Налоги — сущность, функции, виды 2020

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги — невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система — общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой — установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) — в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей — основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги.

С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом.

В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая — состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная. Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям — они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула — часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная. Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская. Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская. Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность — налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная. Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона — республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта — города, села, поселка и т. д.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц — на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц — на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Косвенные налоги Прямые налоги
По способу оплаты Перекладываются на плечи третьих лиц, потребителей Вносятся самим налогоплательщиком
По способу взимания По тарифам По кадастрам, окладным документам
По экономическому признаку Взимаются с расходов, пользования, потребления Взимаются с производства, прибыли, имущества

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция — наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная — перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая — решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная — отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета — обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики — при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены — соотношение «прямые-косвенные налоги» должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики — система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения — налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Правильное функционирование налоговой системы — это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Источник: https://www.syl.ru/article/339458/ponyatie-suschnost-i-osnovnyie-vidyi-nalogovyih-sistem

Налоговая система сущность и виды налогов

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Налоги, которые платим мы, как физические лица, и предприятия, а также всевозможные государственные сборы и пошлины, являются частью более крупной налоговой системы. Но если Вы поищите в Интернете или полистаете учебники, то поймете, что на данный момент просто-напросто не существует единого определения такого понятия как «налоговая система России». Различные авторы трактуют эти определения по-разному. В этой статье мы не будем формулировать собственное определение или приводить сравнительный анализ определений других ученых. Здесь мы просто изложим основной материал по этой теме, максимально простой и наглядный.

Понятие налоговой системы России

Как было сказано выше, единого общепринятого определения налоговой системы не существует. Но от чего-то отталкиваться нужно, поэтому приведем парочку наиболее ясных и четких (немного упрощенных для понятности).

  • Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.
  • Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.
  • Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ). Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику .

В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами). Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования.

Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее , чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения». Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и:

  • принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов;
  • основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей;
  • права и обязанности участников отношений, возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.);
  • ответственность за нарушение налогового законодательства;
  • формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства;
  • информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

Основные виды налогов в России

  1. Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные.
  2. Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

  3. Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы:
  4. федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ.

Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже);

[3]

региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес;

Читайте также:  Отпускные в 2020 году

местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории.

Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор.

Структура налоговой системы РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН). Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст. 13 НК РФ):

  • налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС);
  • налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);
  • государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст. 14 НК РФ):

[1]
  • налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);
  • транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя);
  • налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон).

Читайте так же:  Медаль за трудовое отличие пенсия

Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст. 15 НК РФ):

  • налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);
  • земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);
  • торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г. заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.

Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их.

Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ):

На этом статью завершаем. Понятие налога, принципы налогообложения, история и тенденции его развития в России и мире – отдельная обширная тема.

© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.

Пригодилась статья? Поделитесь с друзьями:

Библиографическая запись

Источник: https://oaomgs.ru/nalogovaya-sistema-sushhnost-i-vidy-nalogov/

Налоги: сущность, функции, виды

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Существует множество определений налогов, от строго академичных до нецензурных. Одно из них, несмотря на свою краткость, достаточно полно отражает суть вопроса: «Налоги – это цена государственных услуг». Государство обеспечивает безопасность своих граждан, создает на территории базовую инфраструктуру, в необходимых случаях оказывает социальную поддержку. Все это (а также, разумеется, и содержание госаппарата) обеспечивают собранные налоги. Понятие, виды и функции налогов рассматриваются в настоящей статье.

Налоги — сущность, функции и виды, принципы налогообложения

  • Сущность налогов – присвоение и последующее перераспределение государством части национального продукта.
  • Налоги, их виды и функции могут быть разделены на группы по различным признакам.
  • Одним из основных критериев, по которому классифицируются налоги, является их разделение по субъектам налогообложения на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества.

К ним относятся налог на прибыль юридических лиц, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог.

Косвенные налоги включаются в цену товаров или услуг и поэтому их оплата «перекладывается» поставщиками на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, налог с продаж.

По уровню установления налоги в РФ делятся на федеральные, региональные и местные.

По типу ставок налоги делятся на:

  1. Пропорциональные. В данном случае налоговая ставка не изменяется при изменении налоговой базы (дохода либо стоимости имущества), поэтому сумма налога всегда растет пропорционально базе.
  2. Прогрессивные. В этом случае с ростом базы растет и ставка.
  3. Регрессивные — для этих налогов ставки при росте базы снижаются.

По направлению использования налоги подразделяют на общие и специальные. Общие налоги после зачисления в бюджет могут направляться на любые цели, в зависимости от текущих потребностей государства. Специальные же могут быть использованы только для финансирования определенных расходов. К специальным относится, например, налог с владельцев транспортных средств.

Итак, мы рассмотрели основные налоги и их виды. Принципы налогообложения в своей основе были сформулированы еще в 18 веке одним из основоположников экономической теории Адамом Смитом.

  1. Справедливость – все налогоплательщики должны участвовать в наполнении бюджета в соответствии со своими возможностями.
  2. Определенность – налогообложение должно производиться в соответствии с установленными правилами, а не произвольно.
  3. Удобство – взимание налогов не должно быть некомфортным для налогоплательщика с точки зрения места и времени.
  4. Экономическая обоснованность – затраты государства на взимание налогов не должны превышать сумму самих налогов.

Можно выделить две основные функции налогов:

  1. Фискальная. Собранные налоги обеспечивают финансирование государственных расходов.
  2. Распределительно-регулирующая. Вводя или отменяя налоги, а также корректируя ставки, государство перераспределяет национальный продукт между различными социальными группами. Также с помощью налоговых льгот или бюджетных субсидий можно поддерживать те или иные отрасли экономики.

Налоги, их виды и функции кратко

Налоги – это обязательные платежи, использующиеся для перераспределения национального продукта между экономическими субъектами, а также для материального обеспечения деятельности государственных органов.

Налоги могут подразделяться по субъектам и объектам налогообложения, типу ставок, направлениям использования и т.д. Основными функциями налогов являются наполнение бюджета и регулирование экономической деятельности.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalogi-sushchnost-funkcii-vidy

Сущность виды и функции налогов

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:

1.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения.

Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель – сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим.

Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

4. Поощрительная функция налогов.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.

). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

5. Регулирующая функция налогов. Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

История также знает примеры введения специальных налогов для достижения конкретных тех или иных экономических результатов. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель – уменьшить избыточную покупательную способность и была отражена в самом названии.

Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

Однако наиболее наглядно регулирующая функция налогов проявляется при дестимулирующем налоговом подходе, когда те или иные мероприятия государства по ужесточению налогового гнета действуют сразу и непосредственно.

А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:

справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;

  • определенность – налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;
  • удобство– каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;
  • эффективность–административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.
  • Налоги классифицируются по различным признакам.
  • 1. По способу изъятия различают два вида налогов:
  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
Читайте также:  Приказ о приеме на время отпуска основного работника 2020

косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

  1. 2. По воздействию налоги подразделяются на:
  2. пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  3. прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  4. дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.
  5. 3. По назначению различают:
  6. а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  7. б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).
  8. 4. По субъекту уплаты выделяют:
  9. а) налоги, взимаемые с физических лиц;
  10. б) налоги, взимаемые с юридических лиц.
  11. 5. По объекту налогообложения разделяют:
  12. имущественные налоги;
  13. ресурсные налоги (рентные платежи);
  14. налоги, взимаемые от выручки или дохода;
  15. налоги на потребление.
  16. 6. По источнику уплаты существуют:
  17. — налоги, относимые на индивидуальный доход;
  18. — налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  19. — налоги, относимые на финансовые результаты;
  20. — налоги, взимаемые с выручки от продаж.
  21. Кривая Лаффера
  22. Налоги — сущность, функции, виды 2020

Данный график ясно свидетельствует, что при нулевой налоговой ставке государство не соберет ни цента, сколь бы велика ни была налоговая база, т.е. число налогоплательщиков.

Точно такой же результат будет и в противоположном конце налоговой шкалы – при стопроцентной налоговой ставке, потому что никто не будет работать бесплатно, и экономическая активность полностью замрет (т.е.

налоговая база сузится до нуля).

Между этими крайностями существуют два показателя налоговых ставок, которые при разных подходах дадут одинаковый уровень налоговых поступлений: повышенная налоговая ставка при узкой налоговой базе и пониженная налоговая ставка при обширной налоговой базе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_57094_sushchnost-vidi-i-funktsii-nalogov.html

Сущность и виды налога

Начальной формой проявления сущности налогов является вносимые гражданами денежные средства на цели финансирования расходов публичной власти.

В результате налоговое бремя на минимальном уровне определялось тем, какая сумма расходовалась на выполнение государством своих основных функций, в числе которых расходы на государственное управление, оборону, охрану порядка и суды.

Расширение функциональной нагрузки государства естественным образом требовало увеличение налогов.

Замечание 1

На современном этапе общественного развития налоги выступают в качестве важнейшего источника доходов бюджетной системы, причем доля налоговых доходов в отдельных странах может достигать 90 процентов от их общей суммы.

Степень правильности построения налоговой системы, организации сбора налогов прямо влияет на эффективность функционирования всей национальной экономики.

Вариации в отношении налогов и налоговых льгот обеспечивают воздействие на динамическое и структурное движение экономики, на величину капиталовложений и уровень занятости, темп развития научно-технического прогресса и так далее.

Посредством налоговой политики государство наделено возможностью компенсировать дефекты, присущие рыночной системе, регулировать стихийно формирующиеся пропорции инвестиций и сбережений, доходность различных отраслей деятельности.

Налоги — сущность, функции, виды 2020

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Российское налоговое законодательство дает четкое определение налога, согласно которому под последним понимается платеж обязательного индивидуально безвозмездного характера, взимаемый с юридических и физических лиц в виде отчуждения их денежных средств с целью финансирования нужд государственного и муниципального управления.

Законодательно утвержденное определение налога позволяет выделить следующие его основные черты, к числу которых относятся:

  • обязательность его исчисления и уплаты (налогоплательщик не имеет права по собственному выбору отказаться от уплаты налога, если законодательством на него возложена такая обязанность);
  • безвозмездность индивидуального характера;
  • отчуждаемость принадлежащих налогоплательщику денежных средств;
  • предназначение собранных средств для финансирования государственных и муниципальных нужд.

Сущность налогов раскрывается через выполняемые ими функции. К числу функций налогов относятся:

  • функция фискальная, выражающаяся в обеспечении формирования фонда средств, направляемых на финансирование государственных расходов;
  • функция регулирующая, выражающаяся в воздействии на распределительные и перераспределительные процессы посредством изъятия части доходов;
  • функция социальная, выражающаяся в использовании налогов в целях обеспечения социального равенства.

Классификация налогов

В современной налоговой практике существует множество классификаций налогов, определяющих их отдельные виды.

К числу основных классификаций налогов относятся:

  1. Классификация налогов в соответствии с объектом, согласно которой выделяют два вида налогов:

    • налоги прямые, то есть те, взимание которых осуществляется непосредственно с субъектов налогообложения (получателей доходов). К данному виду налогов относятся налоги на доходы (в российской практике это налоги на прибыль организаций, на доходы физических лиц);
    • налоги косвенные, то есть те, которые относятся на ресурсы, товары, услуги, виды деятельности. Специфика косвенного налогообложения заключается в том, что их уплачивает конечный потребитель. К числу данного вида налогов относятся все налоги, включаемые в цену товара как акцизы, торговые сборы и так далее.

    Замечание 2

    В настоящее время граница между косвенным и прямым налогообложением максимально размыта. Однако следует признать, что именно на косвенные налоги преимущественно возлагается выполнение фискальной функции налогов, то есть именно этот вид обеспечивает формирование большей части государственных доходов.

  2. Классификация налогов в соответствии с субъектом, согласно которой выделяют два вида налогов:

    • налоги центральные, то есть те, которые действуют на территории всего государства;
    • налоги местные, то есть те, которые действуют на территории отдельных муниципальных образований.

    В российской практике данная классификация получила развитие в связи с формированием трехуровневой системы налогообложения. В связи с этим классификация налогов по субъекту включает следующие виды налогов:

    • налоги федеральные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории всей страны (к примеру, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и прочие);
    • налоги региональные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории отдельного региона (к примеру, налог транспортный);
    • налоги местные, то есть те, которые обязательны к уплате на территории отдельного муниципального образования (к примеру, налог земельный).
  3. Классификация налогов в соответствии с их целевым использованием, согласно которой выделяют два вида налогов:

    • налоги маркированные, то есть те, которые ориентированы на финансирование конкретных видов государственных или муниципальных расходов (в российской практике такой характер в настоящее время присущ только страховым платежам на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение);
    • налоги немаркированные, то есть те, расходование которых не связано с конкретными нуждами (в российской практике все виды налогов, кроме страховых взносов). Несомненным преимуществом данного вида налогов является то, что они обеспечивают гибкость бюджетной и налоговой политики, позволяя направлять полученные в результате налогообложения средства на финансирование приоритетных в конкретный момент времени нужд;
  4. Классификация налогов в соответствии с характером налогообложения, согласно которой выделяют два вида налогов:

    • налоги пропорциональные, то есть те, которые предусматривают сохранение процентного отношения ставки налога к доходу, даже при условии изменения последнего;
    • налоги прогрессивные, то есть те, которые предусматривают увеличение процентного отношения ставки налога к доходу при условии роста последнего;
    • налоги регрессивные, то есть те, которые предусматривают уменьшение процентного отношения ставки налога к доходу при условии роста последнего.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/nalogovaya_sistema/suschnost_i_vidy_naloga/

Налоги: сущность, функции, виды. Налоговая система Российской Федерации: состав, становление

  • Сущность налогов
  • Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.
  • Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения.

Также, налоги можно определить какобязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Как следует из определения, под налогами следует понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д.

Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д.

Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

  1. Классификация налогов
  2. Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:
  3. Виды налогов по объекту:
  4. § прямые;
  5. § косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество.

Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги.

Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета.

Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах.

Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы.

Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

  • Виды налогов по субъекту:
  • § центральные;
  • § местные.
  • В России существует трехуровневая система:
  • § федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;
  • § региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;
  • § местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.
  • Виды налогов по принципу целевого использования:
  • § маркированные;
  • § немаркированные.

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным.

Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными.

Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

  1. Виды налогов по характеру налогообложения:
  2. § пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);
  3. § прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);
  4. § регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).
Читайте также:  Основы бухгалтерского учета в 2020 году

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб.

индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%.Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара.

Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

  • Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
  • § налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):
  • § земельный налог;
  • § налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
  • § налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):
  • § НДС;
  • § акцизы;
  • § экспортные тарифы;
  • § налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
  • § налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
  • § целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
  • § налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
  • § сбор на нужды образовательных учреждений;
  • § сборы за парковку автомобилей;

§ налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

— Фискальная — изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. — Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

— Регулирующая — регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой. — Распределительная и перераспределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

— Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц. — Контрольная — при помощи налогов осуществляется контроль за деятельностью предприятия, формирование затрат и прибыли.

Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб. Регулирующую и стимулирующую функции называют экономической функцией. Такое разграничение функций налогов носит целевой характер, так как все функции переплетаются и осуществляются одновременно.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

  1. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев населения.
  2. Структура действующей налоговой системы в РФ
  3. В состав налоговой системы входят:
  4. · виды налогов, установленные на территории государства;
  5. · субъекты налога (налогоплательщики);
  6. · законодательная база — законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;
  7. · органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
  8. Структура действующей налоговой системы в РФ
  9. В состав налоговой системы входят:
  10. · виды налогов, установленные на территории государства;
  11. · субъекты налога (налогоплательщики);
  12. · законодательная база — законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;
  13. · органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
  14. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
  15. 1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
  16. Федеральные налоги:
  17. · налог на добавленную стоимость;
  18. · акцизы;
  19. · налог на доходы физических лиц;
  20. · налог на прибыль организаций;
  21. · налог на добычу полезных ископаемых;
  22. · водный налог;
  23. · сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  24. · государственная пошлина.
  25. 2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
  26. Региональные налоги:
  27. · налог на имущество организаций;
  28. · налог на игорный бизнес;
  29. · транспортный налог.

3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. — М.: Проспект, 2007. — 656 с..

  • Местные налоги:
  • · земельный налог;
  • · налог на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов.

Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов.

В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2xba1a.html

8.4. Сущность, виды и функции налогов

Первая
форма проявления сущности на­логов
— это денежные взносы граждан, необходимые
для содержания публич­ной
власти.

Так что минимальный размер
налогового бремени оп­ределяется
суммой расходов государства на выполнение
его ос­новных функций: управление,
оборона, суд, охрана порядка.

Чем больше
функций возложено на государство, тем
больше оно долж­но собирать налогов.

Сейчас
налоги — важнейший источник средств
государст­венного бюджета (90% всех
поступлений). От того, насколько правильно
построена налоговая система, организован
сбор нало­гов, зависит эффективное
функционирование национальной эко­номики.

Варьирование
налогами и налоговыми льготами (скидками
и освобождениями)
позволяют воздействовать на динамику
и структуру
экономики, на капиталовложения и
занятость, темпы развития
НТП, осуществление социальной политики,
обеспечение соответствующего распределения
доходов и богатства. Налоговая по­литика
может устранять и сглаживать присущие
рынку дефекты, стихийно
складывающиеся пропорции между
сбережениями и ин­вестициями,
доходностью различных сфер хозяйства.

  1. фискальная — обеспечение финансирования государственных расходов;

  2. регулирующая — предполагает государственное регулирование экономики, перераспределение в этих целях финансовыхпотоков;

  3. социальная — поддержание социального равновесия путем
    изменения соотношения между доходами отдельных социальных
    групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Элементы налога Все налоги
содержат следующие элементы:

  • объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога — налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  • источник налога — то есть доход, из которого выплачивается налог;
  • единица обложения — единица измерения объекта (денежная единица страны);
  • ставка налога — величина налога с единицы объекта налога (%);
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый min);
  • налоговый оклад — сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта. Определяется в соответствии с налоговой ставкой и предоставленными льготами.

Виды налогов Налоги бывают двух видов.

Первый
вид
налоги
на доходы и имущество:

подоходный
налог и налог на прибыль корпораций
(фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы
и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы);
поимущественные
налоги, в том числе налоги на собственность,
включая землю и
другую недвижимость; налог на перевод
прибыли и капиталов за
рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их
называют прямыми
налогами.

Второй вид налогов
налоги на
товары и услуги:
налог
с обо­рота — в большинстве развитых
стран заменен налогом на добав­ленную
стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену то­вара
или услуги); на наследство; на сделки с
недвижимостью и ценными
бумагами и другие. Это косвенные
налоги.
Они
частично или
полностью переносятся на цену товара
или услуги.

Прямые
налоги сложно перенести на потребителя.
За исклю­чением налогов на землю и на
другую недвижимость, которые включаются
в арендную и квартирную плату, цену
сельскохозяй­ственной
продукции.

Косвенные налоги
переносятся на потребителя в зависимости
от
степени эластичности спроса на товары
и услуги, облагаемые этими налогами.
Чем менее эластичен спрос, тем большая
часть налога перекладывается на
потребителя.

Чем менее эластично
предложение,
тем
меньшая часть налога перекладывается
на по­требителя,
а
большая уплачивается
за счет прибыли.

В долгосроч­ном
плане
эластичность предложения
растет, и на потребителя перекладывается
все
большая
часть косвенных налогов.

  • В
    случае высокой эластичности спроса
    увеличение косвенных налогов
    может
    привести
    к сокращению потребления, а при высо­кой
    эластичности
    предложения
    — к сокращению чистой прибы­ли,
    что вызовет сокращение капиталовложений
    или перелив ка­питала
    в
    другие
    сферы деятельности.
  • Также различают
    твердые, пропорциональные, прогрессив­ные
    и регрессивные налоговые ставки.
  • Твердые
    ставки
    устанавливаются
    в абсолютной сумме на еди­ницу
    обложения, независимо от размера дохода.
  • Пропорциональные
    ставки
    действуют
    в одинаковом процент­ном
    отношении к объекту налога без учета
    дифференциации его величины.

Прогрессивные
ставки
предполагают
возрастание величины ставки
по мере роста дохода. Прогрессивные
налоги — это те нало­ги,
бремя которых сильнее давит на лиц с
большими доходами.

Регрессивные
ставки
предполагают
снижение величины ставки
по мере роста дохода. Чем беднее человек,
тем выше его на­логовое бремя.

Налоги
— это один из экономических рычагов, с
помощью ко­торых
государство воздействует на рыночную
экономику. В усло­виях рыночной
экономики любое государство широко
использует налоговую
политику в качестве определенного
регулятора воздей­ствия
на негативные явления рынка. Налоги,
как и вся налоговая система,
являются мощным инструментом управления
экономи­кой в условиях рынка.

С
помощью налогов определяются
взаимоотношения пред­приятий
всех форм собственности с государственными
и местны­ми
бюджетами, с банками. При помощи налогов
регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение
ино­странных
инвестиций, формируется прибыль
предприятия.

Че­рез
налоги государство может проводить
энергичную политику в развитии
наукоемких производств и ликвидации
убыточных предприятий.

Вообще стратегию поведения органов
государствен­ной
власти в области налогообложения,
направленную на дости­жение
социально-экономических и политических
целей, можно определить
как налоговую политику, которая требует
соблюде­ния
ряда условий.

ИЗ РОССИЙСКОЙ
ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов

Источник: https://studfile.net/preview/6184203/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector