Расскажем, какие изменения в охране труда ожидают нас в ближайшее время. Подскажем, как учесть их в повседневной работе специалиста по охране труда.
Из статьи вы узнаете:
Новый порядок спецоценки
В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект № 769142-7
о внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». По мнению экспертов, его примут уже в ближайшее время. Что нужно знать об изменениях?
Спецоценку в 2020 году будут считать завершенной только после выгрузки данных во ФГИС, а не после утверждения отчета председателем комиссии, как сейчас. Изменения в законе «О специальной оценке условий труда» обязует работодателя требовать от экспертной организации подтвердить размещение сведений о проведенной спецоценке во ФГИС.
- Таким образом Роструд делегирует свои функции по контролю загрузки данных о спецоценке на работодателя, оставляя за собой контроль за исполнением работодателем и экспертной организации обязанности по загрузке отчета о спецоценке в информационную систему.
- Для этой цели введут обязанность экспертной организации информировать работодателя о том, что отчет загружен, ему присвоен уникальный номер, и написать об этом письмо с подтверждением.
- Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана будет в течение трех рабочих дней с даты передачи в информационную систему учета указанных сведений, уведомить работодателя о такой передаче в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе в виде почтового отправления с уведомлением о вручении.
Таким образом, в 2020 году СОУТ будут проводить по-новому. Если отчет о ее проведении не будет выгружен во ФГИС, ее не будут считать проведенной вообще.
Это означает, что работодателю нужно осуществлять строгий отбор экспертной организации, и внести в договор оказания услуг указание, что оплата за проведенную спецоценку будет произведена только после получения отчета о загрузке данных во ФГИС, и не ранее.
Какие условия труда окажутся под запретом
Еще одно изменение может коснуться предприятий с опасными условиями труда. Если по результатам спецоценки на рабочем месте установят IV класс, то деятельность работодателя приостановят. Именно так указано в проекте Х раздела ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4).
Чтобы возобновить работу предприятия, работодателю нужно будет утвердить план по улучшению условий и охраны труда, а также провести внеплановую СОУТ.
На время приостановки сотрудников, занятым на таких рабочих местах придется перевестись на другое рабочее место. Необходимо сохранить за ними среднюю заработную плату.
Новые требования к специалисту по охране труда
Как только вступит в силу обновленный Х раздел Трудового кодекса РФ, должность специалиста по охране труда станет обязательной, если на предприятии численность работников составляет более 100 человек. Если в компании меньше 100 сотрудников и нет специалиста по охране труда, то функции по охране труда сможет выполнять:
- руководитель организации или предприниматель;
- уполномоченный работодателем сотрудник предприятия;
- предприниматель или организация по гражданско-правовому договору.
Напомним, что в настоящее время должность специалиста по ОТ нужно вводить, если в компании 50 и более работающих.
Введение новшеств в Х раздел ТК РФ не означает, что специалиста по охране труда необходимо уволить, если организация маленькая. Работы у специалиста по охране труда только прибавится.
Обратите внимание! Заключить договор на оказание услуг по охране труда можно будет только с аккредитованной компанией, которая включена в спецреестр Минтруда.
Как изменится порядок расследования несчастных случаев
Вступление в силу новой редакции Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) ориентировочно во второй половине 2020 года повлечет за собой изменения в порядке расследования несчастных случаев на производстве.
Помимо несчастных случаев и профзаболеваний, появится такое понятие как микроповреждения (микротравмы). Работодатель будет обязан учитывать их, проводить расследование, анализировать обстоятельства их возникновения и причины, по которым такие повреждения стали возможными.
Микротравмы в большинстве случаев возникают по причине нарушения требований охраны труда, требований к организации рабочих мест и трудового процесса. Они часто становятся предвестниками более серьезных повреждений здоровья работников (несчастных случаев или профессиональных заболеваний).
Узнайте, что делать, если НС произошел в конце рабочего дня, или в выходные дни из нашей статьи
В законопроекте предложено ввести учет и рассмотрение таких случаев. Действующее законодательство не устанавливает обязанность работодателя принимать какие-либо меры в случае получения работниками микроповреждений. Расследуют только те повреждения, которые привели к утрате трудоспособности.
Как только законопроект примут, от работодателя потребуется провести оценку всех профрисков, проверить, как в инструкции по охране труда прописаны меры безопасности работника при выполнении ими любых манипуляций, которые чреваты опасностью микротравм.
Например, в медицинской организации персонал получает микротравмы чаще всего из-за собственных нарушений санитарного режима, поспешности действий.
Каждый случай микротравмы работодателю необходимо будет не только зарегистрировать, но и расследовать.
Как конкретно проводить такое расследование микротравм, будет известно ближе ко второй половине 2020 года, когда Минтруд утвердит и зарегистрирует соответствующий нормативный правовой акт.
Как будет изменен порядок медосмотра
Минздравосцразвития разработал законопроект об изменении Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.
2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)».
На данный момент законопроект находится на сайте проектов нормативных правовых актов.
Какие изменения ждут компании, если проект официально вступит в силу? В частности, ведомство планирует отменить паспорт здоровья. Кроме этого, будет разработан механизм передачи медицинских заключений работодателю.
В настоящее время он не прописан — в действующем Приказе № 302н указано, что заключение выдается на руки работнику, что подразумевает хранение его у самого работника, и не обязывает передавать результаты медосмотра своему работодателю.
Но в этом случае нарушается обязанность работодателя не допускать к труду лиц, имеющих медицинские противопоказания.
При этом в медицинском заключении не будут указаны сведения, которые относятся к врачебной тайне. Работодателю будет доступна информация только о том, имеет ли работник ограничения к труду.
Очень важное изменение касается и возможности направлять работников на внеочередной медосмотр после длительного больничного у работника. Раньше такой возможности у работодателя не было, и некоторые сотрудники злоупотребляли этим. Так что все грядущие изменения в приказ являются для работодателей позитивными.
Еще одно изменение — передача одного экземпляра заключительного акта в ФСС, в том случае, если планируется возмещение затрат на предупредительные меры за счет страховых взносов, уплаченных на страхование от производственного травматизма.
Оценка рисков станет обязательной на этапе ввода производства
214 статья новой редакции раздела Х ТК РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) вводит новый термин — комплексная оценка технического и организационного уровня рабочего места, а также оценка факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников.
Эта оценка будет включать в себя определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, специальную оценку условий труда, и постоянную оценку и анализ производственных рисков на всех этапах производства товаров, работ и услуг.
В настоящее время оценка рисков предприятия является обязательной процедурой, поскольку упоминается в 212 статье ТК РФ, но ее юридический и методический механизмы до сих пор не прописаны в нормативно-правовом акте. Будем надеяться, что и этот пробел будет заполнен к началу действия обновленной редакции Трудового Кодекса РФ.
Станет обязательным ведение реестра НПА, которые содержат требования охраны труда
С вступлением в силу Х раздела Трудового кодекса РФ (ID проекта на портале regulation.gov.ru 00/03-22750/01-15/28-13-4) становится обязательным ведение работодателем реестра (перечня) нормативных правовых актов. Для доступа работников предприятия к этим нормативным актам, руководитель компании может использовать не только бумажные версии, но и электронные базы данных.
- В нынешней редакции ТК РФ требуется иметь в наличии комплект нормативно-правовых актов. Таким образом становится очевидным, что иметь бумажный комплект НПА в будущем станет не обязательно, как сейчас, если работникам будет
- обеспечен доступ к электронной базе данных.
- Поэтому, когда Х раздел Трудового кодекса вступит в силу, работодатель должен выбрать — размещать эти нормативные правовые акты на своем корпоративном портале или установить компьютер с электронной базой данной документов по охране труда для ознакомления каждого работника.
- Что включить в перечень нормативных правовых актов:
- Трудовой Кодекс РФ,
- правила по охране труда, касающиеся деятельности предприятия,
- нормы выдачи средств индивидуальной защиты,
- нормы выдачи смывающих и обезвреживающих средств,
- порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования, предварительного и периодического медосмотров
- санитарные нормы и правила
- порядок проведения спецоценки
- технические регламенты таможенного союза и другие документы, на которых будете ссылаться в своих локальных нормативных актах и т. п.
Таблица с грядущими изменениями в охране труда в 2020 году
Изменения по охране труда в 2020 году | Когда планируют принять |
Новый порядок СОУТ | В течение 2020 года |
Запрет 4 класса условий труда | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Новые требования к специалисту по ОТ | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Расследование микротравм | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Медосмотр по-новому | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Оценка профрисков при вводе в эксплуатацию нового оборудования | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Реестр НПА в электронном виде | С вступлением в силу Х раздела ТК РФ |
Источник: https://coko1.ru/articles/protection/top-7-vazhnejshie-izmeneniya-v-ohrane-tuda-v-2020-godu/
Как организован общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.
Разберемся, как действует второй алгоритм.
Законодательная база
Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст.
353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.
1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:
- анализ условий ОТ на предприятии;
- причины травм и профзаболеваний;
- расследование несчастных случаев и др.
Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30.
Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности.
Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.
Кто и для чего проводит
Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.
Общественный контроль за охраной труда осуществляют:
- профсоюзный орган;
- специальные комиссии;
- уполномоченные работники.
Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).
Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.
Профсоюз
Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:
- контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
- участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
- получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
- возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
- возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
- возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
- участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
- обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
- участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.
Специальная комиссия
Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:
- изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
- вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
- помогать работе подразделения по ОТ;
- помогать при инструктажах и проверке знаний;
- доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
- определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
- принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.
Уполномоченный
По каким направлениям может работать уполномоченный?
Задачи заключаются:
- в помощи в организации безопасных условий работы;
- наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
- защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
- надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
- организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
- участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
- участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
- предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.
Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.
Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.
В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.
Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:
- в отдельно взятом подразделении;
- на предприятии в целом.
Рекомендация такая:
- избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
- можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
- не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.
Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.
Порядок и периодичность общественного надзора:
- ежедневно руководителем на рабочем месте;
- ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
- ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.
Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.
Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:
- изучить условия работы;
- установить причины травматизма;
- расследовать происшествия;
- организовать обучение;
- оценить состояние рабочих мест.
В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.
Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.
Причинами отзыва становятся:
- неисполнение функционала;
- отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.
Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.
Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.
Образец журнала
Скачать
Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovan-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda
Грядущие изменения в охране труда на 2020 год
Охрана труда в России – одна из самых динамично изменяющихся сфер. И это оправданно: только соответствие нормативов реальной ситуации в производстве и применяемым технологиям способно обеспечить действительно приемлемый уровень безопасности труда работников и минимизировать количество происшествий в процессе трудовой деятельности.
2020 год не станет исключением: уже сегодня в области обеспечения безопасности работ готовятся нововведения, которые заметно изменят состав и характер действующих требований. Работодателям стоит ознакомиться с этими инициативами заранее, чтобы их внедрение не стало неожиданностью, способной нарушить эффективный ход производственного процесса.
Нормативная база в области ОТ
Основой функционирования системы обеспечения ОТ в нашей стране является Трудовой кодекс.
Он определяет основные права и обязанности работника и работодателя в этой области, а также фиксирует ключевые принципы государственной политики в данной сфере.
Для определения направлений практической реализации этих принципов принимаются дополнительные нормативные документы, которые регулируют порядок решения отдельных вопросов охраны труда. Такими документами являются:
- Закон № 426-ФЗ, посвященный вопросам проведения спецоценки условий труда сотрудников предприятий;
- Закон № 125-ФЗ, устанавливающий порядок страхования персонала от несчастных случаев на производстве и возникновения заболеваний, обусловленных ведением профессиональной деятельности;
- Закон № 116-ФЗ, определяющий государственные нормы и правила в области обеспечения промышленной безопасности на производственных предприятиях;
- Постановление № 1/29, принятое совместно Минобром и Минтрудом. Оно устанавливает правила проведения обязательного обучения сотрудников в области безопасности трудовой деятельности;
- Постановление Минтруда № 14, содержащее правила создания органа, ответственного за обеспечение охраны труда на предприятии;
- Приказ Минздрава № 302н, который устанавливает порядок организации обязательных медосмотров для сотрудников, работа которых может представлять опасность для их здоровья и работоспособности;
- другие нормативные документы.
Кроме того, для уточнения принципов государственной политики в сфере ОТ в течение конкретного временного периода принимаются специальные программы, которые отражают актуальные тенденции в этой сфере в текущий момент.
Так, например, 2020 год станет завершающим периодом действия Концепции, направленной на рост эффективности действующих положений трудового законодательства в области защиты прав работников и обеспечения охраны труда. Она была утверждена распоряжением Правительства № 1028-р.
Действие концепции рассчитано на период с 2015 по 2020 годы.
Основные принципы охраны труда
В соответствии с перечисленными документами на сегодняшний день можно выделить следующие основные принципы государственной политики в сфере обеспечения безопасности труда работников:
- позиционирование сохранения здоровья и жизни сотрудников в качестве основного приоритета при работе в этом направлении;
- обеспечение соблюдения как работниками, так и организациями действующих нормативов ОТ;
- повышение эффективности государственного контроля и надзора в данной области;
- развитие мотивации работодателей к улучшению актуальных условий труда работников;
- применение принципов риск-ориентированного подхода к проведению контрольно-надзорных мероприятий;
- оптимизация и рост эффективности взаимодействия государства и организаций.
Охрана труда в 2020 году: основные цели
Одним из ключевых направлений работы в сфере повышения безопасности труда в 2020 году государство планирует сделать профилактику производственного травматизма и развития профессиональных заболеваний. Предполагается, что это позволит добиться серьезных преимуществ для всех участников процесса, в том числе:
- для государства – снижение расходов на реабилитацию пострадавших граждан и сохранность экономического потенциала страны;
- для работодателей – снижение времени простоев оборудования и потерь, связанных с реализацией административных процедур по расследованию несчастных случаев и оформлению необходимых документов по профессиональным заболеваниям. Также дополнительным преимуществом для работодателей станет снижение страхового тарифа, выплачиваемого на обеспечение социального страхования работников от профзаболеваний и травм;
- для работников – сохранение работоспособности, здоровья и жизни, отсутствие потерь, связанных с восстановлением после травмы или профзаболевания.
Для достижения этой цели Минтруд совместно с другими профильными ведомствами запланировали целый комплекс мер.
Ключевые мероприятия, запланированные на 2020 год
Состав комплекса мероприятий, которые должны способствовать достижению поставленных целей, сформулирован в подпрограмме «Безопасный труд», которая является частью комплексной программы содействия занятости граждан РФ. Она рассчитана на период с 2018 по 2020 годы. Данная подпрограмма включает в себя следующие ключевые меры:
- полная ликвидация рабочих мест с опасными для жизни условиями труда. В соответствии с действующим законом № 426-ФЗ о спецоценке и другими нормативными документами к этой категории относятся места, имеющие 4 класс условий труда;
- формирование системы управления безопасностью труда в каждой организации;
- своевременная диагностика опасных состояний организма работника, характеризующихся симптомами тех или иных профессиональных заболеваний;
- совершенствование алгоритмов выполнения процедуры спецоценки условий труда для определения реальных условий работы сотрудников;
- другие мероприятия.
Внедрение электронного документооборота
Перевод документов в трудовой в сфере в электронный формат сегодня является одной из наиболее обсуждаемых инициатив.
В первое время он коснется только основных документов – например, таких как трудовые книжки и больничные листы.
