

Предварительно изучите Письмо ФНС РФ от 25.07 2017 года. Там даны разъяснения по страховым рискам. Уточните, предусмотрена ли аудиозапись. Об этом факте не расскажут сами.

Прочтите протокол очень внимательно, чтобы не подписать то, о чем вы не говорили. Деловой стиль документации нередко искажает смысл сказанного. Потребуйте копию протокола. Он должен быть и у вас.

За уклонение от посещения слушания комиссии по легализации объектов налогообложения, предусмотрены санкции в размере 2000-4000 рублей. Уважительная причина, по которой приглашенный не явился, обязательно должна быть подкреплена подтверждающими документами. Но и в этом случае причина должна быть веской.

  1. Итак, чтобы самому определить попадает ли организация в списки, проанализируйте состояние вашей финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Работа комиссии по легализации объектов налогообложения направлена, в первую очередь, на плательщиков у которых имеются не перечисленные выплаты и взносы, сумма взносов не соответствует количеству персонала (за 2017 год, по НДФЛ-6), сотрудников стало намного меньше за короткий срок, смена тарифов страховых платежей.
  3. Кроме этого, любая сторонняя информация от иностранных резидентов, от третьих лиц о скрытых поступлениях и доходах будут являться причиной назначения слушания.
  4. Чем будут заниматься бывшие комиссии по легализации налоговой базы вы можете узнать тут:

Источник: https://FBM.ru/bukhgalteriya/nalogooblozhenie/komissija-po-legalizacii.html

Комиссия по легализации объектов налогообложения: цели и правомерность

Легализация объектов налогообложения - это…

Последнее время многие компании столкнулись с вызовами на некие комиссии по легализации объектов налогообложения. Причем некоторые такие приглашения стали получать регулярно.

Законодательное обоснование таких мероприятий

Такая комиссия не предусматривается Налоговым кодексом и любыми другими законодательными актами. Однако существует Письмо ФНС № ЕД-4-15/14490@. Оно и стало основополагающим для проведения таких мероприятий.

Статьей 31 НК регламентируется право вызова налогоплательщиков для дачи показаний. Поэтому подобные комиссии и их работа не выбиваются из законодательных рамок.

Предпосылки для вызова на комиссию

Основные ситуации, которые могут стать предпосылкой для вызова, призваны прояснить некоторые вопросы налогообложения компании:

  • при наличии убытков по отчетному году или отдельному периоду;
  • в случае завышенных налоговых вычетов по НДС, приводящих к возврату;
  • при отсутствии нормальных прибылей, приводящих к уплате только минимального налога;
  • при отсутствии обоснования применения налоговых льгот.

Возможны и другие причины в случае выявления несоответствий в деятельности компании. В первую очередь работа комиссии направлена на увеличение налоговых сборов. Однако по результатам такой встречи не может быть назначено никаких санкционных мероприятий, но причина для дополнительной проверки появится.

Процесс прохождения комиссии

Чаще всего прохождение комиссии выглядит следующим образом:

  • представитель заполняет небольшой опросник о компании, где указываются сведения по основным дебиторам/кредиторам, структуре доходов и расходов, составе персонала, основных средств, источниках денежных средств;
  • представителя собеседуют на предмет вопроса, который вызвал сомнение;
  • по итогам предлагаются варианты, призванные решить ситуацию, вызвавшую вопросы.

Представителем компании может быть любое должностное лицо, имеющее соответствующие доверенности. Желательно, чтобы любая предоставляемая информация была правдоподобна, объяснения могли быть восприняты, как объективные, а обещания что-то предпринять – выполнимыми. Ведь все пояснения будут документироваться.

Можно ограничиться ответами, не дающими четкого представления. Например, при вопросах о превышение расходов, дать пояснение о том, что деятельность только инициирована или имело место расширение бизнеса. Внезапный рост расходов можно объяснить освоением новых направлений или модернизацией предприятия.

Проигнорировать приглашение на комиссию можно, ведь никаких штрафных санкций за это не предусмотрено. Однако делать так не желательно, поскольку в результате налоговики усмотрят в этом прямое указание на то, что компании есть что скрывать. В результате, скорее всего, вопросов станет гораздо больше и их хватит на проведение полноценной выездной проверки.

Источник: https://lawtax.ru/item/593-komissiya-po-legalizatsii-ob-ektov-nalogooblozheniya-tseli-i-pravomernost

Эксперт: Вызов на комиссию по легализации налоговой базы — уже сигнал

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы. О чем будет идти разговор с ревизорами в ходе этого мероприятия, раньше узнать было невозможно.

Свои доводы против компании налоговики держали в секрете. Теперь есть возможность заранее оценить риски вызова на комиссию, основываясь на письме минфина и ФНС России N АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г.

«О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Этот документ меняет и упорядочивает работу по легализации налоговой базы. С одной стороны, компаниям становится сложнее скрыть от налогообложения доходы, с другой — становится понятнее, в какой момент компании следует заявлять о своей позиции и обосновывать правильность финансовых расчетов организации.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы служит сигналом явного внимания налогового органа к компании и наличия у него информации о нарушениях, достаточных для назначения в отношении организации выездной проверки и доначисления налогов.

По сути, комиссия является шансом для организации исправить те факты хозяйственной деятельности компании, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недоплате налогов, сокрытии доходов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений.

Читайте также:  Пенсия ип 2020: как начисляется, рассчитывается и выплачивается

Комиссии дают возможность налоговому органу и организации договориться об исправлении ситуации без длительных проверочных процедур, судебных разбирательств и споров. Поэтому вызов на комиссию не стоит игнорировать.

Диалог с налоговым органом на комиссии, конечно, может оказаться не из приятных, однако дает хорошую возможность оценить собранное на компанию досье и выработать линию защиты для оспаривания выводов налоговиков по итогам комиссии, во время выездной проверки или в зале суда. В зависимости от того, как далеко может зайти ситуация.

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют как собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д.

), так и сообщения в СМИ, Интернете, любых публичных источниках, заявления и жалобы физических и юридических лиц.

Ревизоры составляют схемы движения денежных средств в организации, структуру ведения бизнеса, проводят анализ сделок, сравнивают показатели отчетности по нескольким периодам.

Нельзя не отметить, что в данном письме впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля.

Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь недобросовестных налогоплательщиков. Цель такого подробного анализа — выявление компаний, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию.

Наиболее важные из них:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;
  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);
  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах» как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Поэтому при выявлении подобных фактов пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо, чтобы он мог провести самостоятельный анализ своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов.

Если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо — не сдал уточненные декларации, недоплатил налоги, не дал обоснованных пояснений, подтверждающих, что основания для увеличения налоговой нагрузки отсутствуют, в этом случае его вызывают на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту. Однако следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе. Они могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о компании в налоговом органе, и при непродуманных действиях налогоплательщика сыграть в последующем не в его пользу.

Легализация объектов налогообложения - это…

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Проведение комиссий по легализации налоговой базы позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа.

Для налогоплательщика участие в комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию на самой комиссии и заранее продумать тактику защиты на будущее, в случае выхода налогового органа на мероприятия выездного контроля.

К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, руководители организаций имеют возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов.

Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые компания предусмотрела на случай контрольных мероприятий, и заняться их усилением до выхода ревизоров на проверку.

Ксения Збутевич, эксперт Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности TAXCOACH

Источник: https://rg.ru/2013/09/17/nalogi1.html

Легализация налоговой базы – что это?

Сегодня некоторые предприятия сталкиваются с тем, что им приходят уведомления с просьбой прийти в администрацию своего района и разобраться с вопросом легализации налоговой базы.

В этой статье попробуем разобраться во всем по порядку, как быть в таком случае.

Что делать, если приглашают на комиссию?

Следует отменить, что органы, рассылающие подобные сообщения, не являются надзирательными, поэтому они не штрафуют и не наказывают предпринимателей. Однако игнорировать подобные сообщения не стоит.

К основным целям подобных комиссий можно отнести:

  • Улучшить налоговые поступления
  • Выявить неверные данные в налоговых и бухгалтерских отчетах.
  • Увеличить взимание страховых взносов или подоходного налога.
  • Выявить компании, которые выплачивают зарплаты ниже МРОТ.
  • Зафиксировать организации, которые неофициально устраивают сотрудников с целью снизить налоговую базу.

Линия защиты

Перед тем, как посетить комиссию, юристы рекомендуют выстроить определенную линию защиты. В этом случае следует понять, в чем конкретно вы провинились и в чем обвиняют. В таком случае будет легче заготовить аргументы и объяснить свои действия, подготовить документы и факты, подтверждающие ваши действия.

Первое, что следует сделать, ознакомиться на сайте по вашему региону статистику по средней заработной плате по отраслям. В случаях, когда зарплаты значительно выше по основным среднестатистическим показателям, скорее всего, это и есть причина, по которой вас приглашают на комиссию. При этом потребуется объяснить, почему она ниже среднестатистического показателя по вашему региону.

В таком случае существуют два пошаговых действия: зарплату сотрудникам поднять до необходимых значений и продемонстрировать штатное расписание, составленное с нуля.

Объяснения по вопросу низкой зарплаты

Объяснения по вопросу низкой зарплаты могут быть следующими:

  • Стартап и начало ведения предпринимательской деятельности, у предприятия нет соответствующей прибыли для увеличения оплаты труда, кризис не позволяет этого сделать.
  • Бизнес находится на стадии развития. В период кризиса очень трудно приходится «подниматься» и период становления немного затягивается.
  • Заработная плата состоит из нескольких частей – основного минимального оклада и бонусных частей, оплачиваемых за сделки.
  • Неполный рабочий график работы сотрудников. К примеру, в компании могут трудиться студенты или пенсионеры по четыре-пять часов.

Подобные обоснования требуется предоставлять в письменной форме, даже в тех случаях, когда руководителя вызывают на очные заседания. В таком случае для налогоплательщика, самая главная задача — доказать ФНС добросовестное отношение к оплате налогов.

Жалобы со стороны работников

Еще одна причина, по которой компания может попасть под наблюдение фискальных органов — жалобы со стороны бывших или ныне работающих работников. В таком случае комиссия с особым вниманием просматривает данные по форме НДФЛ.

В таких случаях комиссия направляет письмо уже с фактами, которые свидетельствуют о том, что компания занимается выплатой заработной платы «в конвертах». Уведомление направляют за один месяц до проведения комиссии, поэтому у каждой компании есть возможность заранее подготовиться.

Принимая решение повысить размеры выплат работникам, собственникам и руководству компании необходимо оценивать реальные риски, а также показатели прибыли. В некоторых случаях, в период экономического кризиса, такое решение, может оказаться не целесообразным. Рекомендуется в таких случаях указать причины и зафиксировать все это документально.

К примеру, что повышение заработной платы может привести к образованию задолженности, а также сокращению штата. В тех случаях, когда финансовые показатели компании растут или остаются на стабильно высоком уровне, компания может принять решение о постепенном увеличении заработной платы.

Все это необходимо зафиксировать в деле налогоплатильщика. Но в этом случае следует иметь в виду, что свои обещания владельцам компании придется выполнять в любом случае и подтверждать это документально.

Также следует знать, что для ФНС резкий рост заработной платы может послужить своего рода сигналом, что деньги выплачивались в конверте и обналичивались с помощью создания фирм-однодневок.

Что будет, если проигнорировать сообщения

В случае, когда представитель компании не явится на комиссию, будет отправлено новое письмо с приглашением. Также могут принять решение о необходимости создания выездной комиссии и проверки. В некоторых ситуациях на компанию может быть наложен штраф в размере от 4 тысяч рублей в соответствии со статьей 19.4 КоАП.

Также при непредоставлении объективных объяснений по поводу вопросов комиссии, данные о компании передают в отдел предпроверочного анализа и рассматривают вопрос о включении в план обязательных налоговых проверок.

Поэтому представителям компаний рекомендуется со всей ответственностью отнестись к решению подобных вопросов и являться на комиссию вовремя, заранее подготовив аргументы и слова защиты в свою пользу. Все это позволит избежать наложения санкций.

Источник: https://dailyfin.ru/legalizatsiya-nalogovoj-bazy-chto-eto/

Комиссия по легализации налоговой базы

Наверное, все налогоплательщики слышали о том, что в налоговых органах существует комиссия по легализации налоговой базы. Что это за комиссия, цель работы комиссии, какие налогоплательщики могут быть приглашены на такую комиссию, по каким критериям ведется отбор налогоплательщиков? На все эти вопросы мы ответим в нашей статье.

Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России) в своем письме от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 открывает, завесу кто из налогоплательщиков может попасть на эту комиссию, по каким критериям ведется отбор.

Основной целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых выявлено либо имеются достаточно оснований полагать, что они:

  • неполно отражают в учете хозяйственные операции;
  • несвоевременно перечисляют НДФЛ в бюджет;
  • фальсифицируют налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • либо без видимых причин представляют уточненные налоговые декларации.
  • Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов которые они обязаны уплачивать в соответствии с действующим законодательством.
  • В письме ФНС России определены последовательность контрольных мероприятий по выявлению:
  • неполного отражения в учете хозяйственных операций;
  • отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
  • применения схем необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость;
  • отражения в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций необоснованных расходов (убытков);
  • выплаты «теневой» заработной платы;
  • несвоевременного перечисления НДФЛ;
  • выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.
  1. Комиссии организуется в рамках:
  1. комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;
  2. комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации;
  3. межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

В состав комиссии налоговых органов могут быть включены представители других органов исполнительной власти при возникновении такой необходимости. Например, представители Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

  • Итак, мы подошли к самому интересному, по каким критериям ведется отбор налогоплательщиков, которые приглашаются на заседание комиссий.
  • Отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежат следующие группы налогоплательщиков:
  • Налогоплательщики, заявляющие налоговые убытки от осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль; 

Давайте разберем, что такое налоговая нагрузка по налогу на прибыль.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство, понимается нагрузка, составляющая менее 3 процентов.

Читайте также:  Положение об оценке персонала - образец, пример

Для организаций, осуществляющих торговую деятельность, под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль понимается нагрузка, составляющая менее 1 процента.

Как рассчитать налоговую нагрузку, для этого нужно сумму налога на прибыль разделить на доходы от реализации плюс внереализационные доходы. Таким образом, мы узнаем какая у нас налоговая нагрузка.

  • Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС.
  1. Отбор таких налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за ряд налоговых периодов, в которых отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.
  • Налогоплательщики — налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ):
  1. имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;
  2. снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%.
  3. налогоплательщики — налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, однако назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.

На наш взгляд мы перечислили наиболее значимые критерии отбора налогоплательщиков. В письме ФНС России перечислены еще ряд критериев отбора, по которым налогоплательщика могут пригласить на заседание комиссии по легализации налоговой базы.

Если налоговым органом принято решение о том, что налогоплательщика следует пригласить на заседание комиссии.

Налогоплательщику направляется информационное письмо с целью побуждения к самостоятельному анализу результатов своей коммерческой деятельности, выявлению причин убытка, низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, погашению задолженности по НДФЛ, а также в целях исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности.

В указанном письме отражаются факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. В информационном письме предлагается  налогоплательщику уточнить свои налоговые обязательства в порядке статьи 81 НК РФ, то есть подать уточненную налоговую декларацию.

Выше указанное письмо направляется налогоплательщику заблаговременно — рекомендуется не позднее чем за 1 месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

При этом срок для принятия решения о предоставлении уточненных налоговых деклараций, погашения задолженности по НДФЛ, представления пояснений, причин и обстоятельств, объясняющих наличие основания приглашения на комиссию, устанавливается для налогоплательщика в количестве 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении установленного срока, если налогоплательщиком уточненные налоговые декларации, увеличивающая налоговые обязательства (уменьшающих убыток),   в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию представлена не была, то налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии в письменном виде с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление.

Если налогоплательщик не явился на заседание комиссии без уважительной причины  и данные отчетности, которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, большая вероятность того, что налоговым органом будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении такого налогоплательщика.

Более того, в случае неявки надлежащим образом уведомленных, налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом первым выше указанной статьи  неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Просмотры: 23849

Источник: http://www.buhday.ru/articles/nalogi/komissiya-po-legalizatsii-nalogovoy-bazy/

Разведка боем: что влечет за собой для налогоплательщика вызов на комиссию по легализации налоговой базы

Нередко налогоплательщиков пугают вызовами на комиссии по легализации налоговой базы в связи с убыточностью деятельности или по иным причинам.

В чем суть таких комиссий и какова процедура их проведения? Вызов на подобную комиссию служит сигналом явного внимания налогового органа к конкретной компании и наличия у него информации, достаточной для назначения в будущем в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки и доначисления налогов. 

Теперь есть возможность заранее определить риски вызова на подобную комиссию, а, следовательно, и оценить уровень налоговой безопасности бизнеса, основываясь на информации налоговых органов, содержащейся в Письме Минфина и ФНС России № АС-4-2/12722 от 17.07.2013 г. «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы».

Как указано в самом письме, главная цель таких комиссий — увеличение поступлений налогов в бюджет. Условиями вызова налогоплательщика на комиссию при этом является установление следующих фактов:

  • неполное отражение налогоплательщиком в учете хозяйственных операций; 
  • несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц; 
  • фальсификация налоговой и бухгалтерской отчетности; 
  • отсутствие объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщика. 
  • По сути такая комиссия является своеобразным шансом для налогоплательщика одуматься и исправить рисковое положение, которое, по мнению налогового органа, говорит о недоплате им налогов и предоставлении в контролирующий орган неверных отчетов и сведений. 
  • С одной стороны, подобные комиссии дают возможность налоговому органу и налогоплательщику договориться об исправлении налоговой ситуации без длительных проверочных процедур, судов и споров; с другой, позволяют налогоплательщику оценить (хотя бы частично) уровень своих рисков и попытаться перестроить систему налоговой безопасности, подготовиться к будущим проверочным мероприятиям Налоговые риски: кто предупрежден — вооружен

Поэтому вызов на подобную комиссию, конечно, не стоит игнорировать, как и пытаться ее избежать. Диалог с налоговым органом в подобной форме конечно не предусматривает для налогоплательщика ничего приятного, однако дает хорошую возможность для оценки точки зрения налоговых органов и анализа собранного на налогоплательщика досье. 

При этом, учитывая, что в подобных комиссиях зачастую участвуют не только представители налогового органа, но и Пенсионного фонда, органов местного самоуправления, прокуратуры, налогоплательщику потребуется приложить немалые усилия для отстаивания своей позиции и обоснования ее реальности Налоговая безопасность: деловая цель, необоснованная налоговая выгода, признаки неблагонадежности

В анализе деятельности налогоплательщиков контролирующие органы задействуют не только собственные ресурсы (данные ЕГРЮЛ, многочисленных ПИКов: «Налог», «НДС», «ВАИ» и т.д.

, о которых мы уже неоднократно писали ранее: К «выезду готов»: эффективность налоговых проверок достигла 99% за счет специальных технических средств, но и сведения из СМИ, Интернета, любых заявлений и жалоб физических и юридических лиц.

Составляются схемы движения денежных средств налогоплательщика, схема ведения бизнеса, проводятся анализы сделок, сравниваются показатели отчетности по нескольким периодам. 

Нельзя не отметить, что в данном письме (наряду с новыми Рекомендациями по проведению выездных и камеральных проверок) впервые так подробно официально говорится об арсенале средств налоговых органов по предпроверочному анализу деятельности налогоплательщиков и их отбору на проведение мероприятий налогового контроля. Наличие такого инструментария при умении эффективной работы с ним, конечно, очень осложнит жизнь налогоплательщиков, а систему налоговой безопасности бизнеса потребуется прорабатывать еще более тщательным образом. 

Цель такого подробного анализа — выявление налогоплательщиков, деятельность которых подпадает под критерии отбора для вызова на комиссию. Наиболее важные критерии, это:

  • убыточность деятельности налогоплательщика;
  • низкая налоговая нагрузка по прибыли (так, для производственников, по мнению налоговых органов, низкой будет нагрузка менее 3%, для торговой деятельности — менее 1%);
  • низкая налоговая нагрузка по НДС (при соотношении суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога от 89% и более).

Также отдельно уделяется внимание выплате заработной платы «в конвертах», как явного признака занижения налогоплательщиком полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов. 

Поэтому при выявлении подобных фактов, пояснения от налогоплательщика требуют не только по выполнению им функций налогового агента по уплате НДФЛ работников, но и по налогу с доходов и НДС.

По результатам подобного анализа налогоплательщику предварительно направляется информационное письмо с целью самостоятельного анализа своей деятельности на наличие налоговых рисков и неправильного исчисления налогов.

В случае если налогоплательщик не отреагировал на подобное письмо путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов либо дачи обоснованных пояснений по отсутствию основания для увеличения налоговой нагрузки, его вызывают непосредственно на комиссию.

Таким образом, налогоплательщику, конечно, лучше сразу реагировать на подобные письма и представлять подробные и обоснованные доводы в свою защиту.

 Сбор доказательств и подготовка к судебным заседаниям по налоговым спорам Однако, следует учитывать, что все письма налогоплательщика и его обоснования хранятся в налоговом органе, могут быть сопоставлены между собой и с данными, имеющимися о налогоплательщике у налогового органа, и при непродуманных действиях налогоплательщика — сыграть в последующем не в его пользу.

После проведения комиссии, где налогоплательщику уже в устной форме предлагают также уточнить свои налоговые обязательства в пользу их увеличения и улучшить показатели своей деятельности, в дальнейшем обязательно проводится последующая работа по отслеживанию показателей деятельности налогоплательщика и контроля за исполнением рекомендаций налогового органа. В случае отсутствия изменений в положительную сторону рассматривается вопрос о включении налогоплательщика в план выездных налоговых проверок (о наличии которого также прямо говорится в тексте Письма).

Подводя итоги анализа содержания Письма можно говорить об ожидании в ближайшем будущем безусловно более эффективной работы налоговых органов в целях увеличения объема уплачиваемых налогов.

Проведение подобных комиссий позволяет заранее, без осуществления длительных выездных проверок, побудить налогоплательщика к пополнению им бюджета при минимальных усилиях налогового органа.

При этом на данной стадии работы с налогоплательщиком возможен наиболее эффективный отбор потенциальных кандидатов на проведение выездных налоговых проверок.

Для налогоплательщика участие в такой комиссии — возможность активно отстаивать свою позицию, заранее продумывая тактику защиты на будущее, в случае проведения последующих мероприятий налогового контроля.

К тому же, зная о своей деятельности безусловно больше, чем налоговый орган, всегда есть возможность сопоставить риски дальнейших проверок с разрешением ситуации сейчас путем сдачи уточненных деклараций и доплаты налогов (что является целью любой подобной процедуры).

Комиссия позволяет сравнить собранную налоговыми органами информацию о деятельности налогоплательщика с теми способами защиты, которые он продумывает в случае необходимости дачи пояснений по результатам своей деятельности, что позволяет проверить уровень налоговой безопасности и принять меры по его повышению до проведения выездной проверки.

Источник: https://www.taxcoach.ru/taxbook/Razvedka_boem-_chto_vlechet_za_soboy_dlya_nalogoplatelshchika_vyzov_na_komissiyu_po_legalizatsii_nalogovoy_bazy

Что такое легализация налоговой

Комиссия по легализации налоговой базы – один из методов контроля компании, который появился приблизительно 5 лет назад. Ее работа регулируется разъяснительными письмами ФНС, которые предназначаются для инспекторов. В НК РФ соответствующих пояснений нет. Организация комиссии осуществляется согласно составленному плану.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.
Читайте также:  Налогообложение материальная помощь при рождении ребенка в 2020 г оду

Рассмотрим дополнительные критерии:

  • Поступление данных о доходах резидентов РФ от иностранных государств.
  • Поступление данных о сокрытии доходов от ОВД, прокуратуры, ФЛ и ЮЛ.
  • Применение льгот по налогам и пониженных ставок без должных оснований.
  • Предоставление НДС к возмещению.
  • Различные нарушения закона в области налогового права.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению.

После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения.

Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.

Основные особенности комиссий

Контроль компании комиссией является досудебным способом решения налоговых споров. Мероприятие также может быть названо допроверочным действием. Рассмотрим цели деятельности комиссии:

  • Улучшение поступлений налогов.
  • Увеличение взимания подоходного налога, а также страховых взносов.
  • Выявление неверных данных в бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Выявление выдачи сотрудникам неофициальных зарплат.
  • Предупреждение перевода подоходного налога и страховых взносов позже срока.
  • Выявление компаний, выплачивающих зарплату ниже МРОТ.
  • Выявление организаций, не устраивающих сотрудников на работу официально с целью уменьшения налоговой базы.

  Текст изменений в устав образец

К СВЕДЕНИЮ! Предполагается, что работа комиссии стимулирует компании самостоятельно уточнять точную сумму налогов и взносов, полагающихся к уплате, не допускать нарушений в сфере налогового права.

Состав комиссии

Комиссия включает в себя, как правило, следующих лиц:

  • Сотрудники налоговых органов.
  • Представители местных органов управления.
  • Представители ПФР, ФСС.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Прокурор.
  • Представители правоохранительных органов.

Информацию о налогоплательщиках комиссия берет из отчетов компаний, имеющихся реестров, Интернета, публикаций СМИ.

Особенности проведения и организации комиссии

Каждая компания рассматривается на комиссии в индивидуальном порядке. После проведения контрольного мероприятия составляются следующие документы:

  • Протокол заседания, который должен подписать секретарь, а также председатель комиссии. Представитель налогоплательщика знакомится с протоколом под расписку. Лицо может запросить копию протокола.
  • Рекомендации, в которых отражается фактическая сумма налогов, сумма к доплате и прочее. Срок устранения правонарушений составляет 10 дней.

Компания обязана исполнить все предписания комиссии. Факт устранения правонарушений проверяется инспекцией ФНС. Если компания не предприняла никаких действий, принимается решение о проведении выездной проверки.

Как вести себя на комиссии по легализации

Особенности поведения на комиссии обусловлены тем, какие вопросы будут задавать представители контролирующего органа. Рассмотрим подробнее эти вопросы:

  • На какой деятельности специализируется компания?
  • С какими поставщиками, контрагентами и покупателями сотрудничает предприятие?
  • Есть ли в компании служба безопасности, проверяющая контрагентов на надежность?
  • Соответствие компании юридическому адресу, наличие договора аренды, размер арендных платежей.
  • Число сотрудников в компании и их специализация.
  • Сотрудничество с компаниями-однодневками для создания фиктивного документооборота.

Если представитель компании не может ответить на эти вопросы, деятельность фирмы ставится под сомнение.

Что говорить на комиссии

Перед комиссией нужно выстраивать определенную линию защиты. Она будет зависеть от того, в чем именно обвиняется налогоплательщик. Очень важно подготовить аргументы в свое оправдание.

Пояснения можно предоставлять в письменной форме. Каждый аргумент желательно подтверждать документами. Рассмотрим пример линии защиты. Компании предъявляются обвинения в большом размере убытков.

В данном случае объяснить подозрительное явление можно следующими фактами:

  • Сектор, в котором работает компания, предполагает большие убытки для всех фирм.
  • Повысилась стоимость сырья.
  • Колебания курсов валюты.
  • Спрос на продукцию компании резко упал.
  • Финансовый кризис.
  • Компания работает в новом для себя секторе.

Если на комиссии будет рассматриваться низкая зарплата сотрудников, можно предъявить эти аргументы:

  • Часть сотрудников трудится в других регионах, в которых размер зарплат относительно низкий.
  • В компании был введен плавающий график, режим неполной занятости.

Все аргументы должны быть логичными и обоснованными. Усилить их можно путем предоставления сопутствующих документов (к примеру, статистика).

Неявка на заседание комиссии

Если представитель компании не явился на заседание, проводятся эти действия:

  1. Отправка повторного уведомления.
  2. Отправка уведомления в ФНС.
  3. Исследование информации о компании для решения о целесообразности осуществления проверки.
  4. Подготовка глубокой проверки.

  Поиск по номеру протокола гибдд

Представителям компании рекомендуется явиться на комиссию. Это позволит фирме своевременно исправить все нарушения и не допустить наложения санкций.

Одна из функций Федеральной налоговой службы РФ — это контроль правильного расчета и своевременной уплаты налогов и сборов, предотвращение случаев уклонения от их перечисления.

Комиссия по легализации объектов налогообложения (также называемая иногда «зарплатной комиссией», так как в том числе проверяет работодателей на предмет выплат «серых» зарплат) — один из способов выявления правонарушений в области налогообложения.

В ходе заседания проводится аналитическая работа по исследованию документов и фактов с участием самого налогоплательщика, которого представители исполнительного госоргана мотивируют к добровольному исполнению обязанностей, тщательной проверке и оптимизации способов ведения бизнеса, информируют об изменениях в законодательстве и т.д.

Законодательная основа и определение термина

Источник: https://iunicreditbank.ru/spravki/chto-takoe-legalizacija-nalogovoj

Комиссия по легализации объектов налогообложения

Налоговики регулярно проводят комиссии по легализации объектов налогообложения. Мы расскажем, всегда ли обязательно участие в них и каким алгоритмом руководствоваться в своих действиях. Ситуация, когда компании получают от инспекций некие предписания с требованиями явиться для дачи пояснений по поводу:

  • Полученного убытка по итогам отчетного или налогового периода;
  • Высокого уровня налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;
  • Минимального дохода по упрощенной системе налогообложения*;
  • Применения льгот по налоговым платежам и пр.

Налоговиками данные вызовы называются «комиссиями по легализации объектов налогообложения». Они стали обычным явлением для многих компаний. Налоговый кодекс не предусматривает никакой подобной комиссии. Более того, из форм налогового контроля явно можно выделить только две самостоятельные формы:

  • Камеральная налоговая проверка;
  • Выездная налоговая проверка. 

Цели комиссий и их правомерность Конечная цель, которую преследуют указанные комиссии, — увеличить сумму налоговых сборов с компаний. При этом по итогам комиссии не может быть вынесено никаких решений в отношении приглашенных фирм. Сам процесс прохождения комиссии представляет собой следующее.

  1. Представителю компании выдают для заполнения анкеты, в которые компанией должны быть внесены сведения:
    • Об основных дебиторах и кредиторах;
    • О доходах и расходах и их структуре;
    • О количестве персонала и форме его привлечения (трудовые отношения, гражданско-правовые договоры);
    • Об основных средствах;
    • О денежных средствах на расчетных счетах.
  2. Список может быть сокращен или, наоборот, увеличен какими-либо дополнительными аналитическими материалами или расшифровками статей деклараций.

    Временной интервал, который данные сведения охватывают, обычно составляет три года.

    Заполняя указанные анкеты, компания, по сути, своими руками проводит в отношении себя анализ по 12 критериям планирования выездной налоговой проверки (www. nalog. ru).

  3. С представителем компании проводится беседа, в процессе которой ему неоднократно говорят о необходимости написания неких объяснений по поводу предмета вызова (мы рассмотрели в самом начале статьи) и большой вероятности попадания в план выездных проверок.
  4. В зависимости от готовности фирмы ей подсказывают варианты выхода из той ситуации, при которой она навлекает на себя налоговую проверку и портит показатели инспекции. Эти рекомендации сводятся к тому, что компании предлагают либо уменьшить расходы текущего периода, либо сократить сумму вычетов по НДС, «растянув» их по времени принятия в качестве расходов и вычетов по налогу. Зачастую такие действия противоречат и Налоговому кодексу, и разъяснениям Минфина России.

Таким образом, основная цель таких комиссий — убедить компанию увеличить сумму начисленного налога на прибыль за прошедший налоговый период либо сократить убытки и вычеты путем подачи уточненных деклараций. Повторимся, что никаких иных мер, кроме такого рода убеждения, налоговики в рамках данных комиссий применять не могут.

Теперь немного о правомерности таких форм налогового контроля. Очевидно, что если подобные комиссии не предусмотрены Налоговым кодексом, то самым правильным решением для компаний было бы не ходить на них. К сожалению, все не так просто.

 

  • Из документа
  • Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 31
  • 1 Налоговые органы вправе: 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах

Собственно, об этом «ином случае» и идет речь в этой статье.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что девятым критерием концепции системы планирования выездных налоговых проверок1 является непредставление компанией пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Таким образом, избежать общения с налоговиками без негативных последствий для себя вряд ли удастся. Что делать? Алгоритм действий достаточно прост.

Первое, что нужно помнить, — не игнорируйте подобные приглашения, но и паниковать, и исполнять бегом первые требования инспекторов тоже не нужно. Второе — необходимо представить четкие ответы на вопросы инспекторов относительно интересующих их вопросов.

При этом ответ должен быть достаточно общим, чтобы заранее не привлекать налоговиков к рассмотрению конкретных сделок или способствовать назначению выездной проверки. Если считаете нужным, можно письменно описать деятельность компании, это поможет инспектору не только (и не столько) понять вашу правоту, но и «прикрыться» перед своим начальством. Наиболее часто встречающимися и понятными для налоговиков обстоятельствами, которые вызывают убытки, являются следующие:

  1. Если убыток формируется с начала работы фирмы и расходы изначально превалируют над доходами:
    • Фирма только что начала работать.
  2. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов:
    • Фирма модернизирует (ремонтирует) основные активы;
    • Фирма проводит агрессивную политику захвата рынка, что требует дополнительных вложений и затрат;
    • Фирма планирует расширяться, в связи с чем осуществляет дополнительные затраты;
    • Фирма осваивает новые направления бизнеса.
  3. Если выручка падает, а расходы остаются на прежнем уровне:
    • Снижение продаж в связи с изменением конъюнктуры рынка, а основную массу расходов в компании составляют постоянные расходы;
    • Искусственное снижение продаж в связи с ожидающимся ростом цен на реализуемую продукцию.

Аналогичного рода объяснения чаще всего встречаются и в отношении НДС. Главное, что хочет услышать инспектор, — что в ближайшее время компания начнет уплачивать налог в большем объеме (или вообще уплачивать).

Но, конечно, обещать этого инспектору не нужно (часто налоговики предлагают договориться о показателях на следующий налоговый период, идя навстречу предпринимателю).

Помните, что, прежде чем согласиться на предложения инспекции, нужно понимать, что:

  • Инспекторы руководствуются в своих предложениях исключительно желанием снизить убытки, уменьшить суммы расходов и налоговых вычетов; никаких других мотивов к общению у налоговиков нет;
  • Позиция отдельно взятого инспектора отдела камеральных проверок относительно возможности переноса на будущие периоды затрат в целях учета для налога на прибыль, а также дробления и возмещения НДС частями чаще всего не соответствует мнению инспекторов из отдела выездных проверок, разъяснениям Минфина России и действующему налоговому законодательству вообще. Если же инспектор неуемно настойчив в своих предложениях по оптимизации учета затрат и вычетов, можно предложить ему вариант, при котором компания сделает официальное письмо с просьбой разъяснения ситуации в ее территориальный налоговый орган.

Сноски: 1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@

Источник: http://pggazeta.ru/komissiya-po-legalizacii-obektov-nalogooblozheniya-2172.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector