02.12.2019
Аудитом обязательного характера считают ежегодный вариант аудиторской проверки, которая необходима для сверки реальной отчетности бухгалтерии и финансов с тем, что предоставляется контролирующему органу. Получается, что эта процедура позволяет установить достоверность всей документации и информации.
Без проведения подобных проверок компания получит ряд штрафных санкций. Все эти моменты установлены законодательными актами различного характера, в том числе ФЗ № 307-ФЗ. Сам процесс должен проводиться только в строгом соответствии с нормами и правилами. В противоположном случае он будет признан недействительным.
Также учитывают, что в 2019 году было несколько изменений в правилах.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности
Обязательный вариант проверки требуется для установленного перечня организаций и образований. По статье 5 ФЗ № 307-ФЗ к таким организациям относятся:
- акционерное общество;
- госкомпания, корпорация или ФГУП;
- компания публично-правового типа;
- организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;
- микрофинансовые объединения;
- фонды негосударственного типа, которые занимаются пенсионным обеспечением и иными услугами;
- участник с деятельностью на рынке ценных бумаг, аналогичных активов, а также юрлица, которые предоставляют торговые площадки;
- компания, занимающаяся управлением акционерными инвестиционными фондами.
В ряде случаев проверка необходима для политических партий и объединений.
Общий список критериев, которые могут применяться к компаниям, в том числе ООО, в 2020 году:
- была получена прибыль в виде выручки за год, который предшествовал отчетному периоду в 400 млн рублей и больше;
- суммарная величина активов на конец периода, который предшествовал отчетному, превысила 60 млн рублей;
- активы ОО в виде ценных бумаг вышли на рынок;
- есть деятельность в виде сдачи или публикации отчетности по финансам в консолидированной форме;
- имеется кредитная деятельность или любая другая, соответствующая перечню ФЗ № 307-ФЗ. Примером, может служить фонд, занятие торговлей на рынке ценных бумаг или услуги по страхованию,
- иные случаи, предусмотренные законом.
Нужен ли вашей компании аудит
Стоит учесть, что любой критерий даже в единственном лице обязывает на проведение установленной проверки.
Как выбрать компанию, которая проведет обязательный аудит
Читать так же: Продажа ООО с долгами
В остальных случаях использование услуг ИП невозможно. Получается, что оптимальным вариантом является использование независимой фирмы, имеющей лицензию и минимум одного специалиста, который получил аттестат уже после 01.01. 2011 года.
Для коммерческих фирм есть несколько правил по выбору:
- аудитор имеет лицензию и хорошую репутацию;
- у выбранного юрлица имеется длительная и стабильная работа на рынке услуг;
- положительные отзывы и расширенный штат специалистов;
- само юрлицо имеет страховку и полностью было проверено до обращения.
Важным моментом является квалификация и репутация аудитора, чем он опытнее, тем более тщательная проверка будет проведена. Также многое зависит от типа проверяемой компании.
Этапы проведения обязательного аудита
У процедуры есть несколько основных этапов. Их соблюдение и выполнение всех правил позволяет не допускать различных ошибок. Этапы:
- планирование или подготовительный этап. Этот процесс необходим для увеличения эффективности проверки, которая должна быть экономически оправданной. Во время подготовки разрабатывают тактику и стратегию, производят составление общего плана с выявлением задач. Формируют основной порядок после обсуждения всех условий с клиентом. На этом же этапе должна формироваться группа специалистов, которые будут проводить работы. Важным моментом является сбор информации и установление объема работ. Это необходимо для оптимизации графика и распределения трудовых резервов, которые позволят затронуть все сферы деятельности и получить данные о любых рисках и факторах;
- сам процесс проверки с включением в него сбора и анализа полученной информации. Во время процедуры будут проверены все бухотчеты и первичная документация, устав. Во время этого этапа все получаемые данные сверяются с законодательными нормами. В то же время формируют развернутую рекомендацию, позволяющую руководству устранить ошибки, недочеты и оптимизировать все процессы внутри организации;
- на заключительном этапе формируют заключение с указанием итогов и всей необходимой информации.
Этапы аудиторской проверки
Заключение является основным итогом, который указывает на соответствие отчетности действительности. Получается, что в форме заключения выражается мнение проверяющего о деятельности фирмы.
Заключение может иметь два варианта. Первый является немодифицированным, то есть нет отклонений в отчетности и все соответствует заявленным данным и полученным результатам. Во втором случае заключение будет модифицированным. Такой вариант означает, что найдены недостатки, отклонения, искажения или нет достоверных данных, то есть возможны различные неточности, но они не были обнаружены.