Однако уже в ближайшем будущем в электронный вид могут быть переведены и другие документы, в том числе связанные с охраной труда. Ими могут стать журналы проведения инструктажей и другая документация.
Особые требования для опасных производств
Промышленные предприятия, которые относятся к категории опасных производств, вносят наибольший вклад в статистику возникновения профзаболеваний и травмирования работников. Поэтому для них планируется ввести особые требования по обеспечению безопасности.
Одной из инициатив является предложение об обязательной установке специальных систем обеспечения дистанционного контроля соблюдения правил безопасности.
При этом предполагается, что такое условие будет применяться только к предприятиям, отнесенным к I и II категориям опасности. При этом предприятия других категорий смогут внедрять такие механизмы на добровольной основе.
Данное предложение пока имеет вид законопроекта, который уже активно обсуждается заинтересованными сторонами. Эксперты не исключают, что он может быть принят еще до наступления 2020 года.
Источник: https://www.CentrAttek.ru/info/2020-ohrana-truda-izmenenija-meroprijatija/
Чего ждать по охране труда в 2020 году
Весь 2019 год чиновники готовили планы по кардинальному изменению законодательства по охране труда – раздела X Трудового кодекса, Порядка № 1/29, Правил № 302 н.
Эксперты Системы Охрана труда подготовили справочник, в котором собрали все грядущие изменения.
В материале – планируемые изменения в Трудовой кодекс, порядок обучения охране труда, правила медосмотров, а также планы по реализации «регуляторной гильотины».
- Запрет на работу в опасных условиях труда
- Если по результатам спецоценки работу признают опасной – 4-й класс условий труда, то деятельность работодателя приостановят.
- Чтобы возобновить работу предприятия, руководителю нужно будет:
- утвердить план по устранению причин опасного класса;
- провести внеплановую СОУТ или оценку уровня профессионального риска.
- Под запрет не попадут работодатели, перечень которых определит Правительство.
- Расследование микротравм
Микротравма – незначительное повреждение кожи или слизистой оболочки (укол, порез, ссадина), которое без обработки может осложниться гнойной инфекцией. Микротравма не влечет временную утрату трудоспособности работника и необходимость его перевода на другую работу, поэтому сейчас расследовать микротравмы как несчастный случай не надо.
По проекту изменений в ТК работодатели будут обязаны учитывать и расследовать микротравмы по специальным правилам, которые примут отдельным НПА. То есть расследовать микротравмы как несчастный случай будет не надо, для оформления микротравм предусмотрят специальную процедуру.
Выдача СИЗ
По проекту СИЗ начнут выдавать в зависимости от должностных обязанностей конкретного работника и с учетом профессиональных рисков, которые на него действуют.
То есть для работников с одинаковой должностью, но разными обязанностями нужно будет выдать разный комплект СИЗ.
Например, для электрика, который работает в электрощитовой, и электрика, который обслуживает офисные помещения, нужны разные средства индивидуальной защиты.
Действующие типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ отменят и введут единые типовые нормы СИЗ. Уже действующие типовые нормы разрешат применять в течение переходного периода, который ориентировочно составит пять лет.
«Регуляторная гильотина»
«Регуляторная гильотина» – это планируемая ревизия всех обязательных требований для организаций и отмена устаревших и избыточных НПА. Планируют, что при пересмотре отсеют лишнюю нагрузку и оставят только те требования, которые действительно обеспечивают безопасность. Далее после отмены устаревших требований примут специальный закон, который ограничит произвольное введение новых требований.
Одновременно планируют поменять правила, по которым надзорные органы проверяют предприятия, чтобы ограничить административную нагрузку на организации.
Какие требования отменят
Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777786552/
План работы комиссии по охране труда на 2020 год
- План работы
- комиссии по охране труда
- ГУО «Базовая школа г.Чашники » на 2020 год
№ п/п | Дата проведения | Наименование мероприятий | Ответственные |
Заседания комиссии по охране труда | |||
1. | Январь | Повестка дня: 1. О выполнении плана мероприятий по охране труда. 2. Об утверждении плана работы на 2020 год 3. О выполнении раздела «Охрана труда» коллективного договора учреждения образования. | Председатель комиссии по охране труда, члены комиссии |
2. | Август | Повестка дня: 1. О состоянии пожарной безопасности. 2. О создании условий для безопасной организации образовательного процесса в 2020/2021 учебном году. | Председатель комиссии по охране труда, члены комиссии |
Проведение мониторингов состояния охраны труда, обеспечения безопасности образовательного процесса | |||
1. | Январь | Соблюдение требований к эксплуатации зданий и сооружений. | Общественные инспекторы по охране труда |
2. | Февраль | Соблюдение противопожарного режима. | Общественные инспекторы по охране труда |
3. | Март | Соблюдение требований электробезопасности. | Общественные инспекторы по охране труда |
4. | Апрель | Создание надлежащих условий труда и быта. Состояние санитарно-бытовых помещений и санитарно-технического оборудования. | Общественные инспекторы по охране труда |
5. | Май | Участие в обследовании зданий и сооружений после окончания отопительного сезона | Общественные инспекторы по охране труда |
6. | Июнь | Соблюдение законодательства об охране труда и безопасной организации отдыха детей в школьном оздоровительном лагере. | Общественные инспекторы по охране труда |
7. | Июль | Соблюдение правил охраны труда и требований безопасности при проведении ремонтных работ в учреждении образования. | Общественные инспекторы по охране труда |
8. | Август | Подготовка учреждения образования к новому 2020/2021 учебному году. | Общественные инспекторы по охране труда |
9. | Сентябрь | Своевременность прохождения медицинских осмотров работниками. Обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда работников. | Общественные инспекторы по охране труда |
10. | Октябрь | Проверка готовности учреждения образования к работе в осенне-зимний период. | Общественные инспекторы по охране труда |
11. | Ноябрь | Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, специальной обувью, смывающими и дезинфицирующими средствами. | Общественные инспекторы по охране труда |
12. | Декабрь | Соответствие температурного режима санитарным нормам в условиях низких температур. | Общественные инспекторы по охране труда |
Организационные мероприятия | |||
1. | Апрель | Провести мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда (28 апреля). | Члены комиссии |
2. | Ноябрь | Принять участие в подготовке плана мероприятий по охране труда. | Председатель комиссии по охране труда |
3. | Декабрь | Принять участие в смотре-конкурсе на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда. | Председатель комиссии по охране труда, члены комиссии |
4. | Постоянно |
|
Председатель комиссии по охране труда, члены комиссии |
5. | Еже- квартально | Подготовить отчет комиссии о проделанной работе по осуществлению общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда на заседание профкома. | Председатель комиссии по охране труда |
Источник: https://bsch-chashniki.schools.by/pages/943973355628
Рекомендации по осуществлению административно-общественного (трехступенчатого) контроля за состоянием охраны труда
Утверждено постановлением Исполкома профсоюза 20.09.06 г. № 3-8п
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И по осуществлению административно-общественного (трехступенчатого) контроля за состоянием охраны труда в организациях строительного комплекса Российской Федерации
В зависимости от специфики производства, структуры предприятия и масштабов его подразделений административно-общественный контроль проводится в следующем порядке: на первой ступени: — на участке цеха, в смене или бригаде; на второй ступени: — в цехе, на производстве или участке предприятия; на третьей ступени: — на предприятии в целом. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия (работодатель) и председатель профсоюзной организации предприятия.
- Контроль на первой ступени проводится ежедневно руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены) совместно с уполномоченным (доверенным лицом) по охране труда профсоюза. На первой ступени рекомендуется проверять:
- Результаты проверки заносятся в Журнал первой ступени контроля, который должен храниться у руководителя участка.
— выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; — состояние условий труда на каждом рабочем месте; — безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств; — состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом; — соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции; — исправность приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле-и газоулавливающих устройств; — наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда; — наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты и др. Намечаются мероприятия по устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков, определяются сроки и ответственные лица за их исполнение; в случаях, когда нарушения могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, руководитель участка приостанавливает работы до полного устранения этих нарушений. О приостановке работ и нарушениях, которые не могут быть устранены силами участка, его руководитель должен сообщить об этом вышестоящему по подчиненности руководителю для принятия соответствующих мер.
Контроль на второй ступени проводится комиссией, возглавляемой начальником цеха, производства и уполномоченным по охране труда структурного подразделения не реже двух раз в месяц. В состав комиссии входят руководители (представители) технических служб подразделений (служба технолога, механика, энергетика и др.
), специалист службы охраны труда и медработник предприятия (при его наличии).
На второй ступени контроля проверяются: — организация и результаты работы первой ступени контроля; — выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля; — наличие проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР), выполнение заложенных в них решений по охране труда и промышленной безопасности в соответствии со Сводом правил СП 12-136-2002; — выполнение приказов и распоряжений по вопросам охраны труда руководителей предприятия и подразделения, решений профсоюзного комитета; — выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев; — исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда; — соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов работы; — состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности; — наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов; — своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда; — наличие и правильность использования средств индивидуальной защиты; — состояние санитарно-бытовых помещений и устройств. При выявлении грубых нарушений, которые могут причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, начальник цеха приостанавливает работы до полного устранения этих нарушений, о чем информирует руководителя предприятия. Результаты проверки заносятся в Журнал второй ступени контроля, который должен храниться у начальника цеха. Комиссия намечает мероприятия, а начальник цеха назначает сроки исполнения и ответственных.
Контроль за выполнением намеченных мероприятий осуществляют специалист службы охраны труда предприятия и уполномоченный профсоюзной организации по охране труда.
Контроль на третьей ступени проводится комиссией, возглавляемой работодателем или главным инженером предприятия и председателем профсоюзной организации не реже одного раза в квартал (как правило, один раз в месяц).
В состав комиссии входят заместитель главного инженера по охране труда (руководитель службы охраны труда), старший уполномоченный профсоюзной организации по охране труда, руководители технических служб предприятия.
На третьей ступени проверяются: — организация и результаты первой и второй ступеней контроля; — выполнения мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами; — выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) и аварий; — наличие проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работа (ППР), выполнение заложенных в них решений по охране труда и промышленной безопасности в соответствии со Сводом правил СП 12-11136-2002; — соответствие требованиям строительных норм и правил технического состояния зданий (производственных, административных, бытовых, общественных, складских) и сооружений, помещений, строительных и промышленных площадок; — выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора и контроля и представлений органов общественного контроля; — обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами; — организация проведения обучения и инструктажей работников по охране труда; — выполнение работ (инструментальных, лабораторных и эргономических исследований) для аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации производственных объектов; — соблюдение установленных Правительством РФ норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную; — предоставление работникам льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда; — наличие на предприятиях Комплекта обязательных к применению нормативных правовых актов по охране труда (строительные нормы и правила, своды правил и др. документы) в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ. Результаты проверок оформляются актом и обсуждаются на совещании руководителя предприятия с участием профсоюзного актива, а при необходимости с участием представителей органов государственного надзора и контроля. На совещании заслушиваются руководители производств, цехов, участков, на которых выявлено неудовлетворительное состояние условий и охраны труда и нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение совещания оформляется протоколом и руководитель предприятия издает приказ.
Источник: http://www.strop-rf.ru/docs/ofdok/trehstup/
Административно-общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль. В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза.
В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.
Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.
Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.
Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.
Административно-общественный контроль. В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.
Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.
Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе.
Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.
Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15…20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.
В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений ; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).
Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности.
К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу).
Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.
Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.
Источник: http://www.stroitelstvo-new.ru/drevesina/tehnika-bezopasnosti/administrativno-obshhestvennyj-kontrol.shtml