Финансовые планы бизнеса на будущее может скорректировать налоговый контроль, особенно в рамках выездной проверки. Поэтому в конце уходящего года советник налоговой службы РФ II ранга, ведущий практикующий юрист по налоговым и гражданским спорам компании «Правовест Аудит» Наталья Наталюк напоминает о налоговых рисках и способах их нивелирования.
Что готовит грядущий год
Несомненно, фискальный орган продолжит бороться с всевозможными налоговыми схемами, совершенствуя инструментарий и знаменитые автоматизированные системы АИС «Налог-3», АСК «НДС».
Особое внимание на внутригрупповые сделки, формальное дробление, мнимые сделки с проблемными контрагентами и прочее.
Продолжится работа по созданию единой виртуальной транзакционной среды — платформы, где будут отражаться все сделки, а налоги будут взиматься автоматически.
Прозрачность бизнеса — уже необходимость. Риск стать фигурантом уголовного дела, лицом с «ярмом» пожизненной субсидиарной ответственности за неуплату компанией налогов точно не дадут дремать спокойно.
Ясно, что настала пора кардинально менять отношение к налоговым рискам, иначе радужные бизнес-планы в один момент могут просто рухнуть, как «карточный домик». А ведь этого всего вполне можно избежать.
Зоны риска: что учесть
Сейчас надо быть в курсе трендов налогового контроля, требований законодательства и позиции судов, чтобы как «кальку» переносить их на свой бизнес для верного определения ориентиров налоговой безопасности.
Самой серьезной, а порой роковой, для бизнеса является выездная проверка, поэтому важно предпринимать меры снижения вероятности ее назначения.
Начать можно с анализа деятельности компании по 12 риск-маркерам, увеличивающим риск интереса со стороны инспекции.
Например, налоговый орган заинтересует низкая налоговая нагрузка компании в сравнении с другими налогоплательщиками в конкретной отрасли. Чем ниже будет налоговая нагрузка, тем больше риск назначения проверки.
Значительные суммы вычетов по НДС (89% и более от суммы исчисленного налога за 12 месяцев), низкая рентабельность продажи товаров и использования активов не оставят равнодушными контролирующий орган.
Если декларируемые расходы растут быстрее, чем доходы — инспекция может озадачиться вопросом, обусловлено ли такое положение дел реальными потребностями хозяйственной деятельности компании или является результатом применения «налоговых схем», единственная цель которых — уплата налога в меньшем размере?
Нельзя не отметить, как риск — ведение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
К числу рисковых в налоговом плане способов ведения деятельности ФНС относит сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Например, мнимые, притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов, «фирм-однодневок», формальное «дробление бизнеса», занижения доходов, завышения расходов и прочее.
На необоснованной налоговой выгоде, стоит акцентировать особое внимание, поскольку все проверки проходят в условиях тестирования компаний на обоснованность получения такой выгоды. Согласно знаменитой ст. 54.1 НК РФ ВЫ не сможете учесть расходы и вычеты, если допустите:
- Искажение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Характерными примерами уменьшения суммы налоговой базы и/или исчисленного налога являются: создание схемы формального дробления бизнеса, искусственное создание условий по использованию пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения; создание схемы, направленной на неправомерное применение норм международных соглашений об избежание двойного налогообложения, нереальность исполнения сделки (операции) сторонами (отсутствие факта ее совершения).
- Неуплату и/или возврат сумм налога, как единственную цель сделки. Сделки всегда должны иметь здравую предпринимательскую деловую цель. Бизнес-решение не должно иметь не свойственное предпринимательскому обороту рискованное качество, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования или разделение единого бизнеса на несколько компаний (ИП) с единственной целью применения «спецрежимов» (УСН, ЕНВД).
- Исполнение сделки не тем лицом, с которым заключен договор или которому обязательство передано по договору или закону. Инспекция может отказать в учете расходов, вычетов, если есть доказательства, что товар (работа, услуга) исходят не от заявленного контрагента. Обычно это происходит, если контрагент, указанный в первичных документах, не мог и не имел возможности оказать услуги (выполнить работы, отгрузить товары). Здесь придется вспомнить о должной осмотрительности при выборе контрагентов, так как помимо реальности сделок будут выяснять причины выбора контрагента (репутация, выгодные условия) и проверять наличия у него необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств (материальные, трудовые), поэтому доказательства проверки контрагента несомненно должны быть.
- Устранить признаки, по которым происходит отбор для выездной налоговой проверки
- Не допускать схем уклонения от налогообложения (автоматизированные системы ФНС могут отследить схемы на стадии камеральной проверки)
- Проверять «налоговую благонадежность» контрагентов
- Проверять правильность исчисления и уплаты налогов (организовать внутренний и внешний контроль налогового учета и отчетности)
- Своевременно провести диагностику налоговых рисков. Для того, чтобы что-то предпринять, нужно сначала определить слабые места бизнеса с помощью профессиональной диагностики, которая покажет суммы скрытых рисков и даже финансовых резервов компании. Кроме того, диагностика определит вероятность налоговой проверки и поможет принять оптимальные решения во избежание негативных последствий (многомиллионных налоговых доначислений, штрафов, субсидиарной и уголовной ответственности).
- Применить максимальную защиту — системный комплексный аудит, который исключает вероятность налоговых ошибок. Его главный принцип — помощь в моменте. В течение финансового года проводится аудит по итогам каждого квартала, в идеале, до сдачи налоговой отчетности выявляются риски, своевременно вносятся исправления в первичные документы, корректировки в бухгалтерский или налоговый учет. Это позволяет не засвечивать организацию при предпроверочном анализе данных в ИФНС и не попадать под выездные проверки, не платить штрафы и пени.
Как предупредить риски
Для минимизации и исключения налоговых рисков важно:
Источник: https://realist.media/articles/vladeltsam-biznesa/nalogovyy-kontrol-2020-perspektivy-riski-i-vozmozhnosti/
При проверке деятельности ооо ускорение работниками налоговой в 2020 году
Пояснение в налоговую службу по убыткам необходимо дать в том случае, если из этого надзорного органа поступило соответствующее требование.
Зачем писать пояснение
Довольно часто у налоговиков по результатам сданной налоговым агентом отчетности появляются различные вопросы. В таких ситуациях инспекторы высылают в организацию письмо с просьбой дать пояснения.
Наиболее часто проблемы возникают в связи с какими-либо противоречиями, неточностями и ошибками, выявленными в декларациях, несоответствиями между данными, имеющимися в налоговой и указанными в отчетной документации предприятием, а также из-за отсутствия прибыли по результатам работы в отчетном периоде, а уж тем более при явных убытках.
Не следует забывать и о том, что налог на прибыль является одним из главных источников формирования бюджета, а это значит, что налоговики следят за перечислениями по этому налоговому направлению особенно пристально.
Что может привести к убыткам
Отсутствие доходов и убытки организаций – не такое уж и редкое явление, как может показаться непосвященному человеку. Они могут быть связаны с самыми разными обстоятельствами.
К ним может привести общий финансовый кризис, спад спроса на продукцию (в том числе из-за сезонных факторов), превышение трат и расходов над прибылью (например, при покупке дорогостоящего оборудования, крупных ремонтных работах и т.п.
), проблемы в производстве, неэффективный менеджмент компании, перепрофилирование предприятия и освоение новых рынков и многие другие причины.
Как проверяется организация
- Для того чтобы проверить и проконтролировать то или иное предприятие, вызвавшее сомнения в финансовой и налоговой «чистоте», в налоговых службах формируются специальные, так называемые «убыточные комиссии».
- В соответствии с законодательством их основная задача – простимулировать организации самостоятельно разобраться в причинах убытков и предотвратить их дальнейшее появление.
- Особое внимание комиссия уделяет тем компаниям, которые на протяжении двух предыдущих лет показывали в своих декларациях отсутствие прибыли, а также тем, которые делают слишком незначительные налоговые отчисления (у специалистов налоговой есть средние показатели по доходам и налоговым платежам в том или ином отраслевом направлении бизнеса).
- Для достижения своих целей работники убыточной комиссии не только пишут требования о даче пояснений по убыткам в организации, но и при особо сомнительных ситуациях вызывают «на ковер» руководство фирм (обычно директора и главного бухгалтера).
Можно ли не давать пояснений по убыткам
Пояснения об убытках давать нужно обязательно. Причем делать это следует в письменном виде и не позже чем через пять дней после получения соответствующего требования из налогового органа.
Несмотря на то, что никакого наказания за отсутствие пояснений в законодательстве РФ не предусмотрено, игнорирование писем налоговиков может иметь весьма печальные последствия для организации. В частности, может произойти доначисление налогов или могут быть приняты какие-либо меры административного воздействия.
Но самое неприятное, что также вполне возможно – отсутствие логичной и ясной картины финансовой деятельности компании может привести к выездной налоговой проверке, при которой будет «перетрясена» вся документация за последние три года, а это уже чревато совершенно иными, более серьезными санкциями.
Замечено: в график выездных проверок предприятия с регулярными убытками налоговики включают весьма охотно.
Как писать пояснение по убыткам
Пояснение можно писать в произвольном виде. Главное, чтобы структура документа отвечала нормам и правилам составления деловой документации, а сам текст пояснительной записки был четким, понятным и полностью отражал реальное положение дел на предприятии.
Если к убыткам привели какие-то события, свойственные для всей экономики: например, кризис, то тут иногда достаточно просто грамотно это сформулировать, указав на спад спроса и вынужденное снижение цен (приложив к пояснению отчеты, прайсы и прочие свидетельствующие об этом бумаги).
А вот если причиной отсутствия прибыли стали, к примеру, большие траты налогоплательщика при одновременном снижении продаж, то эти сведения надо подкрепить более серьезными документами (договорами и соглашениями о расторжении договоров, актами, налоговыми выписками и т.д.).
По возможности нужно предоставить также детальный отчет по расходам и доходам.
Если убытки возникли вследствие каких-либо чрезвычайных ситуаций (пожаров, затоплений, краж и т.п.), то к пояснению нужно обязательно прикрепить справки из соответствующих государственных структур (полиции, МЧС, управляющей компании и проч.).
Не лишним в документе станет и описание мер, которые работники организации предпринимают для предотвращения дальнейших убытков (они укажут на желание руководства предприятия исправить неблагоприятную ситуацию).
Следует отметить, что у крупных компаний пояснения порой достигают объема в несколько десятков страниц, что объяснимо, поскольку чем точнее пояснительная записка, тем меньше претензий со стороны налоговиков может появиться в дальнейшем и тем ниже вероятность выездной налоговой проверки.
Как оформить бланк
Документ можно писать вручную, но лучше все же напечатать на компьютере. Для распечатки допустимо взять обычный лист бумаги или же бланк с реквизитами и логотипом фирмы.
Пояснение нужно делать обязательно минимум в двух экземплярах, один из которых отправить по месту назначения, второй оставить у себя.
Информацию о записке нужно обязательно внести в специальный учетный журнал – сюда достаточно поставить его номер и дату.
Кто должен подписать документ
Пояснение пишется от лица руководителя организации или работника, временно находящегося на его месте. Соответственно, именно директор и должен поставить под письмом свой автограф. Хорошо, если в документе распишется и главный бухгалтер предприятия, как материально-ответственное лицо, которое формирует финансовую и налоговую отчетность.
Как отправить пояснение
Если компания подает отчетность в налоговую службу в электронном виде, то и пояснения нужно передавать в таком же формате.
Однако, если налоговый агент пользуется правом подачи отчетной документации на бумажных носителях, то допускается формировать пояснительную записку в «живом виде».
Затем ее можно отнести в налоговую лично, передать с представителем (у которого на руках есть соответствующая доверенность) или же переслать по почте.
Образец пояснения в налоговую по убыткам
Если налоговая прислала вам требование о даче пояснений по убыткам, возьмите на вооружение выше приведенные рекомендации и посмотрите пример – на их основе вы без труда напишите собственный документ.
- Сначала в пояснительной записке нужно указать адресата (справа или слева вверху бланка) т.е. ту налоговую, куда будет отправлено данное письмо.
- Затем указывается отправитель: название фирмы, ее реквизиты и контактные данные,
- После этого переходите к основному разделу. Первым делом укажите здесь ссылку на требование о даче пояснений, пришедшее из налоговой.
- Далее как можно подробнее словами опишите обстоятельства, в связи с которыми образовались убытки.
- После этого переходите к объяснениям в цифрах. Здесь нужно предоставить данные о доходах и расходах, а также внести ссылки на документальные подтверждения (указав их наименование, номер и дату).
- После того как пояснительная записка будет сформирована, не забудьте ее подписать.
Как проходит проверка Роструда
Роструд (Федеральная служба по труду и занятости, трудинспекция, Государственная инспекция труда, ГИТ) — структура, подведомственная Министерству труда, инструмент, позволяющий контролировать соблюдение законодательства в сфере труда.
В задачу службы входит и урегулирование трудовых споров между работниками и работодателями. Роструд наделен правом проводить проверки планового и внепланового характера.
Несмотря на то что год от года процедура их проведения становится все более прозрачной, вопрос, как подготовиться к проверке Роструда, волнует многих работодателей.
Что проверяет Роструд
Инспекторы Роструда проводят проверки как плановые, так и внеплановые, руководствуясь ТК РФ и ФЗ-294 от 26/12/08 г. В ходе проверки инспекторов может заинтересовать широкий спектр документов компании: от учредительных, до локальных нормативных актов, отдельных документов, регулирующих ту или иную сферу взаимоотношений администрации и сотрудника, с учетом специфики фирмы.
С другой стороны, нигде в трудовом законодательстве нет перечня документов по труду для юрлиц и ИП. Такой перечень выработан практикой контрольных мероприятий, осуществляемых ГИТ. Начинаются они с проверки учредительных документов, свидетельства о постановке на учет в ФНС, свидетельства о госрегистрации, затем проверяется документация в сфере труда:
- Штатное расписание, график отпусков. Обязательно должны быть у всех работодателей.
- Внутренние правила трудового распорядка. Обязательный документ для каждой организации и ИП (ст. 189, 190 ТК РФ).Строго установленной формы у документа нет. Его содержание: организация трудовой деятельности фирмы, регламентирование трудового процесса.
- Положение об оплате труда (иные аналогичные ЛНА в сфере труда). В такой документ обязательно следует внести пункт о порядке индексации заработной платы.
- ЛНА, касающиеся обработки персональных данных сотрудников (требования установлены ст. 86-88 ТК РФ, ФЗ-152 от 27/07/06 г.).
- ЛНА, касающиеся нормирования труда (гл. 22 ТК РФ).
- Инструкции по охране труда (р. 10 ТК РФ).
Инспектор может потребовать и иные документы, учитывая специфику фирмы или труда отдельных сотрудников, например:
- колдоговор (может не заключаться, исходя из смысла ст. 36 ТК РФ, регламентируется гл. 7 ТК РФ);
- график смен;
- ЛНА о командировках (не нужен в государственном, муниципальном учреждении, органе местного самоуправления, для других – обязателен к разработке);
- ЛНА о разъездном режиме работы, о разделении рабочего дня на части;
- ЛНА о профподготовке, повышении квалификации, аттестации, независимой оценке квалификации работников;
- договоры о полной материальной ответственности и пр.
Могут проверяться также приказы о приеме на работу (ознакомлен ли работник в установленный срок), иные документы кадрового характера, в том числе и о дисциплинарных взысканиях (оценивается их законность), соблюдение хранения трудовых книжек (например, приказ о назначении ответственного за ведение, хранение и учет). Документы по охране труда также проверяются. Они должны учитывать специфику бизнеса фирмы.
На заметку! Перечень наиболее значимых нарушений, согласно статистическим данным проверок, можно найти на сайте Роструда. Чаще всего инспекторы находят ошибки в оформлении трудовых договоров. Документ должен отвечать требованиям ст. 57 ТК РФ.
Как подготовиться к проверке
В настоящее время трудинспекция применяет при проверке так называемый риск-ориентированный подход. Его суть в том, что объекты контроля проверяются с учетом надежности фирмы, выраженной в категории (классе) риска, который присвоил ей Роструд (ФЗ-294, ст. 8.1-3, пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.).
Источник: https://stayadmitrov.ru/pri-proverke-deyatelnosti-ooo-uskorenie-rabotnikami-nalogovoj-v-2020-godu/
Налоги, отчетность, ВЭД, контроль: риски и возможности для бизнеса в 2020 году
Скачать программу
Новый 2020 год не стал исключением и принёс нам не только изменения в налогах, но и новые тревожные тренды правоприменительной практики для бизнеса и должностных лиц. Поэтому делимся с Вами ключевой информацией во избежание сложностей в новом году.
3 темы:
1. Изменения по налогам 2020 и отчетность 2019:
- НДС
- налог на прибыль и имущество
2. Риски и возможности бизнеса в кейсах:
- налоговый ЗОЖ и контроль
- уголовная и субсидиарная ответственность
- медиация в спорах
- кейсы по финансовому, валютному и таможенному контролю
Советник налоговой службы II ранга, гл. эксперт-практик компании «Правовест Аудит», эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москва
- Изменения с 1 января 2020 г. (уточнен порядок вычетов по НМА, введены новые особенности подтверждения нулевой ставки НДС, новые основания для восстановления НДС и др.).
- Другие актуальные вопросы (новый порядок вычетов и раздельного учета при выполнении работ и услуг, местом реализации которых территория РФ не является с 01.07.2019 и др.)
- Изменения с 1 января 2020 г. и особенности декларации за 2019 год
- Последняя судебная практика и официальные разъяснения.
- Новая форма декларации за 2019 год — особенности заполнения
- Изменения-2020 (новые виды недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, упрощение отчетности и др.).
- Движимое и недвижимое имущество: разбираемся на примерах
адвокат, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации и общественный деятель. адвокат, председатель Комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов в «Деловой России», Общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей в уголовном процессе, эксперт в Совете Федерации. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве (Правительство Москвы) председатель Комитета по защите в судебных спорах и процедурах банкротства МГО «Опора России», упр. партнер юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» юрист, эксперт по предупреждению рисков бизнеса, общественный деятель, упр. партнёр «Кучерена Групп» Советник налоговой службы РФ II ранга, практикующий налоговый юрист, эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей адвокат, доктор юрид. наук, консультант Совета Европы по правовым вопросам, член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
- Планы ФНС на 2020 год с учетом «дорожной карты» и практики прошлого года
- Налоговые преступления: основные риски и тенденции правоприменительной практики в сфере налоговых преступлений.
- Практика применения ст. 54.1 НК РФ: деловая цель и реальность сделок, сторона договора. «Налоговая реконструкция»: что ждет бизнес с учетом судебной практики и писем Минфина с грифом ДСП?
- Дробление бизнеса: зоны риска для торговли, аренды имущества, общепита, гостиниц
- Типичные претензии по контрагентам: осмотрительность, доказательства, налоговая оговорка
- Важные акценты «субсидиарки»: примеры из практики
- Налоговые преступления: что надо знать бизнесу?! Как предприниматель без вины превращается в преступника? Проблемы разграничения возмещения налогов и хищения (налоговые составы или мошенничество)
- Споры: медиация, как способ сохранить лицо и избежать потери бизнеса
- Помощь в решении налоговых проблем — «Горячая линия: дежурный по Москве»
- Диагностика налоговых рисков и комплексный аудит
- Изменения законодательства для защиты бизнеса: НК РФ, налоговые составы в УК РФ
Модератор дискуссии Юлия Зуйкова руководитель по развитию продуктов ОАО «Альфа-Банк» первый заместитель генерального директора Автономной некоммерческой организации «Московский экспортный центр». генеральный директор «Делокейтс», практикующий юрист в области таможенного права, сопровождения международных сделок и проектов. Директор по стратегическому развитию ТРАНССЕРТИКО, услуги логистики, таможенного оформления руководитель отдела Управления глобальных рынков Московского банка ПАО Сбербанк
В формате панельной дискуссии эксперты обсудят с аудиторией финансовые и правовые риски при осуществлении ВЭД, поделятся трендами судебной практики и новостями законодательства 2020. Предложат пути минимизации рисков, комплексные меры защиты и инструменты для развития бизнеса, разберут практические кейсы.
-
- Актуальные тренды судебной практики для участников ВЭД.
- Внешние угрозы участников ВЭД и возможности управления риском.
- Как и для чего оценивать сомнительность сделок?
- Таможенный аудит как инструмент защиты бизнеса.
- Либерализация и особенности применения валютного законодательства на практике.
- Новый взгляд на процесс маркировки и сертификации. Новшества и ужесточения.
- Неопределенность в курсах валют, ценах товаров, процентных ставках по кредитам — как получить устойчивый бизнес?
Москва,Цифровое деловое пространство (ул. Покровка, д. 47, большой зал)
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogi-otchetnost-kontrol-i-ved-vklyuchaya-eksport-novshestva-i-riski-2020-goda/
Изменения в налогах, риски и возможности бизнеса, вэд в 2020 году / события на timepad.ru
- ЧАСТЬ 1.
- Изменения по налогам:2020 и отчетность:2019
- Бухгалтерам и финансистам
Варламова Виктория – Советник налоговой службы II ранга, гл. эксперт-практик компании «Правовест Аудит», эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей в г. Москва
НДС:
— Изменения с 1 января 2020 г. (уточнен порядок вычетов по НМА, введены новые особенности подтверждения нулевой ставки НДС, новые основания для восстановления НДС и др.);
— Другие актуальные вопросы (новый порядок вычетов и раздельного учета при выполнении работ и услуг, местом реализации которых территория РФ не является с 01.07.2019 и др.);
- Налог на прибыль:
- -Изменения с 1 января 2020 г. и особенности декларации за 2019 год;
- -Последняя судебная практика и официальные разъяснения;
- Налог на имущество:
- -Новая форма декларации за 2019 год – особенности заполнения;
- -Изменения-2020 (новые виды недвижимости, облагаемые по кадастровой стоимости, упрощение отчетности и др.);
- -Движимое и недвижимое имущество: разбираемся на примерах;
- ЧАСТЬ 2.
- Финансистам и руководителям
- Панельная дискуссия:
- Анатолий Кучерена — адвокат, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации и общественный деятель.
- Наталюк Наталья — Советник налоговой службы РФ II ранга, практикующий налоговый юрист, эксперт при палате общественных Уполномоченных по защите прав предпринимателей
- Екатерина Авдеева — адвокат, член Генсовета «Деловая Россия», эксперт при аппарате Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Общественный Уполномоченный по защите прав предпринимателей в уголовном процессе при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве, старший партнер Адвокатского бюро «МАГРАС»
- Эксперты из команды Омбудсмена Татьяны Минеевой
- Контроль бизнеса-2020: основные тренды и риски:
- -Планы ФНС на 2020 год с учетом «дорожной карты» и практики прошлого года;
- -Налоговые преступления: основные риски и тенденции правоприменительной практики в сфере налоговых преступлений;
- Налоговая выгода — пределы допустимого и риски на практике:
—Практика применения ст. 54.1 НК РФ: деловая цель и реальность сделок, сторона договора. «Налоговая реконструкция»: что ждет бизнес с учетом судебной практики и писем Минфина с грифом ДСП?;
- -Дробление бизнеса: зоны риска для торговли, аренды имущества, общепита, гостиниц;
- -Типичные претензии по контрагентам: осмотрительность, доказательства, налоговая оговорка;
- Налоги и риски собственников/руководителей/бухгалтеров:
- -Важные акценты «субсидиарки»: примеры из практики;
-Налоговые преступления: что надо знать бизнесу?!Как предприниматель без вины превращается в преступника? Проблемы разграничения возмещения налогов и хищения (налоговые составы или мошенничество);
- Практическая помощь бизнесу: медиация, «горячая линия», диагностика и предупреждение налоговых рисков:
- -Споры: медиация, как способ сохранить лицо и избежать потери бизнеса;
- -Помощь в решении налоговых проблем — «Горячая линия: дежурный по Москве»;
- -Диагностика налоговых рисков и комплексный аудит;
- —Изменения законодательства для защиты бизнеса: НК РФ, налоговые составы в УК РФ;
- ЧАСТЬ 3.
- ОСОБЕННОСТИ ВЭД
- «Учимсяна чужих ошибках: кейсы по финансовому, валютному и таможенному контролю. Практика иинструменты
- по защите бизнеса при осуществлении ВЭД»
- Руководителям, импортерам и экспортерам
- Панельная дискуссия:
- Модератор дискуссии Юлия Зуйкова — руководитель по развитию продуктов ВЭД ОАО «Альфа-Банк»
- Александр Ревтюк – генеральный директор «Делокейтс», практикующий юрист в области таможенного права, сопровождения международных сделок и проектов.
- Юлия Янелис – эксперт-практик «ВЭД под ключ», коммерческий директор ГК ТРАНССЕРТИКО, услуги логистики, таможенного оформления грузов.
- Евгений Смирнов — руководитель направления инвестиционных продуктов ОАО «Альфа-Банк».
- Сучков Илья – руководитель отдела Управления глобальных рынков Московского банка ПАО Сбербанк
В формате панельной дискуссии эксперты обсудят с аудиторией финансовые и правовые риски при осуществлении ВЭД, поделятся трендами судебной практики и новостями законодательства 2020. Предложат пути минимизации рисков, комплексные меры защиты и инструменты для развития бизнеса, разберут практические кейсы.
- — Актуальные тренды судебной практики для участников ВЭД.
- — Внешние угрозы участников ВЭД и возможности управления риском.
- — Как и для чего оценивать сомнительность сделок?
- — Таможенный аудит как инструмент защиты бизнеса.
- — Либерализация и особенности применения валютного законодательства на практике.
— Новый взгляд на процесс маркировки и сертификации. Новшества и ужесточения.
— Неопределенность в курсах валют, ценах товаров, процентных ставках по кредитам – как получить устойчивый бизнес?
Источник: https://pravovest-au-org.timepad.ru/event/1235524/
С какими рисками может столкнуться компания при сотрудничестве с самозанятыми в 2020 году
23 октября 2019 года Государственной Думой был рассмотрен и принят в первом чтении законопроект № 802503-7 о федеральном бюджете на период с 2020 по 2022 год.
В ходе первого чтения проекта глава Минфина заявил, что с 2020 года налоговая служба начнет выявлять компании, которые принимают на работу самозанятых граждан вместо штатных сотрудников, сокращая при этом свою налоговую нагрузку. Со следующего года таким компаниями ФНС будет доначислять налоги и страховые выплаты.
Кто попадает в зону риска, как правильно оформлять самозанятых, как предупредить негативные последствия сотрудничества? Ответим на эти вопросы в статье
В начале октября 2019 года на своем официальном сайте Минфин опубликовал основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России в период с 2020 по 2022 годы.
Одним из ключевых результатов государства по созданию справедливой конкурентной среды и сокращению теневого сектора в документе назван запуск в экспериментальных районах РФ нового вида налога — НПД (налог на профессиональный доход). Минфин сообщает, что новый режим получил у физических лиц высокую популярность.
Перейти на НПД могут физические лица (граждане РФ, а также других государств Евразийского экономического союза) и индивидуальные предприниматели, если они не имеют наемных работников по трудовому договору.
Указанные лица могут реализовывать товары, оказывать услуги, производить работы, перечень которых определен законом, если местом ведения деятельности является один из субъектов РФ, участвующих в эксперименте (Москва и область, Татарстан, Калужская область).
Действительно, новый режим удобен для многих. НПД подразумевает выгодные условия и отсутствие страховых взносов.
Стать плательщиком этого налога физическим лицам просто, не нужно подавать декларации, все взаимодействие с контролирующим органом осуществляется в электронном виде.
Налоговые ставки в размере 4% при сотрудничестве самозанятого с физическим лицом и 6% при сотрудничестве с фирмами намного выгоднее для налогоплательщика, чем уплата НДФЛ в размере 13% с дохода.
Что касается работодателей. Компании начали «переводить» своих сотрудников с кем работали до этого неофициально либо нанимать новых с учетом оформления ими в статус самозанятых лиц.
Конечно, работодателю такая схема дает существенные преимущества:
- Самозанятые освобождены от уплаты НДФЛ, а компания автоматически теряет статус налогового агента в отношении самозанятого.
- Компании не нужно уплачивать за самозанятого страховые взносы.
- Работодатель избавляется от обязательства предоставлять работнику установленные трудовым законодательством гарантии (оплачиваемый отпуск, пособия и так далее), поскольку отношения выходят за рамки трудовых.
Таким образом, привлекая самозанятого вместо штатного работника, работодатель может существенно сократить расходы. Однако такое сотрудничество, в некоторых случаях, может вызвать претензии со стороны ФНС и повлечь серьезные санкции для работодателя.
Сразу нужно сказать, что работодателю ни в коем случае нельзя уволить действующего сотрудника и тут же принять его по гражданско-правовому договору в качестве самозанятого.
Законом прямо установлено, что для использования НПД и освобождения лица от иных налогов, необходимо чтобы заказчиками услуг (работ) плательщика НПД выступали лица, которые или не были работодателями плательщика НПД вообще, или являлись его работодателями более двух лет назад.
Следовательно, гражданин не может быть плательщиком НПД и иметь статус самозанятого при сотрудничестве со своим бывшим работодателем в течение двух лет после дня официального увольнения.
Анализ статьи. 54.1 НК РФ и разъяснений налогового органа позволяет сделать вывод: налогоплательщику запрещено уменьшать налоговую базу и суммы налога в случае, если единственной целью сделки является налоговая экономия. Это значит, что совершая сделки, компания-налогоплательщик должна преследовать деловые цели и исходить из принципа экономической целесообразности.
Привлечение самозанятого к работе в некоторых случаях может быть расценено налоговым органом как нарушение действующего законодательства. Если ФНС установит, что основной целью сотрудничества является экономия на налогах, то работодателю вменят наличие схемы по уходу от налогов.
В этом случае работодателя ждут негативные правовые последствия.
Практика показывает, что для контролеров и судов название договора, как и формальный статус физического лица, сотрудничающего с компанией, не имеет значения, если отсутствует экономическое обоснование изменений во взаимоотношениях сторон.
Существенным можно назвать риск признания отношений работодателя и самозанятого трудовыми.
Если суд установит, что несмотря на наличие договора гражданско-правового характера отношения между физическим лицом и компанией являются трудовыми, гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой (например, в гражданско-правовом договоре будут присутствовать элементы трудового договора: распорядок дня, отпуск и прочее).
Соответственно, налогоплательщику не удастся применить НПД к доходам, которые получены в рамках трудовых правоотношений. При этом компании могут доначислить налоги, взносы и применить штрафные санкции. Поэтому, кроме экономического обоснования также важно правильно оформить с физическим лицом все первичные документы.
Внимание ФНС могут привлечь следующие факторы в сотрудничестве самозанятого и компании:
- осуществляя деятельность, самозанятый привлекает иных лиц. По закону, плательщики НПД не могут нанимать работников;
- работодатель является единственным контрагентом самозанятого;
- с самозанятыми массово заключаются договоры в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер;
- состав лиц, работающих с компанией, остался тем же, как и их функционал;
- официально самозанятый оформил разрешенный вид деятельности, а фактически занимается другой деятельностью. Если компания закупает товары или получает услуги/работы от такого лица, у нее появляются риски доначисления налогов. Например, самозанятым разрешено реализовывать собственную продукцию, но запрещено заниматься перепродажей товаров, разрешено сдавать в наем жилые помещения, но запрещается заниматься арендой нежилых помещений;
- бывший работник находится в офисе на том же рабочем месте (признак сохраненных трудовых отношений между сторонами).
- Компании могут привлекать самозанятых при наличии экономического обоснования сотрудничества. Во избежание рисков и санкций со стороны налогового органа, привлекая такого сотрудника, рекомендуем придерживаться определенных правил:
- Проверьте статус самозанятого лица и наличие у него права на применение режима НПД перед началом сотрудничества, сделать это можно по адресу. Рекомендуем также проверять статус лица каждый раз перед оплатой его услуг, поскольку самозанятый в любой момент может сняться с учета или потерять свой статус, не известив компанию.
- Запрашивайте у самозанятого чеки об оплате, с помощью которых компания сможет учесть оплату в расходах.
- Отследите, чтобы компания не была единственным контрагентом самозанятого лица.
- Уделите внимание функционалу самозанятого. Его работа должна иметь разовый характер или четкую направленность на конечный результат, подпадать под разрешенную деятельность. Законом четко определено, какой деятельностью плательщики НПД заниматься не могут.
- Подготовьте документальное обоснование деловой цели взаимодействия с самозанятым.
- Уделите внимание содержанию и оформлению договора с самозанятым. В договоре важно избегать типичных для трудовых отношений условий и терминологии. Стоит закрепить в тексте условия, которыми обосновывается статус самозанятого, устанавливается ответственность понесенные заказчиком убытки, в случае недобросовестного поведения исполнителя.
Достаточно рискованно привлекать физическое лицо, с которым компания раньше работала, особенно в рамках трудовых отношений. Если при этом компания являлась работодателем самозанятого менее двух лет назад, риски неблагоприятных последствий увеличиваются в разы.
Необходимо помнить о том, что ФНС вправе допрашивать свидетелей. В случае, когда компания увольняет работника с намерением сотрудничать с ним дальше после перехода последнего на НПД, самозанятый может сообщить налоговому органу, что заинтересованности в получении нового статуса у него не было, инициатива о переходе на НПД принадлежала работодателю.
Нужно учитывать, что уже сегодня ФНС имеет все ресурсы для выявления предприятий, привлекающих самозанятых вместо штатных работников в целях налоговой оптимизации.
И технических возможностей у налоговиков становится все больше и больше.
Если в текущем году специальные проверки на этот счет ФНС не проводит, то со следующего года они могут стать нормальной практикой, о чем уже заявляют представители контролирующего органа.
Учитывая тот факт, что все операции самозанятый проводит через приложение «Мой налог», выявить его контрагентов и провести по ним проверку налоговому органу не составит труда. Кроме того, для борьбы со злоупотреблениями со стороны налогоплательщиков ФНС разрабатывает специальный программный продукт, который будет применяться уже с 2020 года.
Таким образом, принимая решение о сотрудничестве с самозанятым важно проверить его статус, разработать правильный текст соглашения, который может обезопасить компанию в случае проверки. Не рекомендуем предлагать сотрудникам увольнение в целях последующей смены ими правового статуса.
Источник: https://delovoymir.biz/s-kakimi-riskami-mozhet-stolknutsya-kompaniya-pri-sotrudnichestve-s-samozanyatymi-v-2020-godu.html
Налоговые риски — оценка, какие бывают и как их снизить
В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.
Классификация налоговых рисков
Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.
Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:
- полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
- вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
- присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
- негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
- различное проявление по отношению к разным субъектам.
Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:
- информационные;
- экономические;
- социальные;
- политические.
То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:
- организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
- технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
- экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
- социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.
Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:
- внутренние и внешние;
- предсказуемые и непредсказуемые;
- систематические и несистематические.
Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.
При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.
В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:
- субъекты, которые несут угрозы;
- факторы, их определяющие;
- период возникновения;
- зависящие от размеров будущих потерь.
Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:
- налоговые агенты;
- налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
- взаимосвязанные лица;
- само государство.
Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.
В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.
Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:
- информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
- процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
- окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
- репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.
Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.
Оценка налоговых рисков
Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:
- уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
- в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
- налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
- темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
- работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
- налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
- годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
- свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
- неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
- неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
- ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.
Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.
Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.
Почему рисками нужно управлять
Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.
Задачи создания такого отдела:
- сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
- определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
- определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
- разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
- разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
- подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.
«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами.
Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени.
По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.
Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.
К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.
Можно ли снизить угрозы налоговых потерь
Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:
- максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
- повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
- систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
- систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
- непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
- страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
- создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.
Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.
Источник: https://blog.oy-li.ru/nalogovye-riski/