Имеется три формы:
- мнение с оговоркой;
- мнение отрицательного характера;
- отказ от мнения и его выражения в любой форме.
Документ предоставляют после получения в региональный орган статистики.
Так как аудитор предоставляет данные и руководству, проверяемой фирмы, то у последнего есть возможности обосновать различные моменты.
Читать так же: Программы для ведения бухгалтерии
Что проверить в договоре с аудиторами
В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.
Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.
Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.
В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.
Образец типового договора на оказание аудиторских услуг
Структура заключения
Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:
- наименование;
- адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
- данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
- информация по аудитору;
- информация по отчетности с указанием периода;
- сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
- мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
- список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.
В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.
Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.
Образец аудиторского заключения
Не стоит забывать, что любой акт должен иметь дату составления, так как ее отсутствие позволяет снимать с проверяющего лица ответственность.
Штрафы за обязательный аудит в 2020 году
Для компаний, которые не предоставляют вовремя все необходимые документы, установлена ответственность административного характера. Она проявляется в штрафных санкциях.
Любое уклонение от предоставления информации или отсутствие обязательной формы проверки имеет установленные размеры штрафов.
Если информация не была раскрыта в Едином реестре акционерным обществом любого типа, в частности ПАО или АО, то по статье 15.
19 КоАП должностное лицо получит штраф в пределах 30-50 тысяч рублей, а само общество будет обязано заплатить от 700000 до 1000000 рублей.
Если вместе с основной отчетностью любое предприятие из установленного перечня не предоставило в Росстат заключение в требуемой форме, то требуется оплата штрафа за отсутствие в 300-500 рублей ответственным лицом и 3000-5000 рублей организацией.
Также требуется учесть, что саморегулируемое объединение имеет право штрафовать ответственное лицо на сумму в пределах 1500-10000 рублей.
Важным моментом является то, что кроме штрафов, могут применяться различные меры воздействия к нарушителям. Примером может служить попытка сокрытия важной информации и последующие проверки контролирующим органом. По результатам этой проверки будут применены более жесткие санкции, зависящие от степени выявленных нарушений.
Читать так же: Заполнение путевого листа
Для ряда предприятий и фирм установлены дополнительные проверки в виде аудита, которые позволяют проверить предоставляемые данные на достоверность.
Федеральное законодательство имеет установленный перечень организаций и условия, которые должны выполняться. Акт в виде заключения предоставляется в государственные органы вместе с остальными бумагами.
При невыполнении условий к нарушителям применяют различные санкции, в том числе штрафы.
Статья 15.19 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках»
Источник: https://zakonoved.su/kto-podlezhit-obyazatelnomu-auditu.html
Что изменится в бухотчетности в 2020 году
Иллюстрация: Никита Коночкин/Клерк
Из этой статьи вы узнаете, какие нововведения и изменения предусмотрены в законодательстве в отношении бухгалтерской отчетности в 2020 году. Сразу скажем, что изменений довольно много и они носят основополагающий характер.
Новые формы отчетности
Приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н внёс многочисленные изменения в приказ Минфина от 2 июля 2010 года № 66н (далее — приказ № 66н), которым утверждены сами формы бухгалтерской отчетности организаций.
Поправки связаны с внесением изменений в:
Таким образом, бухотчетность за 2019 год необходимо сдавать по обновлённым формам.
Изменения, общие для всех форм
Поправки есть в заголовочной части всех форм отчетности.
Коды форм по ОКУД приведены в соответствие с постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299 в действующей редакции приказов Росстандарта. Также заменена отсылка с кодов видов деятельности по ОКВЭД на ОКВЭД 2.
Обратите внимание, что теперь в бухбалансе и отчете о финрезультатах вносить данные можно только в «тыс. руб.», а в «млн руб.» — нельзя (ранее можно было выбирать).
Последний показатель исключен из форм.
Изменения в отчете о финрезультатах
Строка 2410 получила новое название — «Налог на прибыль», где убрали слово «текущий».
Из формы исключены строки:
- 2421 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;
- 2430 «Изменение отложенных налоговых обязательств»;
- 2450 «Изменение отложенных налоговых активов».
Одновременно появились новые строки:
- налог на прибыль (отражают расход и доход по налогу на прибыль; ранее — отсутствовал);
- 2411 «Текущий налог на прибыль» (ранее — текущий налог на прибыль, в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы);
- 2412 «Отложенный налог на прибыль» (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств/изменение отложенных налоговых активов);
- 2530 «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода» (участвует в формировании совокупного финансового результата периода; ранее отсутствовал).
Совокупный финрезультат теперь нужно будет определять, как сумму строк:
- РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
- РЕЗУЛЬТАТ ОТ ПРОЧИХ ОПЕРАЦИЙ, НЕ ВКЛЮЧАЕМЫЙ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
- НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОТ ОПЕРАЦИЙ, РЕЗУЛЬТАТ КОТОРЫХ НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ В ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ПЕРИОДА
То есть, это строки 2400 2510 2520 2530.
Таким образом, Минфин уточнил показатели, характеризующие налог на прибыль. А именно — состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах (информационное сообщение Минфина России от 28.05.2019 № ИС-учет-18 ).
Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в Приложении № 4 к приказу № 66н.
Отметим, что перечисленные изменения в отчете нужно иметь в виду с бухотчетности за 2020 год. Хотя организация вправе принять решение использовать их и ранее.
Что изменилось в упрощенном отчете о финрезультатах
В строку «Налоги на прибыль (доходы)» теперь необходимо включать текущий налог на прибыль и отложенный налог.
Это изменение в отчете о финансовых итогах необходимо применять с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение использовать его и раньше.
ФНС России рекомендовала следующие машиночитаемые формы бухгалтерской отчетности:
- форма КНД 0710099 — кто отчитывается в общем порядке;
- форма КНД 0710096 — кто отчитывается по упрощенным формам.
Кроме того, под шапкой баланса добавлена строка для отметки об обязательном аудите годовой отчетности. Этот блок выглядит так:
Если аудит обязателен, нужно сделать пометку в соответствующем поле и указать сведения об аудиторе.
Поскольку аудит касается только годовой отчетности, в промежуточной отчетности в 2020 году нужно всегда ставить отметку рядом с «НЕТ». С бухгалтерской отчетности за 2019 год обязательный экземпляр необходимо сдавать только в налоговый орган. Тем самым, представлять её в территориальный орган статистики больше не нужно: эта обязанность отменена.
Хотя особый порядок предусмотрен для организаций:
- чья отчетность содержит гостайну;
- из специального перечня Правительства РФ.
Соответствующие изменения в НК РФ внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее — Закон № 444-ФЗ), в ФЗ о бухучете — Закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ.
Данное нововведение связано с введением в России государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, который ведёт ФНС России.
Нормы Закона № 444-ФЗ вступают в силу с 1 января 2020 года. С этой даты ФНС России начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению госреестра бухотчетности (ГИРБО).
В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.
Цели этого изменения таковы:
- снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению своей бухотчетности в госорганы;
- упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.
Подробные официальные разъяснения по новым правилам для бухотчетности Минфин России дал в своём информационном сообщении от 13.12.2018 № ИС-учет-12 .
Новые требования к виду отчетности
С отчета за 2019 год все организации, кроме представителей малого бизнеса, могут сдавать бухгалтерскую отчетность только в электронном виде.
Соответствующие поправки в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.
Малый бизнес (при соответствии его критериям) может отчитываться по своему выбору — на бумаге или через Интернет.
Однако за 2020 год и малые предприятия обязали отчитываться исключительно через Интернет.
Отметим, что ранее все организации могли сдавать бухотчетность как на бумаге, так и в электронном виде.
Уточнен порядок признания бухотчетности составленной
По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. С отчетности за 2019 год он вправе подписать электронную бухотчетность при помощи ЭЦП. Такое изменение в Закон о бухучете (уточненная редакция ч. 8 ст.
13) внёс Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ. Таким образом, законодатели приравняли электронный баланс к балансу на бумаге. Теперь у главы компании есть выбор: подписать бумажный экземпляр или заверить электронной подписью электронный документ.
- Отметим, что ранее бухотчетность признавали составленной только после того, как руководитель подписал ее именно на бумаге.
- Таким образом, ФЗ «О бухгалтерском учете» более не связывает признание бухгалтерской отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе.
Уточнения относительно составления бухотчетности
Статья 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» дополнена положением, согласно которому бухотчетность организации может быть составлена:
- на бумажном носителе;
- в виде электронного документа;
- на бумажном носителе и в виде электронного документа.
При этом независимо от того, в каком виде она составлена, она признается официальной отчетностью организации.
- Когда законом или договором предусмотрено представление бухотчетности другому лицу или в госорган на бумаге, организация обязана по их требованию за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.
- Данная норма Закона № 444-ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Установлена плата за бухотчетность контрагентов
С 1 января 2020 года запросить из госресурса бухотчетность контрагентов можно у налоговиков за плату.
Хотя ранее Минфин уверял, что «доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, будет предоставляться бесплатно» (информационное сообщение от 13.12.2018 № ИС-учет-12).
То есть, электронную базу со сданной бухотчетностью за 2019 год и последующие периоды вести Налоговая служба, а не Росстат.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 № 811 «О случаях, размере и порядке взимания платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности», сумма платы составит 200 000 рублей за годовое обслуживание 1 рабочего места (т. е. одного компьютера).
Отчетность за 2018 год и более ранние периоды по-прежнему предоставляет Росстат, причём бесплатно. Эти изменения в Закон о бухучете внёс Закон № 444-ФЗ.
Новый порядок расчета и отражения показателей в отчете о финрезультатах
C бухотчетности за 2020 год, и добровольно — с отчетности за 2019 год (надо упомянуть об этом в пояснениях) необходимо по новым правилам рассчитывать и отражать в бухучете:
- временные разницы;
- постоянные разницы;
- чистую прибыль.
Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» изменили логику расчета чистой прибыли или убытка.
Соответствующие изменения в ПБУ 18/02 внёс приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н, а в формы отчетности — приказ Минфина от 19.04.
2019 № 61н.
В частности, уточнено понятие временных разниц. Под ними теперь понимают не только доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль (убыток) и налоговую базу по налогу в разных отчетных периодах, но и результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу в других отчетных периодах.
С 2020 года организации определяют временную разницу (ВР) на отчетную дату по следующей формуле:
ВР = СТОИМОСТЬ АКТИВА (ОБЯЗАТЕЛЬСТВА)балансовая — СТОИМОСТЬ АКТИВА ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ |
Также расширен перечень временных разниц. Согласно приказу, они образуются из-за различий в правилах бухучета и налогового учета:
- оценки первоначальной стоимости и амортизации внеоборотных активов;
- формирования себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг);
- формирования доходов и расходов, связанных с продажей ОС;
- создания резервов по сомнительным долгам и иных резервов;
- отражения процентов к уплате по кредитам и займам.
Кроме того, временные разницы возможны:
- при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухучета;
- признании в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, а также запасов и других активов;
- признании в бухучете оценочных обязательств;
- наличии убытка, перенесенного на будущее, который не уменьшил налог на прибыль в отчетном периоде, но будет принят в последующих отчетных периодах;
- прочих аналогичных ситуациях.
Новые обязательные сведения в бухотчетности
Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н внёс изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Согласно ему, теперь в бухотчетности в рамках сведений о прекращаемой деятельности нужно отражать сведения о прекращении использования долгосрочных активов к продаже.
В связи с этим, появилось понятие долгосрочных активов к продаже. К ним относят:
- ОС и другие внеоборотные активы, которые организация не использует, потому что решила продать (кроме финансовых вложений);
- материальные ценности для продажи, которые остаются от выбывающих внеоборотных активов или которые извлекли при ремонте, модернизации, реконструкции.
При этом долгосрочные активы к продаже учитывают в составе оборотных активов обособленно.
- Если организация прекратит использовать долгосрочные активы к продаже, нужно отразить этот факт в отчетности — в составе информации о прекращаемой деятельности.
- С учетом принципа существенности в бухотчетности теперь нужно отражать следующую информацию:
- описание долгосрочных активов к продаже;
- описание фактов и обстоятельств продажи, вкл. предполагаемый способ и период продажи;
- прибыль (убыток), связанную с долгосрочными активами к продаже, а также статью отчета о финрезультатах, в которую эта прибыль (убыток) включена (если она обособленно есть в отчете о финрезультатах, то не нужно);
- в случае представления информации по сегментам — отчетный сегмент, к которому относятся показатели, связанные с долгосрочным активом к продаже.
Данное нововведение действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.
Новый порядок раскрытия информации о прекращаемой деятельности
В силу упомянутого приказа Минфина от 05.04.2019 № 54н, информацию о прекращаемой деятельности необходимо раскрывать в отчетности вплоть до того периода, когда по этой деятельности завершены расчеты.
И пока идут расчеты по прекращаемой деятельности, информацию о ней нужно показывать в бухгалтерской отчетности.
Отметим, что ранее такую информацию раскрывали в отчетности до отчетного периода включительно, в котором завершена программа по прекращению деятельности. Хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены.
Это нововведение тоже действует с отчетности за 2020 год, но добровольно его можно применять уже с отчетности за 2019 год, если упомянуть об этом в пояснениях к отчетности.
Новые стандарты для госсектора
Согласно письму Минздрава России от 25.12.2018 № 22-00-09/2499 с отчетности 2020 года начинают действовать новые федеральные стандарты бухучета и отчётности для организаций госсектора (государственных/муниципальных бюджетных и автономных учреждений).
Это следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС):
Каким документом утвержден
СГС «Информация о связанных сторонах» приказ Минфина России от 30.12.2017 № 277н СГС «Непроизведенные активы» приказ Минфина России от 28.02.
2018 № 34н СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» приказ Минфина России от 28.02.2018 № 37н СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н Эти стандарты нужно применять с отчетности за 2020 год.
Читайте ещё
Через неделю у «Клерка» судилище. Рассказываем, как готовимся
Код российского рубля – 810 или 643?
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/492527/
Кто подпадает под обязательный аудит
Кто подпадает под обязательный аудит? Перечень субъектов, подлежащих этой процедуре, устанавливается разными федеральными законами. Из нашего материала вы узнаете об основных видах организаций, для которых обязателен аудит бухгалтерской отчетности.
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность
Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
- Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
- Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен
- Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
- Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год
- Итоги
Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:
Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.
Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.
Пао или ао: кому требуется аудировать отчетность
Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами.
Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита.
При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.
Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:
Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
Источник: https://nalog-nalog.ru/audit/kto-podpadaet-pod-obyazatelnyj-audit/
Изменения в бухгалтерской отчётности с 1 января 2020 г.: формы, респоденты, аудит
- МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
- от 28 мая 2019 г. N ИС-учет-18
Приказом Минфина России от 19 апреля 2019 г. N 61н внесены изменения в приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ N 66н).
Главные цели изменений — обеспечить своевременное формирование и ведение государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, а также привести отдельные положения приказа N 66н в соответствие с новой редакцией Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Уточнен порядок заполнения кодовой зоны отчетов
Установлено, что в заголовочной части бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств коды указываются в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Код и наименование позиции (данных) должны приводиться согласно указанным по строкам общероссийским классификаторам. В частности:
вид деятельности — в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОКВЭД 2 (ранее — ОКВЭД);
коды форм бухгалтерской отчетности — в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации ОК 011-93 (в редакции приказа Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст):
отчет о целевом использовании средств | форма по ОКУД 0710003 (ранее — 0710006) |
отчет об изменениях капитала | форма по ОКУД 0710004 (ранее — 0710003) |
отчет о движении денежных средств | форма по ОКУД 0710005 (ранее — 070004) |
Унифицированы единицы измерения показателей отчетности
Во всех отчетах, входящих в состав бухгалтерской отчетности организации, все стоимостные показатели приводятся только в тысячах рублей (ранее — по выбору организации в тысячах рублей или в миллионах рублей).
Введено раскрытие информации об аудиторской организации, проводившей аудит отчетности
Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности данные об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), осуществляющей аудит этой отчетности. Такие данные приводятся в заголовочной части бухгалтерского баланса.
В случае, когда бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, в заголовочной части бухгалтерского баланса раскрываются: наименование аудиторской организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального аудитора); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); основной государственный регистрационный номер (ОГРН или ОГРНИП).
Уточнены показатели, характеризующие налог на прибыль
В связи с изменениями, внесенными в ПБУ 18/02 , в приказе N 66н уточнены состав и наименование показателей, раскрывающих величину налога на прибыль в отчете о финансовых результатах. В отчете предусмотрены следующие статьи:
———————————
См. Информационное сообщение от 28 декабря 2018 г. N ИС-учет-13.
налог на прибыль — расход (доход) по налогу на прибыль (ранее — отсутствовал);
текущий налог на прибыль (ранее — текущий налог на прибыль, в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы));
- отложенный налог на прибыль (ранее — изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов);
- налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода (участвует в формировании совокупного финансового результата периода) (ранее — отсутствовал).
- Соответствующим образом изменены коды строк, установленные в приложении N 4 к приказу N 66н.
Вступление в силу
Изменения, касающиеся порядка отражения в отчете о финансовых результатах информации о налоге на прибыль, вступают в силу начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 г., т.е. одновременно с соответствующими изменениями ПБУ 18/02. Организация вправе принять решение о применении таких изменений до указанного срока.
Остальные изменения в приказе N 66н вступают в силу в общем порядке по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, т.е. с 1 июня 2019 г.
- Департамент регулирования
- бухгалтерского учета,
- финансовой отчетности
- и аудиторской деятельности
- Минфина России
Источник: https://xn—-7sbbbsdmnftwg9cim8jpa2c.xn--p1ai/help/article_post/izmeneniya-v-bukhgalterskoy-otchetnosti-s-1-yanvarya-2020-g-formy-respodenty-audit
Обязательный аудит бухгалтерской отчетности в 2020 году
Главная > Без рубрики > Обязательный аудит бухгалтерской отчетности в 2020 году
В определенных случаях, предусмотренных законом 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», компании обязаны проводить ежегодный аудит бухгалтерской отчетности.
По результатам аудиторской проверки компании будет выдано заключение аудитора, которое нужно будет в определенный срок представить в органы Росстата.
Если этого не сделать, то компании и ее должностным лицам будут грозить штрафные санкции.
Для чего проводится аудит бухгалтерской отчетности
Основной целью аудита отчетности является формирование мнение специалиста (аудитора) о достоверности отчетности компании, а также соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета законодательным нормам РФ.
К основным задачам данного аудита относят:
- определение, соответствуют ли показатели отчетности нормам законодательства, а также учетной политике организации;
- выяснение того, насколько полно и достоверно хозяйственные операции находят отражение в документации;
- проверка того, каким образом в компании организована и работает система внутреннего контроля;
- проверка, соответствуют ли показатели в отчетности реальным показателям.
Кто обязан проводить аудит
С помощью аудиторской проверки бухгалтерской отчетности и финансовых документов можно установить их достоверность, а также добросовестность работы компании. Для некоторых организаций в РФ предусматривается обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Данную процедуру необходимо проводить каждый год, в противном случае компании будет грозить ответственность.
Обязательным аудит является для компании, отмеченных в законе №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». На сегодняшний день к юридическим лицам, в обязанность которых входит проведение обязательного аудита бухотчетности, относят:
- АО (в том числе, публичные, непубличные, открытые и закрытые);
- организации, балансовые активы которых по состоянию на конец отчетного года превышают 60 млн. рублей, с общей выручкой превышающей 400 млн. рублей.;
- гос- и муниципальные учреждения, а также коммерческие компании, доля госучастия в уставном капитале которых составляет 25% и более;
- банковские и кредитные организации, микрофинансовые компании, клиринг-компании и участники ипотечного направления;
- негосударственные фонды и биржи по управлению пенсионными средствами, страховщики и инвестиционные фонды;
- и др.
Все случаи, при которых требуется проведение обязательного аудита приводится в ч. 1 ст. 5 закона 307-ФЗ.
Порядок проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности
Согласно действующего законодательства, проверочные мероприятия вправе проводить только эксперты, имеющие соответствующую лицензию. Специалист должен иметь профильный квалифицированный аттестат нового образца. Для компаний, проводящих аудит, применяется следующее требование: соответствие нормам Минфина (наличие в реестре), членство в аудиторской СРО.
Аудит бухотчетности представляет собой довольно длительную процедуру, включающую в себя следующие этапы:
Этапы обязательного аудита | Что в себя включает этап |
Этап 1: Планирование | На этапе планирования привлеченный аудитор изучает деятельность компании, запрашивает необходимые документы, составляет план и методы проверки, а также согласовывает план с руководителем компании. |
Этап 2: Аудит | На основном этапе специалистом изучается все предоставленная информация. Если в этом есть необходимость, то аудитор опрашивает работников бухгалтерии и иных отделов, после чего систематизирует полученные данные и анализирует их. |
Этап 3: Заключение аудитора | После анализа и проверки данных аудитор составляет заключение. Этот документ отражает итоги проверки, подтверждает (опровергает) достоверность отчетности, оценивает качестве работы бухгалтерии. На основании данного заключения компания может вносить корректировки в свою работу. |
Планирование аудита
Первоначально лицо, ответственное за проведение аудита, беседует с руководителем компании и главным бухгалтером для того, чтобы определить объем работы. Это потребуется для составления плана проверки.
Иногда проводится опрос сотрудников, причем не только в устной, но и в письменной форме. Исходя из объема работ определяется состав рабочей группы аудиторов, устанавливается время на отдельные работы и т.д.
Аудиторами запрашиваются необходимые документы и регистры для проверки.
Аудит
Аудиторы проверяют достаточно большой объем информации, в том числе бухгалтерские документы, отчетность с раскрытием, налоговые декларации и др. Проверке подлежат арифметическая точность расчетов, бухгалтерские формы, взаимная увязка показателей. Детальная информация из регистров подлежит суммированию и сверке с итоговыми показателями, отраженными в финансовой отчетности.
Помимо показателей за текущий год, проверке также подлежат показатели предыдущего периода, так как во многих отчетах информация приводится не только по текущим, но и по предыдущим годам. Аудиторы определяют сопоставимость отчетов, раскрытие текущего и предыдущего года, а также наличие корректировочных проводок.
Заключение аудитора
Если компанией предоставлены все необходимые для проверки регистры и они точно отражают финансовое положение, то аудитором будет вынесено немодифицированное (положительное) заключение. В противном случае будет выдано одно из модифицированных заключений:
- мнение аудитора с оговоркой;
- отрицательное мнение;
- отказ от выражения мнения.
При наличии искажений в бухгалтерских документах компании, их нужно будет исправить. Для этого применяются различные мероприятия, включая полное восстановление бухгалтерского учёта.В документе аудитора содержится следующая информация:
- наименование документа;
- наименование адресата;
- сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
- сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
- перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
- мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
- результаты аудита;
- дата составления заключения.
Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.
Сроки проведения обязательного аудита
Проводят обязательный аудит бухгалтерской отчетности ежегодно, в феврале и марте, перед представление отчётности проверяющие органы.
Оптимально проводить поэтапную проверку в течение всего года, например, поквартальную или полугодовую.
В этом случае будет проще выявить несоответствия, не создавая аврала в работе бухгалтерии и своевременно внести корректировки в документы. статью ⇒ НАЛОГОВЫЙ АУДИТ НАЛОГОВ
Ответственность за непроведение обязательного аудита
Заключение, подготовленное аудитором после обязательной проверки, подлежит ежегодному представлению в Росстат. В налоговый орган сдавать заключение не требуется, но в случае налоговых проверок, у компании аудиторское заключение должно быть в наличии. Каждое заключение аудитора хранится как минимум 5 лет.
Отказываться от проведения обязательного аудита нельзя, так как это будет грозить как для компании, так и для должностного лица штрафом.
Если компания обязана проводить аудиторскую проверку, но она этого не сделает, то ей грозит следующее наказание:
- Штраф от 5 до 10 тыс. рублей – если при выездной налоговой проверки выяснилось, что нет аудиторского заключения (15.11 КоАП РФ).
- Штраф от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3 до 5 тыс. рублей для юрлиц – если аудиторское заключение не было предоставлено в Росстат (19.7 КоАП РФ).
- От 30 до 50 тыс. рублей/отстранение от работы на 1-2 года для должностных лиц и от 700 до 1 млн. рублей – для юрлиц – если аудиторское заключение в положенный срок не было выложено на сайте АО (15.19 КоАП РФ).
Однако, даже после того, как штраф будет уплачен, проверку провести все же придется, а после нее сдать аудиторское заключение.
Порядок представления заключения аудитора в Росстат
Компании, которые в обязательном порядке проводят аудит, должны представлять в органы Росстата аудиторское заключение. Это можно сделать:
- одновременно с представлением бухгалтерской отчетности;
- отдельно от бухгалтерской отчетности, не позднее 10 рабочих дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее последнего дня года, следующего за отчетным.
Ответы на распространенные вопросы
- Вопрос: Требуется ли проведение обязательного аудита общества за первый год работы, если его финансовые показатели превысили установленные лимиты?
- Ответ: Нет, так как для того, чтобы принять решение об обязательном аудите компании оценивают финансовые показатели за предыдущий год, а не за отчетный.
- Вопрос: Нужно ли сдавать в налоговый орган аудиторское заключение?
- Ответ: Нет, аудиторское заключение в ФНС не сдается, так как оно не включено в перечень отчетности, обязательной для сдачи в налоговый орган.
- Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Источник: https://buhland.ru/obyazatelnyj-audit-buxgalterskoj-otchetnosti/
Кому нужно проходить обязательный аудит в 2020 году
В разгаре подготовка годовой отчетности за 2019 г. Как и прежде, в этом году, помимо стандартного пакета форм, многим к отчетности необходимо приложить аудиторское заключение. Это касается тех организаций, которые по закону подлежат обязательному аудиту. Кому нужен обязательный аудит, и в какие сроки необходимо предоставить в ИФНС аудиторское заключение, узнайте далее.
Когда нужен обязательный аудит, и кто должен его проходить
Требование к проведению обязательного аудита отдельных видов организаций закреплены законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. В ст. 5 указанного закона перечислены случаи, когда нужно проводить обязательный аудит и критерии организаций, которые ему подлежат.
Так, согласно п.1 ст.5 закона № 307-ФЗ аудит необходим в случаях, если:
- организация имеет форму АО (акционерного общества);
- если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- если организация представляет консолидированную отчетность;
- если превышены критерии по объему выручки или сумме активов;
- в иных случаях, если эта обязанность установлена другими федеральными законами.
Также аудит обязателен, если организация является:
- банком, бюро кредитных историй;
- фондом, в т.ч. НПФ;
- страховой компанией, обществом взаимного страхования;
- клиринговой компанией;
- управляющей компанией инвестиционного фонда;
- профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Приказом Минфина № 61н от 19.04.2019 г. были изменены формы бухгалтерской отчетности. И новостью для бухгалтеров стало требование об обязательной отметке в форме бухгалтерского баланса — подлежит ли организация обязательному аудиту.
В случае, когда аудит необходим, в состав годовой отчетности необходимо включить и аудиторское заключение по итогам отчетного года. Ранее заключение предоставлялось в Росстат, теперь же направлять его нужно в ИФНС. Напомним, что ранее, до отчетности за 2019 г.
в ИФНС заключение подавать не требовалось.
Начиная с отчетности за 2019 г., аудиторское заключение подается в ИФНС в электронном виде по каналам ТКС. В порядке исключения подавать заключение на бумаге в 2020 году могут субъекты малого бизнеса. Утвержден порядок подачи документа приказами ФНС от 13.11.2019 № ММВ-7-1/569@ и № ММВ-7-1/570.
Источник: https://spmag.ru/articles/komu-nuzhno-prohodit-obyazatelnyy-audit-v-2020-godu
Обязательный аудит бухгалтерской отчётности за 2019 год
Обязательный аудит бухгалтерской отчётности за 2019 год обязаны пройти организации, входящие в специальный перечень от Министерства финансов России. В него вошли 73 случая для проведения обязательной аудиторской проверки.
Минфин России 9 января 2020 года опубликовал Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2019 год на своём официальном сайте.
Какие организации подлежат обязательному аудиту за 2019 год?
В список включены 73 предусмотренных законодательством случая обязательного аудита бухгалтерской отчётности за 2019 год. Он идентичен прошлогоднему Перечню.
Об общих критериях, которые обязывают компании проводить аудит, рассказала Елена Венгерова, аудитор «АМЛ Групп»:
«Обязательный аудит следует проводить, если вы являетесь:
- акционерным обществом;
- профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
- страховой компанией;
- негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
- кредитной организацией.
Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если:
- организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую отчётность (кроме государственного внебюджетного фонда);
- объём выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчётному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий). При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины;
- сумма активов баланса на конец предшествующего отчётному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий)».
Лилия Адамова, руководитель департамента аудита «АМЛ Групп»:
«Обратите внимание! Когда вы проверяете свой баланс, например, за 2019 год и видите, что критерии зашкаливают, то вам нужно делать обязательный аудит. Но аудит вы должны будете сделать уже за 2020 год. Даже если у вас тогда будут уже обороты намного меньше, следующая бухгалтерская отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке.
Соответственно, сейчас под обязательный аудит попадают компании, у которых объём выручки от реализации без НДС или сумма активов баланса превысила установленные границы в 2018 году».
В таблице Перечня случаи обязательного аудита разделены на группы:
- по организационно-правовой форме организаций;
- по виду деятельности организации;
- конкретные организации;
- организации, имеющие определенные финансовые показатели;
- организации, составляющие консолидированную отчётность.
- Для каждого из 73 случаев указаны соответствующие установленные законы, виды отчётности, которые подлежат обязательному аудиту, а также субъекты аудиторской деятельности, наделённые правом проведения данной проверки.
- Перечень не является нормативным правовым актом, не содержит норм права, носит исключительно информационный характер.
- Смотреть: Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год
- Когда сдавать аудиторское заключение за 2019 год?
- Аудиторское заключение можно сдать вместе с бухгалтерской отчётностью за 2019 год:
- для ООО до 30 апреля;
- для АО до 30 июня;
- или отдельно через 10 рабочих дней после его получения, но не позднее 31 декабря.
Заказать обязательный аудит
В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» ООО «АМЛ Аудит» является действующим членом саморегулируемой организации аудиторов Ассоциация «Содружество». В штате нашей компании только аттестованные аудиторы с профессиональным стажем от 10 до 27 лет.
- Проведём аудит быстро, не отвлекая ваших сотрудников от операционной деятельности.
- Анкета для расчёта стоимости услуги
- ГАРАНТИЯ ПОЛНОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ!
Подробности по телефону: 8 (804) 555-11-04, а также в ответ на электронную заявку. Стоимость услуги рассчитывается индивидуально для каждой организации.
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Источник: https://aml.group/obyazatelnyj-audit-buhgalterskoj-otchyotnosti-za-2019-god/