- случаи, при которых заказчик по согласованию с поставщиком может внести изменения в контракт в части замены одного товара (работы, услуги) на другой, имеющий улучшенные характеристики;
- какие характеристики являются действительно улучшенными, а какие нет?
- как на изменение характеристик смотрят проверяющие?
- ситуации, при которых заказчик с поставщиком ни при каких обстоятельствах не могут (не вправе) подписать дополнительное соглашение контракту о замене предмета на улучшенный;
- ответственность заказчика и поставщика за подписание соглашения об изменении предмета контракта в случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Надеемся, что материал, изложенный в статье, окажется полезным читателю. При возникновении дополнительных вопросов по данной теме читатель может адресовать их нам в ветке коротких консультаций “Вопрос-ответ” или, вступив в нашу закрытую группу в WhatsApp, задать его непосредственно.
Когда можно улучшить характеристики?
Изменение предмета контракта на иной, имеющий улучшенные характеристики, возможно только при исполнении контракта. При заключении контракта предмет менять недопустимо. Поэтому, если поставщик изначально понимает, что он не сможет поставить предложенную им продукцию, то не стоит убеждать заказчика сразу заключить контракт с измененным предметом.
Если заказчик согласится с данным предложением, то не только заказчик, но и поставщик могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.
32 КоАП РФ за заключение контракта на иных условиях, нежели чем были предусмотрены документацией о закупке и заявкой участника.
Административный штраф в указанном случае составляет 1 % от НМЦк и накладывается на обе стороны (для заказчика максимальный штраф составляет 30 000 рублей, а для поставщика (юридическое лицо) — 300 000 рублей.
Если заказчик откажется от предложения участника, что, собственно говоря, верно и правильно с точки зрения Закона № 44-ФЗ, то поставщик, настаивая на своем может “угодить” в РНП за уклонение от заключения контракта.
Поэтому, понимая невозможность исполнения контракта на предложенных условиях поставщик должен всегда подписать контракт, а уже потом решать данные вопросы (например, путем подписания соглашения о расторжении контракта или применив по соглашению с заказчиком ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ).
Изменить предмет контракта на улучшенный можно во всех случаях заключения контракта по Закону № 44-ФЗ: способ закупки, по результатам которого заключается контракт, значения не имеет; наличие или отсутствие в контракте соответствующего условия о праве сторон на изменение контракта также не является препятствием к подписанию дополнительного соглашения к контракту об изменении предмета на улучшенный (т.к. ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ не ставит под условие применения данной нормы в зависимости от содержания контракта). Соответственно предмет может быть изменен как в контракте, заключенном по результатам конкурентной процедуры закупки, так и в контракте, заключенном по результатам закупки у единственного поставщика вне зависимости от текста контракта. Менять предмет можно как в случае поставки товаров, так и в случае выполнения работ, оказания услуг.
Что является лучшим, а что нет?
Основное правило, которое следует запомнить:
Улучшать товар, работу, услугу, предусмотренные в контракте, можно только по тем характеристикам, которые предусмотрены в таком контракте. Если новый товар (работа, услуга) лучше по характеристикам, которые в контракте не закреплены (а, например, содержаться в технических паспортах изделий), то это не является основанием для подписания дополнительного соглашения в части изменения предмета.
Приведем условный пример. Заказчик покупает принтер Саnon со скоростью печати одной страницы равной 3 секунды. Поставщик предлагает изменить поставляемый принтер на принтер компании HP, скорость печати у которого 1 страницы составляет всего 1 секунду. При этом остальные характеристики принтера HP аналогичны тем, что закреплены в контракте по принтеру Сanon.
Очевидно, что принтер HP лучше принтера Canon. Однако, если характеристика по скорости печати одной страницы не была указана в тексте контракта (т.е. изначально не была предусмотрена заказчиком в техническом задании) и содержится только в технических паспортах данных изделий, то подписывать дополнительное соглашение к контракту об изменении предмета в данном случае недопустимо.
Изменять предмет можно тогда, когда одна или несколько характеристик нового товара (работы, услуги) лучше, чем те, которые закреплены в контракте. При этом остальные характеристики не должны ухудшаться. Важно также заметить, что при изменении предмета не должен меняться вид закупаемого товара (работы, услуги). Он должен оставаться прежним.
Например, недопустимо вносить изменения в контракт, предметом которого выступает поставка настольных ПК, изменив предмет на поставку ноутбуков (принимая во внимание, что ноутбуки легче и лучше, чем настольные ПК). Настольные ПК можно менять только на настольные ПК, имеющие улучшенные характеристики, а не на ноутбуки и моноблоки, т.к.
это полностью другой предмет, а не тот же, имеющий улучшенные характеристики.
Какие характеристики являются улучшенными стороны определяют самостоятельно.
Однако, нужно понимать, что контролирующие органы настороженно относятся к любым дополнительным соглашениям, подписываемым сторонами, усматривая в них возможные злоупотребления и ограничение конкуренции.
Так, например, отдельные региональные УФАС считают недопустимым подписания дополнительных соглашений к контракту, если изменяются характеристики продукции, которые в техническом задании заказчика были изначально указаны конкретно.
Например, в техническом задании заказчика было указано, что цвет поставляемого товара должен быть желтым (поставка автомобиля желтого цвета). Участник, подавая заявку, согласился с указанным цветом и заключил контракт на соответствующих условиях.
В ходе исполнения контракта стороны подписывают дополнительное соглашение к контракту о том, что поставляемый автомобиль будет не желтого цвета, а черного. Иными словами, характеристика по цвету была изначально установлена с тем расчетом, чтобы уменьшить количество подаваемых на аукцион заявок, т.к.
желтый цвет автомобиля не является ходовым и не все участники готовы его поставить. Если бы заказчиком изначально было бы указано, что ему требуется автомобиль черного цвета, а не желтого, то участников было бы намного больше.
Подписывая дополнительное соглашение об изменении характеристик, которые в техническом задании были указаны в виде конкретных значений, стороны рискуют быть привлечены к административной ответственности, обжаловать которую придется суде. Поэтому перед подписанием дополнительного соглашения нужно обязательно взвесить все “за” и “против”.
Когда характеристики менять нельзя?
В практике закупок есть ситуации, при которых изменять характеристики закупаемой продукции недопустимо, даже если они действительно являются улучшенными. Приведем примеры:
Нормирование. На день подготовки настоящей статьи к публикации органы власти, органы местного управления, осуществляющие функции ГРБС или учредителя бюджетного учреждения, обязаны принять нормативные акты, определяющие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг. Об этом мы уже писали в одной из наших статей.
Характеристики закупаемой продукции, установленные в таких актах, являются строго обязательными для заказчика, т.е. он просто не может принять иную продукцию, выходящую за те значения по характеристикам, которые установлены в соответствующем акте.
Соответственно подписание любых соглашений об изменении товара (работы, услуги) должно осуществляться с оглядкой на акты о нормировании.
Импортозамещение. Например, приказ Минфина России от 04.06.
2018 № 126н, которому мы посвятили отдельную статью, устанавливает запрет на изменение страны происхождения товара, если при закупке такого товара было установлено действие данного приказа (за исключением случаев изменения страны, когда страной происхождения нового товара будет являться страна, входящая в ЕАЭС). Следовательно улучшенные характеристики в данном случае имеют второстепенное значение и применение положений ч.7 ст.95 Закона № 44-ФЗ невозможно при несоблюдении требований о стране происхождения товара.
Источник: https://44fz.ru/article/uluchshennye-harakteristiki-po-44-fz/
Улучшенные характеристики товара по 44 фз. улучшенные характеристики товара. заявление на предоставл
Africa Studio / Shutterstock.com |
При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте (письмо Минфина России от 20 октября 2017 г. № 24-02-08/70126).
Напомним, что на основании ч. 7 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –Закон № 44-ФЗ) можно только заменить уже предусмотренные контрактом товары, работы, услуги на другие без изменения их количества, цены контракта, а также других условий контракта.
Так как критерии определения улучшенных технических и функциональных характеристик товаров Законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с контрагентом их изменение.
Обратите внимание! Не допускается замена товара или страны происхождения товара при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
При этом сторонами заключается дополнительное соглашение об изменении условий контракта в части качества, технических и функциональных характеристик поставляемого товара (письмо Минфина России от 6 октября 2017 г. № 24-06-01/65537).
Горячая линия
Клуб профразвития
Обучающие мероприятия
(347) 291 20 70
Как оформить поставку и прием товара с улучшенными характеристиками по 44-ФЗ
При исполнении контракта возникают предложения более выгодных условий. Как сделать, чтобы и исполнитель, и заказчик признали в этом пользу? Нужно ли им договариваться? Поговорим об этом и о тех документах, которыми стороны подтверждают свои позиции.
Что такое улучшенные показатели в 44-ФЗ
Источник: https://bibirev.ru/uluchshennye-harakteristiki-tovara-po-44-fz-uluchshennye-harakteristiki-tovara-zayavlenie-na-predostavl/
Поставка товара с улучшенными характеристиками по 44-ФЗ
На практике поставщикам нередко приходится сталкиваться с ситуаций, что на момент поставки товара или завершения выполнения работ/оказания услуг предложенный товар снимается с производства, уступив место более новым и прогрессивным моделям, а на смену материалам, которые планировалось использовать в ходе исполнения контракта, приходят новые, с гораздо лучшими характеристиками. В этом случает частью 7 стать 95 Федерального закона №44 предусмотрена возможность поставки товара/выполнения работ/оказания услуг, которые отличаются от обозначенных в контракте в лучшую сторону по функциональным и техническим характеристикам.
В каких случаях возможна замена товара на улучшенный
В принципе, в любом. Главное, чтобы обе стороны не возражали против этого. Закон предусматривает исключительно добровольное обоюдное согласие. Если заказчик против того чтобы принять товар/работу/услугу лучшего качества, то победителю закупки придется отказаться от этой идеи.
То же касается и обратной ситуации. Заказчик не вправе требовать от победителя закупки поставить товар, оказать услугу или выполнить работу в соответствии с завышенными требованиями, с параметрами лучшими, чем обозначены в контракте.
Каким образом осуществляется поставка товара с улучшенными характеристиками
В первую очередь поставщик/подрядчик/исполнитель, решивший исполнить контракт лучше, чем это было заявлено, должен согласовать свое намерение с заказчиком. Сделать это можно путем направления письма в произвольной форме. Для наглядности оно должно содержать таблицу со сравнительными характеристиками, а также, для удобства, реквизиты контракта.
После того как изменения согласованы и приняты обеими сторонами, составляется дополнительное соглашение к контракту. Без него поставить товар, выполнить работу или оказать услугу с улучшенными характеристиками нельзя.
Акты выполненных работ/оказанных услуг, товарные накладные и прочие документы, подтверждающие исполнение контракта, должны строго ему соответствовать.
Оформление дополнительного соглашения — обязанность заказчика, поставщик/подрядчик/исполнитель должен его только рассмотреть и подписать.
После того как соглашение составлено и подписано обеими сторонами, соответствующие изменения вносятся в реестр контрактов. Несмотря на то что это обязанность заказчика, победителю закупки все же рекомендуется проследить за тем, как он это сделает. Если таких сведений не подать, проблемы могут возникнуть и у той, и у другой стороны.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/68-postavka-tovara-s-uluchshennymi-kharakteristikami-po-44-fz
Изменения 44-ФЗ 2020 год
- 1-й блок изменений: изменения в правилах осуществления конкурентных закупок
- 1-е изменение: с 01 января 2020 года для участников закупок обязательно указание наименование страны происхождения поставляемого товара в заявке на участие в закупке
- Суть изменений:
Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме
Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.
При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.
Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).
Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.
Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.
Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года
Проблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке
- По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.
- Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».
- При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):
- — в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.
В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок
При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.
Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.
- Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?
- Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?
- Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок.
- Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.
Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме
Суть изменений:
Источник: https://44fzrf.ru/izmeneniya-44-fz-2020-god/
Пример описания объекта закупки по 44-ФЗ 2020 г
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку 1. Описание объекта закупки — это2. Требования к описанию объекта закупки-требования которые не допускаются3. Пример описания закупки4.
Видео-инструкция правила описания объекта закупкиОписать объект закупки — это, по 44-ФЗ, означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. Ст.
33 ФЗ 44 описание объекта закупки требует делать с учетом определенных требований.
1. Указывать показатели, которых нет на рынке, нельзя.
При описании нельзя указывать показатели, которых нет на рынке аналогичных товаров. Также требования к предмету закупки должны соответствовать реальной потребности заказчика. Характеристики должны быть одинаково понятны для всех участников, не быть излишними и противоречивыми. К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).
2. Указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.
В описании указываются максимальные и(или) минимальные показатели, а также значения, которые не могут изменяться. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146 %. Листов в пачке: 500».
Требования которые не допускаются
Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), а также требования, которые влекут за собой ограничение количества участников. С 11.01.2018 в правилах описания предмета госзаказа произошли изменения:
- Законодатели исключили положение о том, что оно должно носить объективный характер.
- Как и раньше, потребуется сопроводить товарный знак словами «или эквивалент».
Делать это будет не обязательно:
- если товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
- если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, согласно техдокументации.
Нужно использовать показатели и термины, которые предусмотрены техническими регламентами и документами национальной системы РФ. Иные показатели, требования, обозначения и термины можно использовать, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).
К примеру: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки должны быть выработаны в соответствии с ГОСТ 31805-2012 по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».
Можно включать при необходимости спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа и наладки, а также обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.
- К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».
- К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + [Сульбактам], лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».
- Допустимо требование, чтобы товар был новым, не был в употреблении или в ремонте.
При покупке лекарственных средств нужно обязательно указать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.
3. Пример описания закупки
При описании объекта закупки заказчик обязан использовать следующие характеристики:
Качественные. Совокупность свойств, характеристик, признаков, которые описывают объект закупки и соответствуют потребностям заказчика.
Технические. Определяют технические свойства предмета торгов. Конкретные параметры, исходные и конечные величины, регламент и порядок действий при поставке, выполнении работ, оказании услуг.
Эксплуатационные. К ним относятся характеристики надежности и работоспособности объекта, условия, которые обеспечивают эффективную эксплуатацию: прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики.
Функциональные. Это способность объекта выполнять его основную функцию. Основное назначение и условия его использования по назначению.
4. Видео-инструкция правила описания объекта закупки
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Обратно к списку
Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/primer-opisaniya-obekta-zakupki-po-44-fz/
Заказчик не согласовывает замену товара с улучшенными характеристиками — Правовед.RU
1088 юристов сейчас на сайте
Здравствуйте. Выиграли аукцион с оборудованием, которое не подходит по ТЗ, контракт уже заключили, готовы заменить на то, которое подходит по ТЗ, но заказчик утверждает что новое оборудование должно быть по ВСЕМ характеристикам лучше предыдущего, а оно лучше не по всем, но по ТЗ точно подходит. Что делать в такой случае?
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (2)
- 7,1рейтинг
- 7764отзыва
- эксперт
Здравствуйте, Вадим!
К сожалению, заказчик имеет право не согласиться на поставку товара с улучшенными характеристиками, и вам придется поставлять товар согласно вашему предложению (заявке) и условиям контракта. Нужно вести диалог с Заказчиком.
Можете в диалоге с заказчиком ссылаться на то, что закон не устанавливает, что именно все характеристики должны быть улучшенными. Пусть заказчик представит вам разъяснения ФАС и решения судов, которые подтверждают обратное.
7. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Желаю удачи!
Здравствуйте, Вадим. У Вас довольно неприятная ситуация, поэтому рекомендовал бы решать ее миром с заказчиком. Потому что сейчас есть довольно значительные риски отказа заказчика от контракта и как следствие подачи сведений в РНП.
Позиция заказчика о том, что товар должен быть улучшенным по всем характеристикам, является неверной. В общем-то по этому поводу можно посмотреть разъяснения регулятора контрактной системы. Вместе с тем, если в предлагаемом на замену товаре есть характеристики хуже, чем в предусмотренном контракте, то так тоже нельзя.
Обязанности у заказчика принимать товар, который не предусмотрен контрактом, тоже нет. Поэтому, лучше договариваться. Как вариант, можете еще рассмотреть возможность расторжения контракта по соглашению сторон.
Источник: https://pravoved.ru/question/2410190/
Изменение характеристик товара по 44 фз. Улучшенные характеристики товара
Контракт на поставку ноутбуков. Если по факту товар лучше, чем заявленный по тех.характеристикам, но меньшего размера — на 3 мм.
, чем в контракте, является ли это нарушением контракта и может ли быть исполнен такой контракт? Могут ли стороны при исполнении контракта заключить дополнительное соглашение, которым будут внесены соответствующие изменения в спецификацию к контракту. (указаны новые параметры ноутбука)?
Ответ
Оксана Баландина
, шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры.
С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
В силу ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст.
14 Закона № 44-ФЗ) по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Статьей 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена возможность изменить договор, чтобы осуществить поставку товара с улучшенными характеристиками 44-ФЗ или принять его.
Что считать улучшенными характеристиками
Под такой заменой подразумевается замена продукции, которая обозначена в спецификации контракта, на аналогичную, но с лучшими функциональными и техническими характеристиками.
К примеру, в соответствии с условиями контракта поставщику необходимо поставить медицинские изделия.
Однако на момент ожидаемой поставки на товарный рынок поступает новое медицинское изделие аналогичного применения, но с гораздо лучшими показателями.
В такой ситуации заказчику необходимо решить: будет ли он приобретать тот товар, который указан в контракте или же существует необходимость замены предмета поставки.
Необходимо отметить, что в рамках 44-ФЗ замена товара с улучшенными характеристиками возможна как по обращению заказчика к поставщику, так и наоборот. И зачастую именно поставщики предлагают поставить лучшую продукцию. И в этом случае заказчик решает, готов ли он принять изменившиеся условия.
Как внести изменения в контракт
Разберемся, какие же действия необходимо выполнить, если стороны договорились о поставке улучшенного товара:
- Составляется дополнительное соглашение к договору (его оформление входит в обязанности заказчика).
- Стороны рассматривают его.
- Если нет разногласий, документ подписывается.
Без такого документа невозможно осуществить передачу продукции с лучшими показателями.
Бюджетной организации, которая выступает поставщиком, следует помнить: чтобы передать продукцию с лучшими показателями, составляется обращение к заказчику. Оно оформляется в письменном виде и может быть произвольной формы. С целью удобства в него можно включить сравнительную таблицу с показателями предыдущей и новой модели продукции.
Важно помнить, что после согласования и подписания указанного выше соглашения соответствующие изменения должны быть отражены в реестре контрактов в течение одного рабочего дня от даты заключения дополнительного соглашения (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ). Это входит в обязанности заказчика.
Образец дополнительного соглашения
Как и любое другое соглашение, рассматриваемый документ должен содержать наименование и реквизиты сторон, между которыми он заключается. Далее необходимо отразить, о чем конкретно договорились стороны.
К примеру, «в рамках части 7 статьи 95 44-ФЗ стороны пришли к соглашению об изменении спецификации — Приложение № 1 к договору № 08 от 01.08.2017 в редакции».
В обязательном порядке закрепляются положения, которые подвергаются изменению, их новая редакция.
- Среда, 08 Апрель 2015 11:46
- Автор Консультант Плюс
Источник: https://www.yuriste.ru/izmenenie-harakteristik-tovara-po-44-fz-uluchshennye-harakteristiki-tovara/
Памятка для участников по 44 ФЗ (по материалам ФАС России)
Памятка субъектам малого предпринимательства: наиболее часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Вправе ли заказчик при проведении электронного аукциона требовать в составе заявки указать количество товара? // позиция ФАС
- Участник закупки в заявке на участие в электронном аукционе на поставку товара должен указать согласие и конкретные показатели товара.
- При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара.
- Таким образом, количество товара не входит в перечень сведений, которые должна содержать заявка на участие в электронном аукционе, поскольку не является конкретным показателем товара, в связи с чем при установлении указанных условий исполнения контракта в документации об электронном аукционе участники закупки соглашаются на исполнение данных условий контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
- Таким образом, заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара.
- Вправе ли заказчик требовать от участника закупки описать химический состав, из которого будет сделан товар, например, описать химический состав стали, из которой изготовлен корпус двери? / позиция ФАС
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к описанию участниками закупок химических показателей товаров ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе.
На основании изложенного, ФАС России считает, что установление в документации о закупке требования о предоставлении участниками закупок в составе заявок информации о химическом составе материалов, из которых изготовлен закупаемый товар, является нарушением части 5 статьи 51, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
- У заказчика в документации о закупке не указана ссылка на конкретный ГОСТ, которому должен соответствовать товар (например, должен соответствовать ГОСТу, но не указано какому). При этом, если участник заполнит заявку и показатели не будут соответствовать ГОСТу, то заявка будет отклонена. Правомерно ли это? / позиция ФАС
- С 1 июля 2016 года:
- 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
- Таким образом, при указании в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТ, заказчиком должна быть обеспечена возможность сопоставить ГОСТ и товар, при описании которого необходимо руководствоваться таким ГОСТом.
- Вместе с тем, действия заказчика, установившего в конкурсной документации, документации об аукционе требования о соответствии ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
- Как правильно заполнить заявку в соответствии с документацией об аукционе или открытом конкурсе? Какие показатели необходимо указать конкретно, а какие показатели оставить в диапазоне или неизменяемыми?
Правила описания объекта закупки установлены в статье 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
- Вместе с тем, Закон о контрактной системе не содержит запрет на использование иных показателей описания объекта закупки.
- Дополнительно ФАС России сообщает, что при описании объекта закупки заказчик самостоятельно определяет показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
- При этом, заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного выполнения работ (оказания услуг).
- В соответствии со статьей 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, и должны содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, информация о стране происхождения товара и производителе товара.
- Таким образом, заказчик вправе установить в конкурсной документации форму заявки, в соответствии с которой участнику закупки необходимо указать показатели объекта закупки товара, работы, услуги и значения таких показателей.
- Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.
- Из изложенного следует, что конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги).
Неустановление заказчиком в документации об аукционе, конкурсной документации надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Дополнительно, ФАС России сообщает, что вопрос о том является ли инструкция по заполнению заявки на участие в закупке надлежащей или ненадлежащей необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявки участника закупки и всех обстоятельств дела.
- Может ли участник закупки указать в заявке несколько стран происхождения товара?
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождения товара.
Согласно статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) установлены общие положения о стране происхождения товаров. Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.
В соответствии с частью 2 статьи 59 ТК ТС документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Кроме того, пунктом 2.1 Соглашения Правительств государств — участников стран СНГ от 20 ноября 2009 г.
«О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» (далее — Соглашение) установлено, что страной происхождения товара считается государство – участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров.
Таким образом, сведения о стране происхождения товара устанавливаются в соответствии с положениями ТК ТС, в соответствии с которыми под сведениями о происхождении товара предполагается страна происхождения товара, на территории которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.
На основании изложенного, участник закупки, предлагая к поставке конкретный товар, указывает в первой части заявки на участие в электронном аукционе информацию о стране происхождения товара.
Вместе с тем, в отдельных случаях законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения документа, подтверждающего соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в таких документах может содержаться, в том числе, информация о стране происхождения товара.
В частности, в соответствии с Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416, сведения о месте производства медицинского изделия указываются в регистрационном удостоверении, выдаваемом Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Источник: https://pskov.fas.gov.ru/analytic/8632
Что такое объект закупки, и каковы правила описания объекта закупки по требованиям ФЗ-44?
Описание объекта закупки выступает обязательной частью любой закупочной документации. Такое описание приводится в техническом задании и позволяет максимально точно определиться с функциональными и техническими характеристиками товаров, работ и услуг.
Что такое объект закупки, и какими правовыми нормами он регулируется
Положения ст. 21, 23 и 31 ФЗ №44 разграничивают такие понятия, как «объект закупки» и «описание объекта закупки». Под объектом закупки понимается наименование товара, работы, услуги, которые закупаются заказчиком для обеспечения своих потребностей.
Тогда как описание предполагает придание определенных характеристик и показателей объекту закупки по 44-ФЗ, в результате чего появляется возможность установления поставщиками соответствия закупаемого товара, работы, услуги требованиям, прописанных заказчиком.
Заказчик при описании объекта закупки в технической документации перечисляет все технические, эксплуатационные и качественные характеристики закупаемой продукции, которую он хотел бы получить в итоге, а также перечень необходимых смежных услуг по монтажу, обучению работе и пр.
Заказчик обычно приводит описание объекта в техническом задании, хотя составлять такой документ совсем необязательно по 44-ФЗ.
Правила составления такого описания регламентированы статьей 33 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что при неправильном описании объекта закупки заказчику грозит штраф в размере 50000 р.
Правила описания объекта закупки
При составлении описания объекта закупки заказчику следует ориентироваться на перечень требований по 44-ФЗ. Необходимую ему информацию о нужных характеристиках товаров заказчик может почерпнуть из актуальных ГОСТов, сведений из ранее подписанных контрактов, общедоступных источников и коммерческих предложений, полученных от производственных предприятий и торговых фирм.
Законодательно прописаны следующие требования, которыми следует руководствоваться заказчику:
- Он должен использовать объективное описание: не должно включать указания на конкретные товарные знаки, производителя продукции или страну производства. То есть не допускается прописывать любые уникальные характеристики товара, работы, услуги, которые могут привести к ограничению числа участников. При необходимости внесения таких сведений заказчик должен сделать оговорку, что допускается поставить эквивалент. Упоминание об эквиваленте не является обязательным в случае несовместимости материальных ценностей товара с объектами иной идентификации либо при закупках расходных материалов к машинам и оборудованию, которое применяется заказчиком по технической документации. В остальных случаях недопущение к поставкам аналогов является противозаконным.
- При формировании объекта закупки можно использовать только общепринятые в соответствии с российским законодательством термины и обозначения.
- Объект закупки допускается дополнять различными чертежами, фотографиями и схемами, которые смогут лучше разобраться в характеристиках товаров и услуг.
- При закупках медикаментов нужно указывать международное непатентованное наименование лекарства. Если такое отсутствует, то нужно прописать группировочное химическое наименование по государственному реестру.
- Заказчик не вправе устанавливать требования к производителю и участнику закупки, его деловой репутации и наличию финансовых и трудовых ресурсов, производственных мощностей, кроме тех случаев, когда возможность установить требования оговорена дополнительно.
Указанные требования могут не выполняться, если не имеется другого способа для описания характеристик объекта закупки или если при выполнении работ и оказании услуг предполагается использовать товары, которые не выступают предметом контракта.
При описании объекта закупки заказчиком могут использоваться следующие характеристики:
- Качественные, которые представляют совокупность свойств и признаков, описывающих объект закупки в соответствии с потребностями заказчика.
- Технические, которые определяют технические свойства предмета торгов, конкретные параметры, исходные величины, порядок действий в процессе поставки, выполнения работы или оказания услуги.
- Эксплуатационные, к которым можно отнести конкретные характеристики по надежности и работоспособности закупаемого объекта: например, параметры прочности, санитарно-гигиенические показатели, эстетические свойства.
- Функциональные, которые заключаются в способности объекта выполнять основную функцию.
Техзадание на закупку должно содержать дополнительное пояснение, что поставляемый товар должен быть поставлен новым или не иметь следов эксплуатации.
В процессе описания объекта закупки нужно учитывать, что, с одной стороны, оно должно быть максимально детальным, а с другой – если к объекту закупки предъявляется слишком много требований, то поставщик может обратиться с жалобой в ФАС на то, что к продукции предъявляются избыточные требования.
Заказчика в последнем случае можно привлечь к ответственности за предпринятую попытку ограничения конкуренции, если он не сможет подтвердить необходимость характеристик.
Например, согласно судебному решению, было признано незаконным требование об установлении ширины наградной продукции в 22 см.
https://www.youtube.com/watch?v=UZT2PhxpVDA
Заказчик имеет право устанавливать такие дополнительные требования к объекту закупки, как гарантийный срок, объем гарантийного сервиса, необходимость пуско-наладочных работ, обучение персонала работе с оборудованием и пр.
, а также иные требования, если это предусмотрено техдокументацией на товар.
Для соблюдения всех законодательных требований заказчику следует грамотно составить описание объекта.
При этом ему следует придерживаться таких рекомендаций:
- Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции и оказываемых услуг.
- Под составленное заказчиком описание должны подходить минимум две разные модели товара. Слишком детальное описание характеристик объекта закупки может привести к тому, что такой товар не подойдет ни под одно описание производимых изделий.
- Единицы измерения должны быть правильными. Например, не допускается указание “м” вместо “кв.м” или “мм” вместо “м”.
- Прописываются параметры объекта закупки, которые можно проверить без проведения лабораторных исследований или привлечения спецоборудования.
- Если товар отвечает требованиям ГОСТа, то нужно указать в закупочной документации его номер, а не переписывать положения стандарта. В случае указания конкретного ГОСТа нужно следить, чтобы перечисленные в извещении характеристики объекта закупки ему не противоречили.
- Характеристики объекта закупки не должны иметь субъективного характера (например, не допускается использование формулировок «лучше», «хуже»).
- Запрещается указывать торговые знаки без ссылки на то, что допускается поставить аналоги.
- Не стоит копировать информацию о товаре из разных сайтов в интернете, так как информация здесь может быть неактуальной и недостоверной.
Заказчики нередко допускаются ошибки при описании объекта закупки. Но иногда жалобы участников рассматриваются в судебном порядке или в ФАС, так как ситуации являются спорными. Примерами спорных ситуаций и результаты их рассмотрения такие:
- Заказчик указал товарный знак без указания ссылки на возможность поставки эквивалента. В суде он привел доказательства того, что поставка аналога в данном случае недопустима, так как объект закупки будет применяться для работы с конкретным оборудованием, и для работы с эквивалентом оно не совместимо. Суд в данной ситуации принял позицию заказчика.
- Заказчиком не были установлены конкретные характеристики товара, в чем ФАС увидел нарушение положений ст. 33 44-ФЗ, в котором сказано, что в документации необходимо привести конкретные технические, а также качественные характеристики поставляемой продукции.
- Противоречивые требования к товарам было расценено ФАС как прямое нарушение ч. 1 ст. 50 44-ФЗ, а также норм КоАП.
- Излишне предъявляемые требования к товару были усмотрены судом в том, что заказчиком были установлены требования к материалам, из которых должен состоять закупаемый товар.
При оценке правомерности действий заказчика судами и антимонопольной инстанцией принимается во внимание такие условия:
- не указывают ли сведения о товаре по технической документации на единственного поставщика или производителя;
- есть ли сведения о том, что товар производят одновременно несколько компаний;
- обусловлены ли требования к товару закупкой запчастей и расходных материалов для конкретного оборудования;
- приведут ли установленные требования к ограничениям числа участников;
- были ли поданы заявки или запросы от участников закупки.
В случае когда поставщику непонятны требования к закупаемому товару, он может обратиться к заказчику за разъяснениями. Ответ на его запрос должен поступить в двухдневные сроки. Но при обнаружении нарушений поставщик может пожаловаться на заказчика в ФАС.
Для повышения прозрачности закупочной деятельности и снижения коррупционных рисков путем введения единых наименований Правительство в последнее время стандартизирует подходы к описанию предполагаемой к закупке продукции.
Для этого Постановлением Правительства №145 был утвержден порядок формирования и ведения в ЕИС каталога и правил по его использованию.
В 2019 году каталог активно дополнялся новой информацией, и сегодня в него включены сведения о более чем 25000 наименованиях товаров, работ, услуг и описаний их характеристик.
Если указанная в каталоге информация является обязательной, то заказчики должны применять ее. По общим правилам применять сведения при описании закупки заказчики должны по истечении 30 дней после ее добавления.
Можно ли изменять характеристики объекта закупки
По нормам 44-ФЗ заказчик имеет право на заблаговременное изменение закупочной документации.
Согласно положениям ФЗ-44 от 2013 года, при внесении изменений в извещение о закупке и документацию о закупке не допускается изменение закупочного объекта и размера обеспечения заявок на участие в электронных аукционах и конкурсах. Это требования подтверждаются ч. 4 ст. 49, ч. 6 ст. 63, ч. 6 ст. 65, ч. 4 ст. 71, ч. 6 ст. 74, ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.
В законе не содержится указаний относительно того, что не допускается изменять применительно в отношении объекта закупки: наименование, описание или же количество.
С учетом положений 44-ФЗ ряд экспертов полагает, что уточнение технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик объекта (в частности, исправление технических ошибок и опечаток) не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Но, согласно разъясняющим письмам Минэкономразвития (№Д28и-2869 и ОГ-Д28-12765 от 2015 года), заказчику запрещено вносить подобные изменения в закупочную документацию.
Позиция о недопустимости внесения любых изменений обусловлена следующим. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ-44, в план-график может быть включена информация в отношении каждой закупки, в том числе приводится описание объекта закупки.
Соответственно, если указанные сведения изменяются, то считается, что закупка не соответствует плану-графику и недопустима.
Таким образом, к описанию поставляемого товара или услуги следует подойти максимально ответственно. Грамотно составленное описание служит гарантией того, что заказчик получит нужные ему товары, работы и услуги, и закупка не будет оспорена в суде или ФАС.
Согласно 44-ФЗ, под описанием объекта закупки выступает фиксация его качественных и количественных характеристик, которые позволяют четко идентифицировать объект закупок. Для установления требования к закупаемому объекту заказчику следует сохранять баланс между обеспечением собственных потребностей и требований закона.
Действия заказчика могут иметь определенную свободу, если они имеют под собой обоснования и соответствуют целям закупочной деятельности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
- +7 (812) 245-61-57
- Санкт-Петербург
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obekt.html