Национальные и международные стандарты бухгалтерского учета в 2020 году

Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности — это специализированная нормативная система организации и ведения бухгалтерского учета, а также формирования бухотчетности, которая применяется по всему миру.

Данная система учета и составления отчетности разрабатывается Комитетом по МСФО IASB. Основная цель международной системы БУ направлена на формирование достоверных, полных и систематизированных данных о финансовом положении организации в части активов, полученных доходов, произведенных расходов, принятых обязательств, имеющихся капиталов.

Основная задача МСБУ заключается в ведении бухучета и последующем формировании достоверной отчетности, которая пригодна для использования внешними пользователями. Например, международным партнером.

Национальные стандарты БУ — это свод норм и правил ведения бухучета, которые установлены с учетом специфики конкретного государства, то есть применимы только на территории определенного государства.

Основное отличие национальных и международных стандартов бухгалтерского учета заключается в том, что МСБУ могут быть применимы абсолютно любой организацией, независимо от территориального расположения и государственной принадлежности, а НСБУ — только на территории одной страны.

В России национальные стандарты регламентированы законом № 402-ФЗ «О бухучете», а также тематическими ПБУ и инструкциями, утвержденными Министерством финансов.

Тема 8. Совет по международным стандартам финансовой отчетности: структура, порядок работы

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой систему общепринятых требований, принципов, правил и процедур, которые определяют общий подход к составлению финансовой отчетности, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей, и устанавливают единые требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций.

Исторически сложилось так, что в каждой стране создавались соб­ственные стандарты учета и отчетности, отвечающие, в первую оче­редь, требованиям, которые выдвигают к отчетности ее основные пользователи.

Развитие международной торговли, появление много­национальных компаний, глобализация рынка капитала, глобализация экономических процессов и информационных технологий вызвала потребность в гармонизации финансовой отчетности компаний раз­ных стран. Это было обусловлено необходимостью получения и предоставления прозрачной, полезной, информативной, сопоставимой, однородной финансовой информации, понятной широкому кругу заинтересованных пользователей.

На сегодняшний день международно признанной является финансовая отчетность, составленная либо по МСФО, либо по ГААП США, поскольку только отчетность, подготовленная по этим стандартам, признается большинством фондовых бирж мира: ОПБУ США — для аме­риканских, МСФО — для неамериканских. В этой связи, в зависимости от того в котировальный лист какой биржи хочет войти фирма, и выбирается соответствующая модель учета.

— позволяют обеспечить единый подход к формированию качественной, прозрачной, сравнимой и достоверной отчетности в разных странах;

— помогают инвесторам и акционерам из разных стран качественнее анали­зировать отчетность потенциальных получателей инвестиций (опять же из разных стран), подготовленную согласно единым принципам, а значит, сопоставимую;

— позволяют фирмам, выходящим на фондовые площадки в разных странах, готовить не несколько комплектов финансовой отчетности (отдельно для ка­ждой национальной биржи), а ее единый набор для всех бирж, т.е. снижают за­траты на привлечение капитала;

  • — повышают общую культуру управления, внутри транснациональных корпо­раций, улучшают систему их внутреннего контроля и аудита.
  • — Предисловие к положениям МСФО;
  • — Концептуальные основы или Принципы подготовки и представления финансовой отчетности;
  • — Собственно стандарты;
  • — Разъяснения к стандартам или интерпретации.
  • Все они образуют единую систему и не могут применяться по отдельности, вместе с тем, каждый документ как элемент системы имеет определенное назначение.
  • В Предисловии кратко излагаются цели и порядок деятельности Совета (Комитета) по МСФО, а также разъясняется порядок разработки и применения МСФО.

Концептуальные основы определяют порядок подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. Здесь рассматриваются такие вопросы, как цели финансовой отчетности, основополагающие допущения и качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, приводятся определения, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности.

Собственно международные стандарты финансовой отчетности представляют собой принятые в общественных интересах положения о порядке подготовки и представления финансовой отчетности по отдельным разделам учета.

Разъяснения к МСФО дают однозначное толкование неясных положений стандартов и обеспечивают их единообразное применение.

  1. — либо с применением существующих стандартов, имеющих практическую направленность и представляющих наибольший интерес для пользователей,
  2. — либо возникающих по мере раз­вития экономических отношений.
  3. Наивысшим приоритетом обладает стандарт международной отчетности и обязательные приложения к нему.
  4. — основы для выводов;
  5. — иллюстративные примеры;

Источник: http://kuzcredit.ru/blog/mezhdunarodnye-standarty-bukhgalterskogo-ucheta/

МСФО, Дипифр

Комитет по международным бухгалтерским стандартам (IASC) был создан в 1973 году. В эти годы бухгалтерская профессия переживала значительные изменения – в те же годы в США был создан FASB (Совет по стандартам финансового учета), в Великобритании была создана национальная организация для разработки стандартов.

Начало было положено после неформальных встреч представителей бухгалтерских ассоциаций Великобритании (ICAEW) и США (AICPA).

Затем после консультаций с бухгалтерскими ассоциациями Канады, Австралии, Мексики, Японии, Франции, Германии, Нидерландов и Новой Зеландии эти страны были приглашены к участию в международном проекте.

Из-за давления Великобритании вкупе с ее финансовыми вливаниями Комитет (IASC) был размещен в Лондоне. Там же находится и штаб-квартира Совета по МСФО (IASB), который принял на себя все функции Комитета после его реструктуризации  в 2001 году.

Настоящие причины создания Комитета по МСФО окутаны тайной. Конечно, в то время уже назрела необходимость в создании единого языка для растущего в объемах международного бизнеса.

Но, скорее всего, основной мотивацией было желание Великобритании создать организацию для разработки международных стандартов в пику попыткам Европейского союза создать такой же орган.

Ведь в случае, если бы страны Европы сделали это первыми, то в международных стандартах господствовала бы континентальная модель бухгалтерского учета (Code model of reporting), а не та модель (англосаксонская), которая была принята в Великобритании и в большинстве англоговорящих наций (Anglo-Saxon financial reporting approach).

В марте 1974 года был выпущен E1 – проект первого стандарта под названием «Раскрытие учетной политики» (Disclosure Of Accounting Policies), а в январе 1975 года этот стандарт был принят. 2 стандарта были выпущены в 1975 году, еще 3 в 1976, два  в 1977, три в 1978.

Первоначально мало кто использовал данные стандарты, однако с течением времени ситуация сильно изменилась.

Список действующих стандартов МСФО

  • МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»
  • МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»
  • МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»
  • МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода»

МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (перестал действовать с 1 января 2018 года; новый стандарт по выручке действует с 01.01.18 — IFRS 15)

  1. МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»
  2. МСФО (IAS) 14 «Сегментная отчетность»
  3. МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (IAS 16 «Property, Plant and Equipment»)

Источник: http://msfo-dipifr.ru/msfo/

Реформы 2019 года: новый план счетов и отчетность по МСФО для бюджетников

Существующая национальная система бухучета и отчетности в секторе госуправления не позволяет в полной мере получить необходимую информацию для качественных и своевременных управленческих решений. В этой связи назрела необходимость в ее реформировании.

В решение данной проблемы Правительство разработало концепцию реформирования национальной системы бухучета и отчетности сектора госуправления и план основных мероприятий по ее реализации. Это предусмотрено постановлением Совмина от 09.02.2019 N 82.

Согласно принятой концепции совершенствование системы бухучета и отчетности сектора госуправления будет производиться поэтапно в течение нескольких лет. Причем начало реформы определено — это 2019 год, а вот ее окончание сроками не ограничивается. При этом этапы совершенствования системы бухучета и отчетности расписаны концепцией до 2028 года .

Главной целью реформы системы бухучета и отчетности является сближение национальной системы бухучета и отчетности с МСФО в общественном секторе (МСФООС).

Для начала концепцией предусмотрена разработка единого плана счетов, интегрированного с бюджетной классификацией. Он заменит все 4 существующих в настоящее время бухгалтерских плана счетов, применяемых организациями сектора госуправления.

Код единого плана счетов будет содержать наряду с информацией по бухучету информацию по бюджетной классификации . Это позволит увязать бюджетную и бухгалтерскую отчетности организаций сектора госуправления и более полно раскрыть информацию о проводимых операциях.

На заметку!
В России бюджетные организации пользуются планом счетов, интегрированным с бюджетной классификацией, с 2015 года. В настоящий момент в стране используются счета, состоящие из 26 разрядов. При этом с 1 по 17 разряды — это код по бюджетной классификации, с 18 по 26 разряды — код по счетам бюджетного учета.

Единый план счетов в практику ведения бухучета предполагается внедрить в 2 этапа. На первом этапе планируется его применение отдельными госорганами (иными бюджетными организациями) в рамках пилотных проектов, на втором — всеми бюджетными организациями .

Реформирование также затронет и бухгалтерскую отчетность, которая в настоящее время, по сути, является лишь инструментом контроля за целевым расходованием бюджетных средств .

Разработка бухгалтерской отчетности, основанной на МСФООС, предусмотрена в текущем году. Применение такой отчетности призвано повысить прозрачность информации о результатах деятельности субъектов сектора госуправления и обеспечить доступ общественности к информации о государственных финансах для улучшения инвестиционного климата в стране .

Читайте также:  Трудовое соглашение и трудовой договор - в чем разница?

Совершенствование системы бухучета и отчетности сектора госуправления предполагается осуществить путем разработки и внедрения национальных стандартов бухучета и отчетности, основанных на МСФООС .

Планируется, что национальные стандарты будут соответствовать МСФООС в части перечня и структуры стандартов. В то же время они будут адаптированы к существующим реалиям ведения бухучета в нашей стране. Кроме того, в национальных стандартах будут определены более четкие правила и требования к ведению бухучета и формированию отчетности в сравнении с общими принципами, содержащимися в МСФООС .

На заметку!
Внедрение национальных стандартов и формирование новых форм бухгалтерской отчетности не предполагают отказ от существующих отчетов об исполнении бюджета .

В настоящее время процесс ведения бухучета и формирования отчетности децентрализован и осуществляется каждой бюджетной организацией самостоятельно с помощью автономных программных продуктов (всего их около 8) .

Для обеспечения централизованного доступа к бухгалтерским данным бюджетных организаций предполагается внедрение единого стандартизированного программного обеспечения для ведения бухучета и формирования отчетности сектора госуправления.

Данная программа позволит осуществить перевод имеющихся остатков по счетам бухучета на новые коды, а также поддерживать процессы ведения бухучета и составления отчетности в соответствии с новой кодировкой .

  • Проводимая реформа существенно изменит подходы к ведению бухучета и формированию отчетности сектора госуправления. В этой связи особое внимание будет уделено обучению (переобучению) :
  • — специалистов, принимающих непосредственное участие в регулировании вопросов учета, в том числе в формировании профессиональных суждений (решений) по вопросам бухучета, а также специалистов, осуществляющих консолидацию отчетности;
  • — специалистов, осуществляющих методологическую работу в области бухучета и отчетности, а также руководителей и специалистов бухгалтерских служб;
  • — преподавателей ССУЗов, ВУЗов, допобразования взрослых, представителей научного сообщества, призванных обеспечить распространение новых знаний;
  • — специалистов контролирующих органов и служб внутреннего аудита (при их создании) и др.

Сроки проведения и тематика обучения специалистов будут определены в соответствии с этапами разработки и внедрения национальных стандартов. Предполагается, что обучение будет носить непрерывный характер, чтобы компенсировать естественную текучесть кадров .

Источник: https://ilex.by/reformy-2019-goda-novyj-plan-schetov-i-otchetnost-po-msfo-dlya-byudzhetnikov/

Стандарты бухгалтерского учета

С целью облегчения понимания финансовой отчетности ее пользователями был создан ряд общепринятых принципов бухгалтерского учета (ОПБУ) (GAAP), состоящий из критериев, правил и процедур, обычно называемых стандартами бухгалтерского учета, в качестве руководства по финансовому учету и отчетности.

Как обсуждалось ранее при определении пользователей бухгалтерской информации, предприятия различных стран составляют и представляют финансовую отчетность по-разному.

Более того, в некоторых странах, таких как Франция, Германия и Япония, стандарты бухгалтерского учета устанавливаются в законодательном порядке; в то же время в других странах, таких как Австралия, Канада, Швеция, Великобритания и США, бухгалтерская профессия более активно участвует в процессе установления стандартов.

Например, в США Совет по стандартам финансового учета устанавливает стандарты бухгалтерского учета, выполнение которых затем контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам США, являющейся государственным органом по защите интересов инвесторов.

Цель Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) заключается в согласовании нормативно-правовых актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур во всем мире путем формирования набора Международных стандартов бухгалтерского учета, с которыми все могут согласиться.

Стандарты, принятые до 2001 г.

, называются международными стандартами бухгалтерского учета (International Accounting Standards — IAS), все последующие стандарты называются международными стандартами финансовой отчетности (Internationa! Financial Reporting Standards — IFRS).

Учитывая, что главная цель финансовой отчетности — это предоставление информации, полезной для принятия экономических решений, КМСФО считает, что эти бухгалтерские стандарты удовлетворят нужды большинства пользователей.

Конечно, национальные органы, устанавливающие стандарты, и правительства также захотят включить некоторые отличающиеся либо дополнительные требования в своих целях, но это не должно мешать удовлетворению основной необходимости предоставлять уместную информацию для принятия экономических решений.

Однако стандарты бухгалтерского учета не похожи на неизменные законы природы, используемые в таких областях, как химия и физика. Они разрабатываются бухгалтерами, предприятиями и законодателями с целью удовлетворения нужд тех, кто принимает решения, и могут меняться по мере того, как появляются лучшие методы или изменяются обстоятельства.

В данном материале мы представляем главные элементы практики бухгалтерского учета, основанной на международных стандартах бухгалтерского учета. Мы также стараемся объяснить причины или теорию, лежащие в основе практики, и принять глобальную перспективу, учитывающую практику разных стран, когда это уместно.

Как теория, так и практика являются частью изучения бухгалтерского учета. При этом необходимо понимать, что бухгалтерский учет — это постоянно меняющаяся, растущая и улучшающаяся дисциплина.

Так же, как для внедрения нового хирургического метода или спасающего жизнь лекарства требуются годы исследований, так и на исследования и открытия в бухгалтерском учете могут потребоваться годы.

В результате вы можете столкнуться на практике с противоречивыми случаями.

[см. также полные тексты стандартов IAS/IFRS]

Международные стандарты бухгалтерского учета — МСБУ / IAS

Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО / IFRS

Источник: https://fin-accounting.ru/basics/statements-standarts/accounting-standarts

О переходе на международные стандарты бухгалтерского учета

Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета – сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции – повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям.

Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы.

Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам.

В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским предприятиям со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по Международным стандартам бухгалтерского учета.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.П.

Смита, иностранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности».

Переход на между народную практику учета существенно облегчит взаимоотношения российских предприятий с их зарубежными партнерами, будет способство вать увеличению числа совместных проектов.

Не обходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза (ЕС)эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Международные стандарты бухгалтерского учета – International Accounting Standards (IAS ) (в российском варианте они именуются Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО)разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета – International Accounting Standards Committee (IASC), (в российском варианте – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО). Данные стандарты признаны во всем мире как эффективный инструментарий для представления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Проводимая в стране реформа системы бухгалтерского учета направлена,прежде всего, на совершенствование функционирования и обеспечение прозрачности российской экономикиза счет приведения в соответствие принятых в стране принципов бухгалтерского учета требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Это связано с необходимостью разработки в соответствии с IAS пакета стандартов и правил, которые затем будут использоваться хозяйствующими субъектами. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления предприятиями релевантной и надежной финансовой информации как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских хозяйствующих субъектов появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего, управленческого учета и внутреннего контроля).

Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели.

Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и IAS приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах.

По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие международные деловые отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований IAS.

Проблема унификации требований бухгалтерского учета

Российскую систему бухгалтерского учета в настоящее время можно охарактеризовать как систему, находящуюся в стадии подготовки к переходу на международные стандарты бухгалтер ского учета.

Особенность этого подготовительного этапа перехода на международные стандарты состоит в специфике деятельности крупных российских предприятий, свидетельствующей о том, что многим из них в настоящее время приходится составлять отчетность в соответствии с двумя системами стандартов – российской (согласно ПБУ) и международной (согласно IAS). Кроме того, опыт отдельных российских хозяйствующих субъектов, в которых аудит уже проводится по международным стандартам, показал, что при внедрении этих стандартов могут возникнуть определенные проблемы (например, обеспечение необходимого уровня прозрачности).

Читайте также:  Доплата за совмещение должностей тк рф (2015)

При переходе хозяйствующих субъектов на IAS следует учитывать, что данные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:

  • содержание отчетности;
  • критерии внесения в отчетность различных ее элементов;
  • правила оценки элементов отчетности;
  • объем предоставляемой в отчетности информации.

При переходе российских хозяйствующих субъектов на IAS за основу принимаются стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира.

В настоящее время принято 40 стандартов. В международных стандартах нашли свое отражение такие важнейшие вопросы бухгалтерского учета,как учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др.

Данные стандарты не являются обязательными для всех стран участниц, а лишь выполняют рекомендательную функцию – на их основе в национальных учетных системах разрабатываются национальные стандарты с более детальной регламентацией учета определенных объектов.

В странах участницах действуют только те стандарты, которые закреплены в соответствующих национальных положениях по учетной практике.

Россия официально не присоединилась к странам, использующим IAS. Таким образом, в течение подготовительного этапа перехода на международные стандарты России предстоит совершить целый ряд последовательных шагов по пути к этому присоединению. Именно в последовательном сближении российской системы бухгалтерского учета и IAS состоит основная особенность переходного периода.

Законодательная основа проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, нацеленное на последовательное приближение к международным стандартам, было начато в 1993 г. и связано с принятием государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

В соответствии с Федеральным законом о 21.11.96 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете», общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации.Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) бухгалтерскогоучета,устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций,составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это принято в международной практике.

Важным документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В основу Концепции были положены базовые принципы IAS. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.

В 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с IAS, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета.

В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и Международными стандартами финансовой отчетности».

В развитие Программы Правительство Распоряжением РФ от 22.05.98 г. №587 р утвердило План внедрения положений (стандартов)по бухгалтерскому учету, в соответствии с которым предполагалось разработать 22 стандарта.

Однако сегодня приходится констатировать, что оно не выполнено – всего разработано 15 Положений по бухгалтерскому учету, при этом вместо ряда ПБУ Министерством финансов РФ были разработаны методические указания.

Международные стандарты бухгалтерского учета и аудит

Следует отметить, что Международные стандарты бухгалтерского учета не являются стольжестко регламентированными, как российские ПБУ, которые всегда базировались на инструкциях, обязательных для исполнения. Причем в России такой подход обусловлен в основном интересами государства в лице налоговых и контролирующих органов.

Международные стандарты финансовой отчетности не предлагают жестких нормативов, а напротив, оперируют такими понятиями, как «справедливая стоимость», «финансовые инструменты», и принципами типа «расходы признавать всегда, а доходы – только при высокой степени вероятности». При этом однозначного их определения не дается.

Задача осмысления конкретных операций возложена на бухгалтеров и финансистов самих хозяйствующих субъектов. Поэтому в наиболее выгодном положении на данном этапе внедрения международных стандартов находятся аудиторы.

Многое предприятия вынуждены обращаться к ним нетолько в случае заверения отчетности, но и законсультациями – в частности, каким образом применять IAS в каждой конкретной ситуации.

Контрольная функция во время перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты лежит на подразделениях внутреннего контроля и сторонних аудиторах. А уже на основе их рекомендаций будет создаваться новая система бухгалтерского учета.

Основная особенность международной системы отчетности (в отличие от действующей в России) заключается в том, что такая отчетность должна быть понятна не только контролирующим органам, но и партнерам и клиентам предприятий.

Ключевой принцип IAS – прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующие субъекты сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям. Причем для такого рода информации не предусмотрено специальной формы отчетности – это может быть сопроводительная записка или справка.

Однако международные стандарты сами по себе едва ли сделают отчетность более честной и прозрачной, IAS лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах. По сути, IAS и не преследуют цели наказать недобросовестных исполнителей.

В случае выявления расхождений в предоставляемой отчетности предприятию может грозить лишь потеря репутации. Для российских предприятий такая перспектива никогда не представляла реальную угрозу, а после кризиса и вовсе перестала быть какой либо опасностью.

Более того, даже в странах, где эти стандарты давно применяются, есть много способов уклониться от их прямого исполнения.

Основные результаты проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Каковы же итоги проводимой реформы системы бухгалтерского? В соответствии с результатами проведенного авторами опроса, которому были подвергнуты 1560 бухгалтеров крупных и средних российских предприятий,примерно реть из них (35%) расценивали информацию, представляемую в финансовой отчетности, составленной в соответствии с IAS, как не очень полезную для своего предприятия, около 43%как довольно полезную и только 20% – как очень полезную. Таким образом, третья часть всех опрошенных бухгалтеров не видит пользыв составлении отчетности. По мнению бухгалтеров, данные финансового учета используются на предприятии в первую очередь для отчета перед налоговыми органами (так считает около 90%опрошенных), а также для контроля за сохранностью активов. В случае отделения финансового учета от учета в целях налогообложения почти 60%опрошенных полагают, что составление финансовой отчетности даже по российским стандартам учета следует рассматривать как вынужденную бесполезную работу, не говоря уже о ее составлении в соответствии с требованиями международных стандартов. Такой подход бухгалтеров к роли финансовой отчетности свидетельствует о том, что при сотрудничестве с другими организациями данные их отчетности принимаются во внимание не так уж часто (на вопрос: «Как часто Вы обращаетесь к финансовой отчетности предприятий партнеров и потенциальных партнеров?», ответы распределились следующим образом: редко – 29%, никогда – 36%, обычно – 21% и всегда – только 13%; 1% опрошенных затруднился с ответом).

В заключение добавим, что большинство предприятий вообще не видит выгоды от составления финансовой отчетности,что вызвано, с одной стороны, отсутствием соответствующих пользователей финансовой отчетности, а с другой стороны, восприятием финансового учета как необходимо го средства для расчета налогов и отношений с налоговыми органами.

Финансовый учет как один из инструментов создания стоимости и благосостояния предприятий не играет самостоятельной роли, просматривается его явная подчиненность фискальным целям.

Информация финансового учета, как правило, никак не связывается с задачами корпоративного управления, бухгалтеры в большинстве случаев работают без тесного контакта с руководителями других подразделений.

Источник: https://gaap.ru/articles/o_perekhode_na_mezhdunarodnye_standarty_bukhgalterskogo_ucheta/

Семинары: Стандарты бухгалтерского учета: сложные вопросы применения в 2020 году. Навстречу новым ФСБУ (18 – 19 ноября 2019)

Лекторы: Сухарева Оксана Александровна председатель Совета по федеральным стандартам, директор Фонда «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр»» (Фонд «НРБУ «БМЦ»)

Рабинович Альмин Моисеевич к.и.н., руководитель Управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза». Автор многих книг по учету и налогообложению, многочисленных публикаций в периодических изданиях для бухгалтеров

Иванус Ирина Ивановна к.э.н., доцент, преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова, партнер группы консультационных и аудиторских компаний «Статус»

Лихникевич Ирина Петровна к.э.н., доцент, партнер группы консультационных и аудиторских компаний «Статус», преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова

Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

Читайте также:  Оформление больничного листа (листка нетрудоспособности)

Удостоверение установленного образца. Сертификат ИПБ на 20 часов — аттестованным бухгалтерам (порядок оформления — см. условия участия)

Новое в регулировании бухгалтерского учета и новое в функционале бухгалтера (актуальный обзор)

  • Новые учетные стандарты (ФСБУ) и обновленные ПБУ. Рекомендации БМЦ
  • Совершенствование бухгалтерской методологии: от плоской двойной записи к стереозаписи
  • Развитие бухгалтерской профессии: направления и перспективы

Обновления действующих ПБУ в разъяснениях эксперта

  • Принципиальные изменения в ПБУ 18 / 02: учет налога на прибыль в рекомендациях БМЦ (новый подход к определению временных разниц; расход по налогу на прибыль вместо условного расхода; структура расхода по налогу на прибыль; последовательность учётных процедур при применении балансового метода; порядок отражения текущего и отложенного налога на бухгалтерских счетах; стереозапись в учете налога на прибыль)
  • Изменения в Приказе Минфина № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Показатели отчета о финансовых результатах: новый состав, новые названия
  • Поправки в ПБУ 16 / 02 «Информация по прекращаемой деятельности»: экспертные пояснения и рекомендации от разработчика (новый вид активов; предназначенность ОС для продажи как условие, исключающее классификацию ОС; критерии классификации и оценка долгосрочных активов к продаже; определение чистой стоимости возможной продажи)

Сложные вопросы применения отдельных действующих ПБУ

  • ПБУ 21 / 2008 «Изменения оценочных значений»
  • ПБУ 3 / 2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
  • ПБУ 8 / 2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
  • ПБУ 9 / 1999 «Доходы организации» и ПБУ 10 / 1999 «Расходы организации»
  • ПБУ 15 / 2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
  • ПБУ 1 / 2008 «Учетная политика организации»

Запасы: правила учета по новому ФСБУ

  • Расширение сферы действия стандарта на весь операционный цикл
  • Исключение из сферы действия стандарта запасов, приобретаемых для создания внеоборотных активов
  • Сложные ситуации при формировании первоначальной стоимости запасов
  • Состав затрат, включаемых в себестоимость запасов
  • Текущая оценка запасов по наименьшей себестоимости и чистой стоимости продажи
  • Особенности учета операций по заготовлению и приобретению запасов
  • Формирование резерва под обесценение запасов
  • Оценка запасов, остающихся от выбытия ОС
  • Учет операций: по передаче запасов в уставный капитал, в производство; по безвозмездной передаче запасов и пр.
  • Новое в порядке списания запасов. Формальная замена способов списания способами оценки остатков

Основные средства: сложные вопросы учета по действующему стандарту

  • Какие активы относятся к ОС. Новое в классификации ОС
  • Формирование первоначальной стоимости ОС в различных ситуациях
  • Первичные документы по учету ОС. Единица учета ОС и инвентарный объект: соотношение понятий
  • Отражение затрат после принятия объекта ОС к учету
  • Амортизация ОС. Неамортизируемые объекты ОС
  • Ремонт, модернизация, реконструкция ОС. Отличие модернизации от реконструкции
  • Учет доходов и расходов от выбытия ОС
  • Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

Проекты ФСБУ «Основные средства» и «Незавершенные капитальные вложения»

  • Новое понятие инвентарного объекта ОС. Минимальный объект учета, подлежащий индивидуальному признанию
  • Сложные случаи момента признания ОС. Первоначальная оценка ОС
  • Оценка ОС при приобретении на условиях отсрочки платежа
  • Включение в себестоимость ОС ликвидационных обязательств
  • Понятие амортизационной величины; новый порядок отражения затрат на восстановление ОС
  • Прекращение признания ОС (момент прекращения признания ОС; особый порядок учета ОС, предназначенных для продажи; чистая ликвидационная стоимость; новый порядок признания в финансовых результатах доходов и расходов от прекращения признания ОС)
  • Понятие незавершенных капитальных вложений. Порядок и момент признания незавершенных капитальных вложений
  • Порядок и момент переквалификации незавершенных капитальных вложений в основные средства

ФСБУ 25 / 2018 «Учет аренды»

  • ФСБУ 25 / 2018 «Учет аренды» и МСФО 16 «Аренда»: сопоставление правил
  • Добровольное применение стандарта до его официального вступления в силу: в каких случаях это выгодно
  • Первое применение ФСБУ 25 / 2018
  • Идентификация арендных отношений в сделке
  • Подходы к учету аренды (с переходом права собственности на объект аренды; без перехода права собственности)
  • Возможность упрощения бухгалтерского учета аренды у арендатора
  • Особенности учета аренды с переходом права собственности
  • Текущая стоимость арендных платежей
  • Классификация объектов учета у арендодателя: объекты учета операционной и неоперационной (финансовой) аренды
  • Единые правила учета текущей и финансовой аренды у арендатора. «Право пользования активом»: классификация, оценка, признание

НМА и НИОКР: сложные вопросы учета по действующему стандарту

  • Какие активы относятся к НМА. Типичные ошибки при определении НМА
  • Формирование первоначальной стоимости НМА. Последующая оценка НМА
  • Амортизация НМА
  • Новое в учете операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА
  • Различия в бухгалтерском и налоговом учете НМА

Проект ФСБУ «Нематериальные активы»: что и как изменяется

  • Объединение ФСБУ (ПБУ) 14 / 2007 и ФСБУ (ПБУ) 17 / 2002
  • Изменение момента признания НМА как следствие включения в НМА незавершенных капвложений
  • Разделение понятий «исследования» и «разработки» при учете НИОКР
  • Запрет на признание репутационных НМА при их самостоятельном создании
  • Определение единицы учета НМА через самостоятельный период поступления выгод
  • Единые критерии признания НМА для первоначальных и последующих затрат
  • Определение стоимости и изменение оценки стоимости приобретённого у других лиц имущества, имущественных прав, оплачиваемых неденежными средствами
  • Запрет на переоценку деловой репутации, товарных знаков, фирменных наименований и пр.
  • Изменение оценки переоцененных НМА. Вариантность списания переоценки
  • Исключение ликвидационной стоимости из амортизируемой стоимости
  • Отдельные параметры амортизации НМА (срок, ликвидационная стоимость, способ амортизации) для каждого существенного компонента затрат
  • Обязательность проверки НМА на обесценение и признание обесценения в учете

Ответы на вопросы, практические рекомендации

Источник: https://www.Buhonline.ru/education/seminars/21122

Конвергенция международных стандартов финансовой отчетности и федеральных стандартов бухгалтерского учета



  • В статье рассматриваются правовые аспекты проводимой реформы бухгалтерского учета в России, а также проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности в национальную систему бухгалтерского учета.
  • Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, реформирование, переход на МСФО, Федеральные стандарты бухгалтерского учета.
  • Впервые идея о внедрении Международных стандартов финансовой отчетности в отечественное законодательство в области бухгалтерского учета оформилась в начале девяностых годов — 14 января 1992 года было выпущено Распоряжение Председателя Верховного Совета Российской Федерации «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики», изданное в развитие Указа Президента России от 20 августа 1991 года «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».
  • С того времени разрабатывались разные возможные пути к переходу на МСФО: полный отказ от национальных стандартов и переход на МСФО или сближение национальных стандартов и МСФО.

Итогом почти двадцатилетнего обсуждения явился Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчётности», который закрепил общие требования к составлению, представлению и раскрытию консолидированной финансовой отчетности, которая составляется в соответствии с МСФО (п.1 ст. 3 названного закона) [1].

  1. На сегодняшний день консолидированную отчетность по МСФО обязаны составлять:
  2. 1) негосударственные пенсионные фонды;
  3. 2) кредитные организации;
  4. 3) клиринговые организации;
  5. 4) федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  6. 5) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
  7. 6) страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  8. 7) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  9. 8) иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список
  10. 9) организации в случае, если другими федеральными законами для них предусмотрено составление консолидированной отчетности, либо учредительными документами таких организаций предусмотрено ее составление.

Позднее Минфин РФ подписал с Фондом МСФО договор, согласно которому последний предоставляет право перевода Международных стандартов финансовой отчётности на русский язык на территории РФ. Приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н утверждены 37 стандартов и 26 разъяснений МСФО [1].

Вместе с тем, составление консолидированной отчетности в соответствии с указанным законом не отменяет обязанности составления бухгалтерской отчетности в соответствии с российскими стандартами.

Совершить полный переход предприятий всей страны на МСФО, фактически отменив национальную систему отчетности, оказалось непросто. Поэтому идея о полном переходе на МСФО была заменена задачей постепенного перехода с действующих национальных стандартов на новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ), максимально приближенные к МСФО [2].

Разработчиком федерального стандарта бухгалтерского учета может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета (п.1 ст.

27 Закона о бухучете), для этого такому субъекту необходимо направить уведомление о разработке федерального стандарта в Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ), которое размещается на официальных сайтах Минфина РФ и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утвержденной программой разработки федеральных стандартов, то Минфин РФ самостоятельно разрабатывает стандарт (пп.2 п.1 ст. 28 Закона о бухучете).

Приказом Минфина РФ от 18.04.2018г. № 83 утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) на 2018–2020гг, согласно которой фактически в разработке ФСБУ принимают участие следующие субъекты негосударственного регулирования:

  • – Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (7 стандартов);
  • – Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (2 стандарта);
  • – Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (1 стандарт).

Новые стандарты к 2022 году должны заменить многочисленные действующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они будут базироваться на международных стандартах, но учитывать все особенности российской модели ведения бизнеса и законодательства.

На текущую дату в разработке находятся следующие стандарты [4]:

  1. Запасы;
  2. Основные средства;
  3. Нематериальные активы;
  4. Учет аренды;
  5. Незавершенные капитальные вложения;
  6. Дебиторская и кредиторская задолженность (включая долговые затраты).

Также Минфином уже утверждены Федеральные стандарты для государственного сектора:

Источник: https://moluch.ru/archive/230/53474/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector