Закон об электронной подписи 63-фз 2020

Нормативно-правовое регулирование в сфере ЭДО с использованием цифровых подписей закреплено в Федеральном законе. Этот документ не только дает основные определения терминов и типов ЭП, но и закрепляет за каждой юридическую силу, определяет функциональность удостоверяющих центров и т.д.

Цели закона

Цифровая подпись разработана для обеспечения безопасного ведения электронного документооборота. Для ее создания разные криптографические алгоритмы преобразуют информацию, используя специальный закрытый ключ ЭП. Результат процесса — идентификация владельца сертификата и установление неизменности информации после заверения.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

ФЗ 63 от 25 марта 2011 года определяет и прописывает правила использования ЭЦП и особенности применения цифрового реквизита в сфере государственного управления и в информационных системах. Последняя редакция от 23.06.2017 г.

 под номером 220-ФЗ внесла уточнения в главу 6: с помощью ЭЦП можно подписать сразу пакет ЭД, и каждый из них будет являться подписанным.

Если в пакет входят документы, сформированные сторонними лицами и подписанные ими в соответствии с требованиями законодательства, то они не подлежат дополнительной заверке ЭП. При необходимости возможно подписание одного документа несколькими лицами.

Сфера действия

Правовые отношения в области использования электронных подписей распространяются на:

  • Заключение гражданско-правовых сделок;
  • Оказание муниципальных и государственных услуг и выполнение обязанностей;
  • Совершение действий, предусмотренных ФЗ РФ, ведущих к возникновению иных юридических последствий.

Федеральный закон состоит из 20 статей. Первые 4 рассматривают возможности и сферы применения законопроекта, основные понятия и принципы использования ЭЦП. Затем начинается базовая часть, включающая:

  • Виды цифровой подписи — простая, усиленная, квалифицированная и неквалифицированная;
  • Условия признания ЭД и ЭП;
  • Права органов власти в аккредитации и контроля за работой УЦ;
  • Типы криптографической защиты;
  • Применение простой цифровой подписи;
  • Обязанности сторон сделки с применением усиленной подписи;
  • Признание юридической силы КЭП и средства ее контроля;
  • Условия функциональности УЦ.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

Заключительные статьи представляют собой итоговые положения, даты вступления в силу законопроекта и обобщают документ.

Используемые понятия

Федеральный закон об электронной подписи затрагивает все сферы использования цифрового инструмента, а также его выдачу, виды, основные определения и отношения с государственными органами и услугами.

Цифровая подпись

Представляет собой информацию в электронном виде, связанную с аналогичными данными и соединенную с заверяемой информацией. Также ЭЦП может быть связана с данными, позволяющими определить автора документа или иными сведениями. В новой редакции законопроекта рассмотрены все необходимые определения.

Квалифицированный сертификат

Нужен он для подтверждения соответствия ключа, проверки цифровой подписи и владельца сертификата. Сертификат ключа проверки электронной подписи — это бумажный или электронный документ, полученный клиентом от УЦ.

Квалифицированный сертификат (КС) выпускается и применяется в порядке, предусмотренном ФЗ и иными правовыми документами. Право выпуска сертификата имеют только аккредитованные УЦ или уполномоченные федеральные органы.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

Владельцем КС закон признает человека, на имя которого был выдан настоящий сертификат.

Ключ ЭП представляет собой уникальный порядок символов, а ключ проверки — это последовательность знаков, позволяющая подтвердить подлинность ЭП.

Удостоверяющий центр

УЦ создан для осуществления деятельности по формированию, выдаче и поддержанию работы КС. Владельцем центра может быть как организация, так и ИП, государственный орган или орган местного самоуправления. Для получения аккредитации УЦ должен соответствовать требованиям настоящего закона и иметь необходимое ПО, аппаратные устройства и квалифицированных сотрудников.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

Средства ЭП

К ним относятся сложные криптографические устройства, необходимые для формирования и проверки ЭП, ключей ЭЦП и их проверки. К участникам электронного взаимодействия закон относит физических и юридических лиц, включая государственные органы, которые производят обмен данными в электронном виде.

Основные положения

В статье 4 настоящего законопроекта определяются основные принципы использования электронно-цифровой подписи.

Они действуют постоянно, за исключением случаев, прописанных отдельно в ФЗ или в соглашении сторон ЭДО.

Если подпись сформирована в соответствии с законом иностранного государства и нормой международного стандарта, а также отвечает требованиям закона 63-ФЗ, то такая электронная подпись признается в России.

Виды ЭЦП

Законом выделяются 3 вида электронной подписи:

  1. Простая — это пара логина и пароля или код, присланный в виде СМС, для входа в личный кабинет на сайте и подтверждения действий.
  2. Неквалифицированная — обладает большим рядом возможностей, а получают ее путем криптографических преобразований данных. НЭП позволяет обнаружить изменения, внесенные в документ после заверения.
  3. Квалифицированная ЭП — более сложный и юридически полноценный вид заверения ЭД.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

КЭП должна отвечать требованиям к предыдущему типу ЭП, а также:

  • Иметь дополнительно ключ проверки ЭП, указанный в сертификате;
  • Проверяться и создаваться при помощи сертифицированных программных средств.

Законодательством запрещена передача ЭЦП другому лицу, т.к. она позволяет определить и подтвердить владельца и равнозначна личной подписи.

Электронный документ с простой или неквалифицированной цифровой подписью имеет тождественную ручной подписи силу, если это установлено дополнительным соглашением между сторонниками ЭДО.

Нормативные акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания документов в ЭФ, заверенные НЭП, равносильны бумажным документам с личной подписью.

Полная юридическая сила простой подписи возможна, только если документы составлены и подписаны в соответствии с требованиями статьи 3 ФЗ-63. Подписание документов КЭП не нуждается в подтверждении сторонними актами.

Роль удостоверяющего центра

Уполномоченный федеральный орган (УФО) создается с целью:

  • Аккредитации УЦ;
  • Контроля за соблюдением норм, установленных федеральным законодательством и правовыми актами;
  • Выдачи предписаний об устранении недостатков в работе;
  • Осуществления полномочий вышестоящего УЦ по отношению к аккредитованным удостоверяющим центрам.

УФО хранит информацию обо всех аккредитованных центрах: действующих и прекративших работу, а также приостановивших деятельность в связи с отозванной аккредитацией.

Деятельность УЦ

Работа удостоверяющего центра связана с:

  • Созданием и выдачей сертификатов ключей проверки ЭП и контролем за их использованием;
  • Выдачей средств ЭП и ключа ЭП, ключа ее проверки или средств, для обеспечения создания ключей;
  • Ведением реестра выданных сертификатов ключей проверки ЭП и установлением порядка его ведения.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020Уполномоченный федеральный орган (УФО) — портал

Информация, содержащаяся в реестре сертификатов, должна быть актуальной и защищенной от доступа третьих лиц. Удостоверяющий центр, осуществляющий выдачу сертификатов, обязан:

  • В письменной форме доводить до сведения клиентов информацию о правилах пользования ЭП и средств ЭП, рисках и необходимых мерах защиты;
  • Предоставлять доступ к реестру сертификатов;
  • Обеспечивать сохранность ключей ЭП.

В квалифицированном сертификате, выданном клиенту, УЦ должен указать:

  • Номер сертификата, срок его выдачи и дату окончания действия;
  • СНИЛС;
  • Ключ проверки ЭП;
  • Наименование и адрес УЦ;
  • ФИО владельца сертификата или номер ЕГРЮЛ организации.

Каждый участник электронного взаимодействия имеет право применять любые технологии и технику, при помощи которой можно использовать ЭП и которая не противоречит ФЗ.

Законы-предшественники

Источник: https://myedo.ru/elektronnaya-podpis/spravka/zakon-63-fz

Федеральный закон 63 ФЗ об электронной цифровой подписи — что нового привнёс закон, последние новости

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

  • Банки Сегодня Лайв
  • Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
  • А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

Любой аспект, имеющий юридическую силу, должен иметь нормативно-правовое регулирование. Это логично: ведь каждая система должна подчиняться определенным нормам и порядку. Данный порядок устанавливается на Федеральном уровне в виде законопроектов.

Каким же образом регулируется соблюдение норм и правил в использовании электронных объектов? Рассмотрим основной Закон, который раскрывает юридические нормы отношений между сторонами электронного документооборота, а именно, использование электронной цифровой подписи.

Какие изменения внес Федеральный Закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ? Новшества и общая характеристика нормативного акта

Около 5 лет назад закончил свое действие закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 года. На смену ему пришел обновленный закон «Об электронной подписи» № 63-ФЗ от 6 апреля 2011 года. Данный Закон был принят Госдумой 25 марта 2011 года, и одобрен Советом Федерации уже через 5 дней.

Итак, данный нормативный акт внес существенный изменения в отношении своего объекта. Помимо изменения самого названия Закона, другим существенным нововведением стало разделение ЭЦП на 2 вида, а именно:

  1. Простая ЭЦП. Это подпись, созданная посредством пользовательских кодов и паролей. Правила использования простой ЭЦП разъясняются в 9 статье ФЗ №63.
  2. Усиленная ЭЦП. Данная подпись создается при помощи ключевой пары.

Усиленная подпись, в свою очередь, делится еще на 2 подвида: квалифицированную и неквалифицированную электронную цифровую подпись. Последняя – создается с помощью программ криптошифрования. Такая подпись способна обнаружить факт изменения содержимого документа после его подписания.

Квалифицированная же подпись, помимо вышеперечисленных параметров имеет квалифицированный сертификат. Структура сертификата определена Приказом ФСБ РФ № 795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года.

Получить ЭЦП можно в специализированном Удостоверяющем Центре, который аккредитован Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. С более подробной характеристикой видов ЭЦП можно ознакомиться в статье № 5 ФЗ №63.

Помимо крупных изменений, представленных выше, обновленный Закон внес еще и другие поправки:

  1. Внесено уточнение, что при подписании электронного документа несколькими лицами, необходимо использовать один вид подписи (который установлен законодательством для тех или иных форм действий);
  2. Была упрощена система проведения электронных торгов. С введением Закона в действие, участники торгов стали иметь возможность отправлять заявки в электронном виде.

Закон «Об электронной подписи» достаточно подробно регламентирует использование электронного объекта, при этом подробно поясняет права субъектов электронного документооборота и описывает обязанности и функции Удостоверяющего центра.

Первые 4 статьи Закона об ЭЦП посвящены описанию, основным понятиям и принципам использования ЭЦП. Например, в статье №3 описывается правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей.

В данной статье оговариваются такие нюансы, как возможность регулирования отношений в области использования электронной подписи соглашением между участниками электронного взаимодействия.

Поясняется, что порядок использования электронной цифровой подписи в корпоративной системе может устанавливаться путем соглашения между участниками электронного взаимодействия.

Важный факт! Вид электронной подписи, которая может использоваться органами исполнительной власти и органами местного самоуправления устанавливает Правительство Российской Федерации.

Читайте также:  Реестр фнс налогоплательщиков рф 2020

  Безопасна ли ваша пластиковая карта

Остальные статьи Закона посвящены узким нюансам.

Например, в статье №6 подробно объясняются условия, при которых документы, подписанные электронной цифровой подписью, юридически можно считать равносильными документам, заверенным рукописной подписью. А в статье №8 подробно перечислены полномочия Федеральных органов власти в данной сфере.

Много внимания уделено в Законе объяснению характеристики, функций, профессиональной деятельности, аккредитации Удостоверяющих Центров, а так же понятию «квалифицированного сертификата».

Помимо основного Закона об ЭЦП действуют и другие нормативно-правовые акты, регулирующие применения электронной подписи.

Нормативно-правовая база, регулирующая использование ЭЦП

Формирование правовых норм для использования электронной цифровой подписи в России шло довольно медленными темпами. С движением прогресса устаревали положения и теряли силу многие нормативные акты в этой области.

В действующем законодательстве относительно электронного документооборота учтены все нюансы применения ЭЦП, с учетом появления новых технологий.

Основным нормативным актом, регулирующим применение электронной цифровой подписи, является Федеральный Закон №63-ФЗ. Закон определяет порядок работы с электронной подписью, а так же регламентирует правовой статус объекта. В Законе описываются все права и обязанности субъектов электронных отношений, использующих в своей деятельности электронную подпись.

Кроме основного Закона, использование электронной подписи регулируется и регламентируется другими нормативно-правовыми актами:

  1. ГОСТ Р 34.10-2012. Данный стандарт определяет технический алгоритм формирования, а так же проверки электронной цифровой подписи;
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года. Устанавливает правила определения видов электронной подписи, которые используются в работе органов государственной и муниципальной власти;
  3. Федеральный Закон № 149-ФЗ от 20 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Устанавливает, при каких условиях документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическую силу (получает статус полноценного электронного документа);
  4. Федеральный Закон № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года. Данный Закон внес изменения в процесс осуществления закупок с помощью электронного аукциона.
  5. Гражданский Кодекс РФ (№51-ФЗ). В данном нормативном акте поясняется, что сделка (договор, контракт) будет считаться действительной не только при подписании «бумажного документа», но и электронного, с использованием ЭЦП:
    • Часть I, Статья №160, п.2;
    • Часть I, Статья №434, п.1;
    • Часть I, Статья №434, п.2.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг» от 25 января 2013 года;
  7. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №795 «Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи» от 27 декабря 2011 года;
  8. Приказ Федеральной Службы Безопасности РФ №796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам Удостоверяющего Центра» от 27 декабря 2011 года;
  9. Федеральный Закон № 44- ФЗ от 5 апреля 2013 года. Регулирует порядок и организацию государственных закупок.

Перспективы развития ЭЦП в России

В последнее время все популярнее обсуждается тема электронного документооборота, и электронной подписи, в частности. Но использование данного объекта требует определенных знаний и пониманий нюансов и специфики данного направления.

Так как развитие новых технологий, внедрение новаторств и кардинальных изменений в нашей стране проходит не быстрыми темпами, то, не смотря на малую популярность ЭЦП в данный момент, стоит пророчить ей большие перспективы.

  Как избавиться от кредита законным способом

Применение электронной цифровой подписи может осуществляться в различных сферах деятельности субъектов. Электронная подпись доступна как юридическим, так и физическим лицам, причем процедура получения ЭЦП для граждан в последние годы достаточно упростилась. Изменения были произведены для привлечения большего количества пользователей.

Практическую значимость электронной цифровой подписи переценить сложно. Государство поддерживает политику перехода на электронную систематизацию и старается продвигать различные проекты, способствующие заданному развитию.

В Министерстве связи и массовых коммуникаций разработали Законопроект для граждан – активных пользователей электронного сервиса государственных услуг.

Гражданам Российской Федерации, практически признающим электронный документ альтернативой бумажному, планируется предоставление скидки в размере 50% на оплату государственной пошлины.

Во второй половине 2018 года законопроект будет принят на рассмотрение.

Увеличению числа клиентов удостоверяющих центров способствует и расширение областей применения электронной подписи:

  1. Федеральная служба судебных приставов и московские суды с 1 апреля 2018 года начали использовать в своей деятельности систему электронного документооборота. Полагается, что такой переход повысит прозрачность исполнения судебных решений. Со 2 апреля 2018 года все московские суды направляют исполнительные документы территориальным отделениям Федеральной службы судебных приставов в электронном виде.
  2. Популярность услуги «электронный нотариус». Нотариусы с недавнего времени так же начали использовать в своей деятельности электронную систему. Для удобства клиентов, теперь можно нотариально заверить не только бумажный документ, но и электронный. На электронном документе нотариус проставляет свою удостоверяющую подпись, тем самым приравнивая юридический статус бумажной и электронной версии. Для получения данной услуги необходимо предоставить нотариусу оригиналы документов (паспорт обязательно). Пресс-служба Федеральной нотариальной палаты сообщила, что по окончанию первых двух месяцев 2018 года, нотариальной услугой удостоверения электронных документов воспользовалось около 100 тысяч граждан РФ.
  3. Московские отделения Почты России ввели новаторство в работе с клиентами: использование электронной подписи для получения бандеролей, заказных писем и посылок. Если объект не требует оплаты, клиент сможет получить его при помощи простой электронной подписи. Для пользования данной услугой в почтовом отделении необходимо заполнить специальную регистрационную форму. В ней указываются паспортные данные (с предъявлением оригинала документа) и номер контактного телефона (мобильного). При поступлении на почту посылки или заказного письма, получателю будет оправлено сообщение, содержащее специальный код. Для того чтобы получить отправление, москвичам теперь не нужно заполнять бумажные извещения, а необходимо лишь назвать код из смс.

Эксперимент с электронными трудовыми книжками

Сведенья о сотруднике в части трудовых отношений в ближайшее время планируется оформлять в электронной форме. Приказ о проведении эксперимента о замене бумажных трудовых книжек на электронные был подписан Главой Министерства Труда и социальной защиты Максимом Топилиным. Организация и разработка методики проведения эксперимента возложены на Министерство труда Российской Федерации.

В данном пилотном проекте будут участвовать:

  1. ОАО «Российские железные дороги»;
  2. АО «Газпромбанк»;
  3. ПАО «АвтоВАЗ»;
  4. ПАО «Росбанк»;
  5. ПАО «Ростелеком»;
  6. ООО «Яндекс».

В ближайшем будущем планируется создать электронные базы данных о трудовой деятельности российских граждан. Электронные трудовые книжки исключат риск утери, а так же сократят расходы по осуществлению кадрового делопроизводства.

Шаги в развитии системы электронного документооборота

Для усовершенствования работы с электронной документацией, в настоящее время, в Москве ведется работа по аккредитации удостоверяющего центра электронного документооборота. Данным проектом занимается Совет Федерации.

По мнению спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, с помощью данного центра можно будет направлять электронные документы с применением ЭЦП в органы государственной власти.

К основным преимуществам создания центра электронного документооборота относят оперативность действий, мобильность, снижение издержек на печать.

Актуальные проблемы и вопросы по части электронного документооборота в этом году обсуждались на ежегодной конференции «Весенний документооборот» в середине апреля. Длительность программы мероприятия составила 4 дня. Информационным партнером конференции выступил Единый портал электронной подписи.

Электронный документ как самостоятельный объект в Законодательстве РФ

Представители Министерства связи и массовых коммуникаций предложили узаконить электронные документы, подписанные цифровой электронной подписью. По Закону, такие документы имеют юридическую силу, однако в Законодательстве не закреплены как самостоятельный объект.

Электронные документы выступают лишь аналогом бумажного документа, не являясь его полной альтернативой. Законопроект находится в активной разработке и будет позиционирован как поправка к Закону.

Разработчики данного проекта Федерального Закона в сфере электронного документооборота надеются, что он будет способен полностью решить вопросы регулирования принципов использования электронных документов.

Мобильная Электронная Цифровая Подпись

В рамках экспериментального проекта, клиенты «Мегафона» теперь имеют возможность подписывать документы виртуально. Пользователь, подписывая документ, подтверждает свою личность при помощи PIN-кода. Новатор в области мобильной подписи заявляет, что подписывать документы с мобильного устройства можно в любой точки мира, где ловит сеть.

Для получения МЭП (мобильной электронной подписи), так же как и ЭЦП, пользователю необходимо обратиться в Удостоверяющий Центр. «Мегафон» зарегистрировал свой Удостоверяющий Центр с одноименным названием Компании.

В Удостоверяющем центре клиент получает сертификат электронную цифровую подпись и специальную сим – карту (с возможностью сохранения своего текущего номера).

Оператор заверяет своих клиентов в том, что МЭП имеет государственную сертификацию и соответствует всем требованиям законодательства.

Будущее за электронными выборами?

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/zakon-62-ob-elektronnoj-podpisi-kak-reglamentatsiya-ispolzovaniya-elektronnogo-obekta

Законопроект о трансформации рынка ЭП: Подробный анализ изменений

Эксперты юридической службы портала iEcp.ru подготовили подробный анализ изменений рынка электронной подписи, которые вносит законопроект №747528-7, принятый Государственной Думой в III чтении. Также в статье дается ответ на вопрос «Что делать коммерческим УЦ?».

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

Что меняется в деятельности аккредитованных удостоверяющих центров

С 01.07.2020 аккредитованными УЦ (далее — АУЦ) будут являться УЦ ФНС России, УЦ Федерального казначейства (далее — ФК), УЦ ЦБ РФ и также коммерческие УЦ, которые будут соответствовать следующим требованиям:

  • минимальный размер собственных средств (капитала) не менее 1 млрд рублей либо 500 млн рублей при наличии не менее чем в трех четвертых субъектов РФ одного или более филиала или представительства УЦ;
  • наличие финансового обеспечения ответственности в сумме не менее чем 100 млн и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности (всего на сумму не более 200 млн рублей);
  • соответствие требованиям к деловой репутации руководителя и учредителей (участников) УЦ;
  • в отношении УЦ, претендующего на получение аккредитации, не была досрочно прекращена его аккредитация в течение трех лет до подачи заявления (аналогично – в отношении единоличного исполнительного органа УЦ-претендента на аккредитацию).
Читайте также:  Отпуск без оплаты согласно тк рф в 2020 году

Аккредитация

Аккредитация коммерческих УЦ будет осуществляться не на 5 лет, как в настоящий момент, а только на 3 года.

УЦ ФНС России, УЦ ФК, УЦ ЦБ РФ и коммерческие АУЦ, получившие аккредитацию согласно ч. 3.1 ст.

16 Закона № 63-ФЗ, могут осуществлять облачное хранение ключей электронных подписей (далее – ЭП), создание и проверку облачной ЭП по поручению их владельцев.

В этом случае коммерческие АУЦ дополнительно к новым требованиям по аккредитации должны соответствовать следующим «повышенным» требованиям аккредитации:

  • наличие финансового обеспечения ответственности в сумме не менее чем 200 млн и 500 тысяч рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности (всего на сумму не более 300 млн рублей);
  • наличие в собственности УЦ и применение им средств, имеющих подтверждение соответствия соответствующим требованиям, установленным ФСБ России.

Этапы аккредитации

При этом аккредитация будет проходить в 2 этапа:

  1. на 1-ом этапе уполномоченный орган принимает решение о соответствии УЦ-претендента требованиям по аккредитации;
  2. в случае положительного решения – уполномоченный орган направляет соответствующее заключение в Правительственную комиссию, которая и принимает итоговое решение об аккредитации УЦ или отказе в аккредитации.

Положение о составе и порядке деятельности Правительственной комиссии принимает Правительство РФ, а в ее составе должно быть не менее 30% членов АНО «Цифровая экономика».

Проверки

Плановые проверки АУЦ в соответствии с новым порядком аккредитации не проводятся, а внеплановые проводятся по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также на основании представления должностного лица Минкомсвязи России.

Выдача ЭП нотариусам и субъектам финсектора

УЦ ФНС России будет осуществлять выдачу квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей (далее – КСКПЭП) нотариусам.

Полномочия по изготовлению и выдаче КСКПЭП для юридических лиц – кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные части 1 статьи 76 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее все вместе – Кредитные организации), возлагаются на УЦ ЦБ РФ, а КСКПЭП для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных учреждений и организаций – на УЦ ФК.

Естественно, что в рамках проверок соблюдения государственными АУЦ требований аккредитации не могут быть осуществлены приостановление, прекращение аккредитации данных УЦ.

Ответственность

Кроме того, законодатель дополнил Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ) положением, согласно которому сотрудники АУЦ несут уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, установленных Законом № 63-ФЗ, но на данный момент соответствующих статей в УК РФ об этом нет.

(не)Коммерция

АУЦ на безвозмездной основе обеспечивает физических лиц средствами криптографической защиты информации (далее — СКЗИ) для проведения идентификации указанных лиц в АУЦ на основе предоставления биометрических ПДн без личного присутствия.

Сам жеКСКПЭП выдаетсяаккредитованным УЦ такжена безвозмездной основе или за установленную УЦ платупри условии, что размер такой платы не должен превышать предельный размер, порядок которого вправе установить Правительство РФ.

Сообщение о выпущенных ЭП через «Госуслуги»

Дополнительно Правительство РФ установит требования к порядку представления владельцам КСПЭП сведений о выданных им КСКПЭП с использованием единого портала госуслуг.

Дистанционная идентификация

Как было указано, принятым законом допускается дистанционная идентификация заявителя с использованием усиленной квалифицированной ЭП (далее – КЭП), загранпаспорта нового образца, ЕСИА или единой биометрической системы.

Новая технология использования электронной подписи

«Метки доверенного времени»

Закон вводит институт «метки доверенного времени» — достоверной информации в электронной форме о дате и времени подписания электронного документа электронной подписью, создаваемой и проверяемой доверенной третьей стороной (далее – ДТС), УЦ или оператором информационной системы (ИС), и полученная в момент подписания электронного документа ЭП в установленном Минкомсвязью России порядке с использованием программных и (или) аппаратных средств, прошедших процедуру подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом № 63-ФЗ.

Иностранная ЭП

Иностранные ЭП будут признаваться соответствующими признакам усиленной ЭП только в случаях, установленных международными договорами РФ, аккредитованными ДТС, АУЦ или иным лицом, уполномоченным на это международным договором России. Отсюда сразу возникает вопрос — зачем получать статус «ДТС», если и АУЦ может проверять иностранные ЭП?

Облачная ЭП

Принятый законопроект легализует облачную ЭП – для работы с ней (хранение ключа ЭП и создание ЭП по поручению владельца сертификата) АУЦ должен соответствовать указанным выше «повышенным» требованиям аккредитации.

Запрет на дополнительные требования к КСКПЭП

Вводится запрет для операторов ИС устанавливать иные, за исключением предусмотренных Законом № 63-ФЗ, ограничения признания КЭП, а также требовать внесение в КСКПЭП информации, не являющейся обязательной согласно законодательству об использовании ЭП.

Отметка о способе идентификации заявителя

Однако, в противовес этому положительному событию в структуре КСКПЭП появляется идентификатор, указывающий на то, каким образом осуществлялась идентификация заявителя при выдаче сертификата – при его личном присутствии либо дистанционно, что дает операторам государственных ИС право самими определять порядок использования электронных документов в зависимости от того, какой способ идентификации использовался в отношении владельца КСКПЭП, с использованием которого подписывается электронный документ. Необходимо отметить, что данное решение станет серьезным препятствием в создании на территории РФ «единого пространства доверия КЭП», так как уже сейчас грозит владельцам КСКПЭП, идентификация которых была осуществлена дистанционным способом, поражением своих прав при использовании сертификата для подписания электронных документов в ИС по сравнению с владельцами КСКПЭП, которые были идентифицированы при личном присутствии в АУЦ.

Автоматическое создание и проверка ЭП

Следующей новеллой является допущение автоматического создания и (или) автоматической проверки ЭП в ИС не только при исполнении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций.

Изменение технологии использования ЭП

Меняется и сама технология использования КЭП для подписания электронных документов.

Физлица, юрлица и ИП

Так, в случае использования КЭП при участии в правоотношениях физического лица без полномочий на действия от имени других физических или юридических лиц применяется КЭП физического лица, соответствующий КСКПЭП, которой создается и выдается коммерческим УЦ, получившим аккредитацию.

В случае использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц (за исключением кредитных организаций):

  • применяется КЭП юридического лица, КСКПЭП которой выдается УЦ ФНС с указанием в качестве владельца такого сертификата также физического лица, действующего от имени организации без доверенности (далее – КЭП организации, КСКПЭП организации, единоличный исполнительный орган соответственно);
  • в случае, если от имени организации действует лицо, не являющееся единоличным исполнительным органом, электронный документ подписывается КЭП физического лица, являющегося таким представителем организации, и одновременно представляется также доверенность юридического лица, выданная единоличным исполнительным органом данной организации. Такая доверенность должна быть подписана КЭП организации;
  • в случае, если КЭП применяется только для автоматического создания ЭП в электронном документе и (или) автоматической проверки ЭП в электронном документе, используется только КЭП юридического лица, которое осуществляет функции оператора соответствующей ИС. Такой КСКПЭП содержит указание только на юридическое лицо в качестве владельца данного сертификата, создается и выдается УЦ ФНС России.

В случае прекращения осуществления физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом, полномочий представителя такого юридического лица КСКПЭП организации прекращает свое действие.

В аналогичном порядке осуществляется использование КЭП при участии в правоотношениях индивидуальных предпринимателей.

Финсектор

Кроме того, также в аналогичном для юридических лиц порядке осуществляется использование КЭП при участии в правоотношениях кредитных организаций, при этом функции по выдаче КСКПЭП осуществляет УЦ ЦБ РФ.

Однако, для должностных лиц ЦБ РФ и должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных учреждений и организаций технология использования КЭП несколько иная: сохраняется действующий в настоящее время порядок выдачи КСКПЭП на представителей организаций — указанных должностных лиц УЦ ЦБ РФ и УЦ ФК, соответственно, но если данные лица действуют в качестве представителя по доверенности, то представляется доверенность, подписанная Председателем ЦБ РФ, руководителем государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственного учреждения или организации, КСКПЭП которым выдается УЦ ЦБ РФ и УЦ ФК, соответственно. Правительство РФ установит виды подведомственных учреждений и организаций, которым и работникам которых КСПЭП изготавливает и выдает УЦ ФК.

Если участник ЭДО – государственный орган

В случае использования КЭП при участии в правоотношениях государственных органов или органов местного самоуправления применяется КЭП соответствующего органа.

КСКПЭП, который содержит указание только на государственный орган или орган местного самоуправления в качестве владельца данного сертификата, выдается УЦ ФК и применяется только для автоматического создания и (или) автоматической проверки ЭП в электронном документе.

О доверенностях

Что касается электронных доверенностей, которые будут подтверждать полномочия владельца КСКПЭП – подписанта электронного документа, то данные доверенности оформляются в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных систем, для использования которых представляются документы, а также ЦБ РФ на своем официальном сайте в отношении доверенностей кредитных организаций. Если формы доверенностей не определены и не размещены, применяется форма доверенности, формируемая и размещаемая Минкомсвязью России на едином портале государственных и муниципальных услуг. А организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены электронных машиночитаемых доверенностей будут установлены Правительством РФ.

Читайте также:  Штраф за несвоевременную подачу декларации 3-ндфл в 2020 году

Машиночитаемые формы доверенностей должны соответствовать единым требованиям, устанавливаемым уполномоченным органом, который также формирует, актуализирует классификатор полномочий и обеспечивает доступ к нему в соответствии с установленным им порядком.

Доверенная третья сторона (ДТС)

Под ДТС закон понимает юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные Законом № 63-ФЗ.

Аккредитация ДТС

Аккредитация организаций, претендующих на получение статуса «ДТС» будет осуществляться Минкомсвязью России в течение 30 дней в один этап при соответствии юридического лица следующим основным требованиям:

  1. минимальный размер собственных средств (капитала) составляет не менее чем 1 млрд рублей либо 500 млн рублей при наличии не менее чем в трех четвертых субъектов РФ одного или более филиала или представительства ДТС;
  2. наличие финансового обеспечения гражданской ответственности ДТС, размер которого определяется Правительством РФ.

ДТС оказывает следующие основные услуги:

  • подтверждение действительности ЭП;
  • проверка соответствия КСКПЭП требованиям действующего законодательства;
  • проверка полномочий участников электронного взаимодействия.

Аккредитация будет предоставляться ДТС на 3 года.

Плановые проверки аккредитованных ДТС, как и в случае с АУЦ, не проводятся, а внеплановые проверки осуществляются по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также на основании представления должностного лица Минкомсвязи России.

Когда вступают в силу положения проекта ФЗ № 747528-7

Законопроект вступает в силу с 01.07.2020, за исключением следующих положений:

  • положения, касающиеся новой технологии

Источник: https://iecp.ru/articles/item/426665-zakonoproekt-o-transformacii-rynka-ep-podrobnyj-analiz-izmenenij

Обзор основных изменений N63-ФЗ "Об электронной подписи"

Закон об электронной подписи 63-ФЗ 2020

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Расскажем об особенностях данного законопроекта, затрагивающих N63-ФЗ ‎»Об электронной подписи».

Вводится понятие «полномочный сертификат». Полномочные сертификаты будут двух видов:

  • Полномочный сертификат государственного органа – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице – руководителе государственного органа, в части информации о его полномочиях. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Федерального казначейства. Этот УЦ уже выдает сертификаты электронной подписи государственным органам для участия в государственных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • Полномочный сертификат юридического лица – это квалифицированный сертификат, который содержит сведения о физическом лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности. Такой сертификат может быть создан только аккредитованным удостоверяющим центром Минкомсвязи России.

Сертификаты для государственных органов будут бесплатными, тогда как для юридических лиц, скорее всего, выпуск сертификатов станет платной услугой. Эта часть рынка оказывается закрытой для коммерческих УЦ, так как законопроект устанавливает закрытый перечень УЦ. К этой теме мы вернёмся чуть позже.

Использование полномочных сертификатов в информационных системах для совершения юридически значимых действий допускается лишь руководителем, директором и т.д.

Возможно использование квалифицированных сертификатов, оформленных на лицо, не являющееся руководителем. В этом случае необходимо оформить доверенность, заверенную подписью, основанной на полномочном сертификате.

Требования к форме и формату доверенности устанавливают владельцы информационных систем.

Таким образом, Минкомсвязь России решает проблему, при которой государственные органы и юридические лица не могут применять один сертификат в информационных системах разных ведомств и вынуждены приобретать разные виды сертификатов.

Необходимость создания единой подписи давно обсуждается, поэтому появление данной инициативы было ожидаемо. При этом непонятно, почему требования к доверенностям для лиц, не являющихся руководителями, устанавливают операторы информационных систем.

Ведь это повлечет за собой необходимость формирования доверенности для каждой из информационных систем, и концепция «единого инструмента» не будет реализована в полной мере.

Вводится понятие «доверенная третья сторона». Это Минкомсвязь России или организация, прошедшая процедуру аккредитации третьих лиц в Минкомсвязи. Процедура аккредитации доверенных третьих лиц будет прописана в статье 18.

2 и во многом повторяет текущую процедуру аккредитации УЦ. Третья сторона осуществляет деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах, а также документально подтверждает результаты такой проверки.

В часть 1 статьи 16 N63-ФЗ ‎«Об электронной подписи» вносятся кардинальные изменения. Согласно документу аккредитация осуществляется в отношении:

  • Федерального казначейства (или подведомственной Федеральному казначейству организации);
  • Подведомственных организаций Минкомсвязи;
  • Федеральной налоговой службы (или подведомственной Федеральной налоговой службе организации).

На этом список заканчивается. Остальные, функционирующие на данный момент УЦ (созданные как государственными, так и коммерческими структурами), которых на 2 апреля 2018 года насчитывается более 450, теряют право на получение аккредитации и постепенно прекратят деятельность по выпуску квалифицированных сертификатов.

Государственные органы будут получать квалифицированные сертификаты в УЦ Федерального казначейства, юридические и физические лица – в Минкомсвязи и подведомственных организациях (искренне надеемся, что полномочия достанутся не ФГУП «Почта России»). При этом вручением сертификатов разрешили заниматься МФЦ и нотариусам.

Какую роль при этом отведут ФНС пока неясно.

Изменятся и правила аккредитации в части требований к стоимости чистых активов и наличию финансового обеспечения ответственности за убытки. Данные требования к государственным органам, получающим аккредитацию, и раньше не применялись. Таким образом, с рынка электронных подписей убирают коммерческие удостоверяющие центры.

С технической и организационной точки зрения Регулятору в области использования электронной подписи нужно проделать немалую работу, чтобы покрыть возрастающие потребности рынка в квалифицированных сертификатах.

Интересен тот факт, что данные изменения, несомненно, одни из самых значительных в рассматриваемом законопроекте, не зафиксированы в описательной части и присутствуют в законопроекте «между строк».

Законопроект предусматривает, что новые правила аккредитации УЦ вступят в силу по истечении 2 лет со дня официального опубликования.

UPD 16.04.2018. Ассоциация «РОСЭУ» (Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг) опубликовала открытое письмо министру связи и массовых коммуникаций Н.А. Никифорову, содержащее замечания и предложения в связи с внесением поправок в 63-ФЗ ‎»Об электронной подписи».

В Ассоциацию входят крупнейшие участники рынка электронных услуг в Российской Федерации: «СКБ Контур», «Крипто-Про», «Актив», «Инфотекс Интернет Траст» и другие.

В письме обозначены возможные негативные последствия принятия законопроекта и вносятся предложения по регуляции отрасли, которые позволят избежать разрушения существующей системы аккредитованных удостоверяющих центров.

Материалы по теме: 1. Законопроект на портале проектов нормативных правовых актов. 2. Текущая версия текста проекта нормативного правового акта. 3. Сводный отчет в отношении нормативного правового акта. 4. Письмо Ассоциации «РОСЭУ» в Минкомсвязи России.

Источник: https://pik-b.ru/blog/30-obzor-osnovnykh-izmenenij-63-fz-ob-elektronnoj-podpisi

Поправки к №63-ФЗ: история подготовки законопроекта о внесении изменений в закон «Об электронной подписи», часть 1

Необходимость изменений в законе об электронной подписи вызвана проблемами несовершенства механизмов использования электронной подписи, которые особенно остро стали проявляться в связи с набирающей ход цифровизацией всех отраслей экономики и которые не удалось скорректировать подзаконными актами уполномоченных органов.

Среди предлагаемых нововведений — значительное ужесточение требований к порядку аккредитации и деятельности удостоверяющих центров, передача существенной части полномочий по выпуску сертификатов квалифицированной электронной подписи государству, достаточно кардинальные изменения в технологии подписания электронных документов квалифицированной электронной подписью, введение новых понятий третьей доверенной стороны и метки доверенного времени, создание предпосылок для использования квалифицированной облачной электронной подписи и другие изменения.

Переданному на рассмотрение Госдумы законопроекту предшествовало несколько альтернативных вариантов, первый из которых изначально инициировало и поддерживало правительство, но он не устраивал бизнес-сообщество. Последующие варианты — это попытки удовлетворить интересы разных заинтересованных групп и получить относительно компромиссный законопроект, устраивающий если не всех, то большинство.

Далее — ретроспектива истории разработки давно ожидаемых поправок к закону «Об электронной подписи», последние изменения в который вносились в 2016 году. Об итогах принятия поправок читайте во второй части статьи.

По поручению Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, заседание которой состоялось 26 июля 2016 года, Минкомсвязь России более двух лет назад приступила к разработке законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи».

Первая редакция проекта поправок, разработанных Минкомсвязью, впервые была представлена на публичное обсуждение в апреле 2018 года и сразу же вызвала острую дискуссию, так как в них предлагалось лишить частные компании права выдавать квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей и передать все необходимые полномочия нескольким ведомственным удостоверяющим центрам, фактически монополизировав государством рынок создания и выдачи квалифицированных сертификатов.

Экспертное сообщество и Минэкономразвития не поддержали инициативу Минкомсвязи, отмечая, что государство не сможет оперативно наладить выдачу необходимого количества квалифицированных сертификатов, потребуются значительные бюджетные расходы, а новая система разрушит налаженный бизнес коммерческих удостоверяющих центров (УЦ) и приведёт к увольнению более 15 тысяч квалифицированных сотрудников. Против выступил и Банк России, защищая интересы финансовых организаций, многие из которых имеют собственные аккредитованные удостоверяющие центры (АУЦ).

Принимая во внимание резко негативные отзывы на законопроект, его инициаторы отказались от идеи полной государственной монополизации рынка квалифицированных сертификатов и 4 сентября 2018 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещён для общественного обсуждения новый проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи» в более мягком варианте (ID проекта 02/04/09-18/00083642).

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/popravki-k-No63-fz-istoriya-podgotovki-zakonoproekta-o-vnesenii-izmeneniy-v-zakon-ob-elektronnoy-podpisi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector