Для oбeспeчeния дoстoвeрнoсти дaнных бухгaлтeрскoгo учeтa и бухгaлтeрскoй oтчeтнoсти oргaнизaции oбязaны прoвoдить инвeнтaризaцию имущeствa и oбязaтeльств, в хoдe кoтoрoй прoвeряeтся их нaличиe, сoстoяниe и oцeнкa. Рeзультaты инвeнтaризaции рaссмaтривaются нa зaсeдaнии инвeнтaризaциoннoй кoмиссии и oфoрмляются прoтoкoлoм.
Инвeнтaризaциoннaя кoмиссия внoсит прeдлoжeния пo oтрaжeнию выявлeнных при инвeнтaризaции рaсхoждeний фaктичeскoгo нaличия цeннoстeй и дaнных бухгaлтeрскoгo учeтa. Oкoнчaтeльнoe рeшeниe пo вoпрoсу урeгулирoвaния выявлeнных излишкoв и нeдoстaч принимaeт рукoвoдитeль oргaнизaции и oфoрмляeт eгo в видe прикaзa oб утвeрждeнии рeзультaтoв инвeнтaризaции.
В бухгaлтeрскoм учeтe рeзультaты инвeнтaризaции oтрaжaются в учeтe и oтчeтнoсти тoгo мeсяцa, в кoтoрoм былo принятo рeшeниe рукoвoдитeлeм oргaнизaции пo рeгулирoвaнию инвeнтaризaциoнных рaзниц, a пo гoдoвoй инвeнтaризaции — в гoдoвoй бухгaлтeрскoй oтчeтнoсти.
- прoвeряются пoлнoтa oфoрмлeния и oтрaжeния в бухгaлтeрскoм учeтe хoзяйствeнных oпeрaций; пoрядoк включeния рaсхoдoв будущих пeриoдoв в рaсхoды oтчeтнoгo пeриoдa, дoхoдoв будущих пeриoдoв — в прибыль oтчeтнoгo пeриoдa; мeтoдикa рaспрeдeлeния oбщeпрoизвoдствeнных, oбщeхoзяйствeнных рaсхoдoв, рaсхoдoв нa рeaлизaцию; прaвильнoсть фoрмирoвaния сeбeстoимoсти гoтoвoй прoдукции (рaбoт, услуг);
- в сooтвeтствии с зaкoнoдaтeльствoм пeрeoцeнивaются oснoвныe срeдствa, другиe aктивы, в учeтe oтрaжaются рeзультaты пeрeoцeнки;
- вывeряются и oфoрмляются сooтвeтствующими aктaми oстaтки пo рaсчeтaм с бaнкaми, нaлoгoвыми oргaнaми, дeбитoрaми и крeдитoрaми;
- в сooтвeтствии с устaнoвлeнными прaвилaми внoсятся испрaвлeния в учeтныe дaнныe;
- oпрeдeляются oстaтки пo синтeтичeским счeтaм нa 1 янвaря;
- свeряются дaнныe синтeтичeскoгo и aнaлитичeскoгo учeтa пo счeтaм, выявляются и устрaняются oшибки.
Состав предоставляемых форм бухгалтерской отчетности организации 2019 года зависит от размера фирмы, ее организационно-правовой формы и осуществляемой деятельности. Самым важным отчетом является бухгалтерский баланс. Подробнее о нем вы можете прочесть в этой статье.
Баланс составляется за отчетный период и содержит данные еще за 2 предыдущих года. Для чего это делается, читайте в статье «Бухгалтерский баланс предприятия за 3 года (нюансы)».
Раньше компании были обязаны прикладывать к бухгалтерскому балансу пояснительную записку. Согласно закону «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ в 2019 году пояснительная записка в состав обязательной бухгалтерской отчетности не входит, однако в некоторых случаях данные нуждаются в х.
Еще одним документом, позволяющим проанализировать бухгалтерскую отчетность, является приложение к бухгалтерскому балансу. Здесь вы узнаете, как правильно его составить.
Некоторые организации (кредитные, страховые компании, фирмы, размер активов у которых больше 60 млн руб. или сумма выручки свыше 400 млн руб., и ряд других компаний) должны включать в состав бухгалтерской отчетности аудиторское заключение. Узнать, должны ли вы проводить процедуру обязательного аудита, можно здесь.
А вот для акционерных обществ аудит бухгалтерской отчетности обязателен. Читайте об этом в статье «Под обязательный аудит теперь подпадают все АО».
- Как проводится аудит бухгалтерской отчетности и на какие показатели следует обратить внимание, читайте в статье «Аудит учета финансовых результатов (нюансы)».
- Нюансы составления бухгалтерской отчетности зависят от организационно-правовой формы компании, применяемого режима налогообложения, масштаба ее деятельности.
- Рассмотрим наиболее распространенные случаи:
- Как составить бухгалтерский баланс для ООО, расскажет вам эта статья.
- Об особенностях ведения учета и составления бухгалтерской отчетности в ООО на упрощенке читайте в статье«Ведение бухгалтерии ООО на УСН: сдаем отчетность».
- Инструкция по заполнению бухгалтерского баланса «упрощенца» представлена в этой статье.
- Законодательство РФ разрешает некоторым фирмам сдавать не все формы бухгалтерской отчетности. Проверьте, соответствует ли ваше предприятие критериям для отнесения к малому бизнесу, и ознакомьтесь с тем, какую отчетность вам нужно сдавать. Подробности — здесь.
- Подробнее об особенностях баланса малого предприятия читайте здесь
ВАЖНО! Предприниматели не обязаны вести учет и сдавать бухгалтерскую отчетность.
Однако мы рекомендуем каждый год составлять для себя как минимум баланс, поскольку он дает наглядную информацию об используемом в предпринимательской деятельности имуществе, финансовых результатах и размерах дебиторской и кредиторской задолженности. Какие еще сведения можно почерпнуть из баланса, расскажет публикация «Как читать бухгалтерский баланс (практические примеры)».
- Обратите внимание на ликвидационный баланс — он составляется в случае принятия решения о закрытии компании. При этом сначала формируется промежуточный ликвидационный баланс, а затем окончательный. Подробнее о ликвидационном балансе читайте в статье «Куда представить ликвидационный баланс».
Составление бухгалтерской отчетности компании — ответственная и сложная работа, которой обычно занимаются главные бухгалтеры. Если вы хотите научиться заполнять и сдавать отчетность, а также разобраться в нюансах составления отчетности для различных видов компаний, читайте материалы нашей рубрики «Бухгалтерская отчетность».
Она включает следующую информацию:
- Баланс – своего рода сопоставление активов и пассивов организации. Здесь отражается в денежном эквиваленте все имущество, задолженности, наличие и стоимостная оценка нематериальных активов. Статьи актива и пассива должны быть равны по сумме, иначе отчетность считается неверно составленной. Необходимо проверить полноту внесения всех данных в баланс, а также их правильность.
- Финансовые результаты деятельности предприятия. Показывает насколько окупается предприятие, уровень его рентабельности и ликвидности. Причем данные отчетного периода указываются в сравнении с предыдущими. Это дает возможность провести анализ показателей в динамике за несколько лет.
- Приложения к Балансу заполняются только в тех случаях, когда есть необходимость отражения данных, которые не подпадают не под одну из статей предыдущих отчетов. Также их заполняют для отражения изменений в учетной политике (Пояснительная записка), для предоставления подробной и наглядной информации о своей хозяйственной деятельности для инвесторов и учредителей (чаще это делается крупными организациями с большим объемом производства). Также заполняется аудиторское заключение по факту такой проверки.
Первые два отчета обязательны к заполнению, остальные при наличии сведений, внесение которых в первые два отчета не предусмотрено.
Бухгалтерская отчетность состоит из двух основных форм:
- Бухгалтерского баланса
- Отчета о финансовых результатах
Остальные законодательно утвержденные формы отчетности являются приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Такими приложениями являются:
- Отчет об изменении капитала
- Отчет о движении денежных средств
- Отчет о целевом использовании средств
- Пояснения. Пояснения могут составляется как в текстовой, так и в табличной форме.
|
Нормативное регулирование
Источник: https://rfposuda.ru/trebovaniya-predyavlyaemye-bukhgalterskoy-otchetnosti-2018-godu/
Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять
Новый профстандарт «Бухгалтер»: какие требования к профессии он вводит и кто обязан его применять
5 апреля 2019 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем
С 6 апреля 2019 года начинает действовать новый профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.19 № 103н). Кто обязан его применять? Можно ли уволить бухгалтера, который не соответствует стандарту? Кого могут наказать за игнорирование стандарта? Какие должности вводит стандарт? Ответы на эти вопросы — в нашей сегодняшней статье.
Применению профессиональных стандартов посвящена статья 195.3 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что если закон или другой нормативный правовой акт устанавливает какие-либо требования к квалификации работника, то работодатель обязан использовать профстандарт в части данных требований.
В настоящее время требования к квалификации главных бухгалтеров установлены несколькими законами. Так, в части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.12.
11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится, что главбухи ПАО (кроме кредитных организаций), страховых компаний и ряда других организаций должны иметь высшее образование и стаж работы, связанной с бухучетом, составлением отчетности или аудитом не менее 3 лет из последних 5 календарных лет.
А если их образование не относится к области бухучета и аудита, профессиональный стаж должен составлять не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы.
Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при ОСНО
Другой пример — главбухи компаний-операторов платежной системы (не являющихся кредитными организациями). Они должны иметь высшее экономическое, юридическое образование или высшее образование в сфере информационных и коммуникационных технологий.
А при наличии иного высшего образования — опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации или оператора платежной системы не менее 2 лет (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 27.06.
11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
Если не применять профстандарт в ситуации, когда этого требует закон или иные нормативные правовые акты (НПА), нарушители (организация и ее руководитель) могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 5.27 КоАП РФ.
Для организации штраф составляет от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а при повторном нарушении — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей. Санкции для руководителя такие: штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, а при повторном нарушении — штраф от 10 тыс. до 20 тыс.
рублей или дисквалификация на срок от года до трех лет.
Если главный бухгалтер трудится в организации, для которой законом или иным НПА не установлено требований к квалификации главбуха, то работодатель не обязан применять в отношении него профстандарт.
Это же касается «простых» (т.е. не главных) бухгалтеров, а также других должностей, упомянутых в новом профстандарте (о них мы расскажем ниже).
Для них профстандарт «Бухгалтер» тоже является рекомендательным.
Что грозит бухгалтеру, который не соответствует профстандарту
Соответствие сотрудника профстандарту (как в случае обязательного, так и в случае добровольного применения стандарта) подтверждается оценкой квалификации. Провести такую оценку можно собственными силами, а можно привлечь независимых оценщиков (см. «Что нужно знать работодателю и работнику о независимой оценке квалификации»).
Но даже если независимая оценка покажет, что квалификация сотрудника не соответствует профстандарту, уволить человека нельзя. Дело в том, что Трудовой кодекс РФ не содержит такого основания для увольнения как «недостаточная квалификация» или «несоответствие профстандарту».
Увольнение по указанным причинам недопустимо вне зависимости от того, обязан ли работодатель придерживаться профстандарта или же он делает это добровольно.
Если по результатам независимой оценки квалификации окажется, что работник не соответствует установленным требованиям, можно принять более «щадящие» меры, например, направить его на курсы повышения квалификации, уменьшить премию и т.д.
Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Можно ли нанять главбуха, который не отвечает стандарту
Но если речь идет о кандидате на должность главбуха, то несоответствие его профстандарту может повлечь серьезные последствия.
В ситуации, когда работодатель обязан применять профстандарт, он не вправе принять в штат человека, если независимая оценка квалификации не подтвердила, что кандидат соответствует требованиям профстандарта.
Данный вывод можно сделать из положений пункта 6 информации Минтруда России от 05.04.16 (также см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).
Если работодатель применяет профстандарт добровольно, то он может (но не обязан) отказать в приеме на работу кандидату, не прошедшему независимую оценку квалификации. Обратите внимание: работодателям не возбраняется устанавливать для кандидатов требования, которые являются более высокими по сравнению с требованиями профессионального стандарта.
Рассмотрим, какие правила и критерии прописаны в новом профстандарте «Бухгалтер».
Должности и трудовые функции
В прежнем профстандарте «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.14 № 1061н) говорилось о двух должностях: «бухгалтер» и «главный бухгалтер». Для каждой из них была предусмотрена обобщенная трудовая функция.
Для бухгалтера — ведение бухучета, а для главного бухгалтера — составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (см.
«Утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер»: какие требования теперь предъявляются к профессии»).
Пройти подготовку на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А, В) при УСН
В новом профстандарте перечень должностей намного шире. Кроме «простого» бухгалтера и главбуха в нем есть также бухгалтер I категории и бухгалтер II категории, начальник департамента бухгалтерского учета, директор по операционному управлению и ряд других должностей. Расширен и список обобщенных трудовых функций.
В него добавлено составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения; составление и представление консолидированной отчетности; оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждая обобщенная трудовая функция состоит из «обычных» трудовых функций. К примеру, составление и представление консолидированной отчетности включает в себя две функции. Первая — управление процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций.
Вторая — управление процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности. В свою очередь каждая «обычная» трудовая функция состоит из трудовых действий.
Так, управление процессом составления и представления консолидированной отчетности состоит из обеспечения выполнения процедур консолидации в соответствии с установленными требованиями, из обеспечения формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав консолидированной финансовой отчетности и т.д.
Кроме того, для всех обобщенных трудовых функций названы необходимые навыки и знания. В частности, бухгалтеры (в том числе I и II категории) должны уметь составлять первичные документы в электронном виде, пользоваться справочно-правовыми системам, знать законодательство РФ об архивном деле и проч.
Получать «первичку» от клиентов, вести учет и сдавать отчетность через веб-сервис
Необходимый опыт и образование
Новый профстандарт устанавливает требования к образованию и опыту работы бухгалтеров, которые занимают те или иные должности. Примечательно, что одна и та же должность может предполагать разные уровень образования и опыт работы в зависимости от того, какая обобщенная трудовая функция выполняется. В качестве примера приведем главбуха.
Если он составляет отчетность организации, не имеющей обособленных подразделений, то он может иметь среднее профессиональное образование, а опыт руководящей работы при этом не обязателен. Если же главбух составляет отчетность компании с обособленными подразделениями, то он должен иметь высшее образование и опыт работы руководителем (см.
таблицу ниже; по клику откроется картинка большего размера).
Важная деталь: для всех без исключения должностей и трудовых функций действует следующее правило.
Если у работника есть образование необходимого уровня, но оно не является профильным (то есть не является бухгалтерским), то плюс к нему нужно пройти программу профпереподготовки.
При этом для главбухов, начальников отделов бухучета и начальников отделов консолидированной отчетности таким допобразованием являются программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.
Пройти курс дополнительного образования по профстандарту «Бухгалтер» (от 136 до 272 часов) и получить диплом
А для директоров по операционному управлению, по бухгалтерскому аутсорсингу и других «директорских» должностей — программы повышения квалификации не реже одного раза в три года. Для должностей «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории» конкретных требований к допобразованию не предусмотрено.
Для наглядности мы разместили в таблице информацию об образовании, опыте и стаже работы, необходимых для каждой из должностей, предусмотренных в новом профстандарте «Бухгалтер».
Трудовые функции, образование и опыт работы для различных бухгалтерских должностей
Должности «бухгалтер», «бухгалтер I категории» и «бухгалтер II категории» | ||
Ведение бухгалтерского учета (уровень квалификации 5) | Среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена. | Для должностей с категорией нужен опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года. Так, для бухгалтера II категории нужен опыт работы бухгалтером I категории не менее одного года. |
Должности «главный бухгалтер» и «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета» | ||
Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта (уровень квалификации 6) | Высшее — бакалавриат, либо среднее профессиональное — программы подготовки специалистов среднего звена. | При наличии высшего образования необходим опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет. При наличии среднего профобразования — не менее 7 лет бухгалтерско-финансовой работы. |
Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения (уровень квалификации 7) | Высшее — магистратура или специалитет. | Не менее 5 лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях. |
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8) | Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях. При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. | |
Должность «начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности» | ||
Составление и представление консолидированной отчетности (уровень квалификации 8) | Высшее — магистратура или специалитет. | Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях. При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. |
Должности «директор по операционному управлению», «директор по бухгалтерскому аутсорсингу», «коммерческий директор» и «директор по развитию бизнеса» | ||
Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (уровень квалификации 8) | Высшее — магистратура или специалитет. | Не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы должны быть связаны с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо аудитом, в т. ч. на руководящих должностях. При наличии высшего экономического образования по специальности бухучет и (или) аудит — не менее 3 лет из последних 5 календарных лет. |
Обсудить на форуме В закладки Распечатать Поделиться58 089
58 089
Обсудить на форуме В закладки Распечатать Поделиться58 089
Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2019/4/14535
Требования к бухгалтерскому учету в 2020 году
15.05.2018
Все организации, вне зависимости от того, являются они коммерческими или государственными, обязаны вести бухгалтерский учет.
Специалисты контролируют все приходно-расходные операции в конкретной компании. Все нюансы их деятельности устанавливает закон о бухгалтерском учете в 2020 году.
Федеральный закон «О бухучете» в 2020 году: официальный текст и изменения
ФЗ 402 был принят федеральным парламентом в 2011 голу. Действующий законопроект определяет, что такое бухгалтерский учет и отчетность, а также устанавливает, какие требования должны предъявляться к финансовой деятельности организаций. В правовом документе используются и рассматриваются следующие понятия:
- бухгалтерская отчетность определяется, как сведения о финансовом состоянии конкретной компании;
- стандарт бухгалтерского учета – это документ, регламентирующий правила ведения финансовой отчетности;
- отчетный период представляет собой срок, в течение которого должна быть оформлена отчетность;
- государственные ведомства определяются, как муниципальные структуры, которые оказывают воздействие на финансовую деятельность.
Последние изменения в федеральный законопроект были внесены в 2017 г. Некоторые разделы правового документа были дополнены новыми формулировками, а также видоизменены.
Поправки, внесенные в законодательство
Депутаты Государственной Думы не один раз вносили поправки в действующее законодательство. Правовой акт, определяющий требования к ведению бухгалтерской отчетности, также постоянно дополняется и изменяется. Действующая редакция законопроект была принята в 2017 году. Тогда парламентарии внесли некоторые изменения в документ. В значительной мере они коснулись 21 статьи.
Одобрили следующие правки:
- в 1 часть внесли новый пункт. К официальному перечню документации, которая относится к бухгалтерской отчетности, добавили нормативные документы Центрального Банка России;
- 5 пункт изложили в новой редакции. Согласно принятым нормам, применение государственных стандартов теперь не предусмотрено для планов счетов бухгалтерского учета и некредитных банков (в предыдущей редакции условие действовало только для кредитных);
- внесли изменения в 6 часть. Теперь нормативные акты Центробанка управляют планами счетов бухгалтерского учета, а также процедурой их использования, группировкой, способами предоставления сведений;
- 15 часть дополнили некоторыми ссылками на 6 часть той же статьи. При этом указано, что они не должны входить в противоречие со стандартами Центрального Банка России. Нормы действуют и в отношении рекомендаций, которые касаются бухгалтерской отчетности и прочих правил для финансовых организаций.
Дополнение в ФЗ о бухучете № 402
Также в последнюю редакцию внесли дополнения в 1 пункт 1 раздела 23 статьи. В нем установлена ссылка на 6 часть 21 статьи, наделяющей Центробанк обширными полномочиями. Другие поправки касаются 30 статьи. В ней содержится положение, согласно которому требования к бухучету, одобренные Министерством финансов, становятся государственными нормативами.
Читать так же: Возврат и обмен ювелирных изделий в 2020 году
Скачать официальный текст федерального закона о бухгалтерском учете
Многочисленные поправки в действующее законодательство привели правовой акт в соответствие с остальными юридическими документами. Лицам, работающим в финансовой сфере, следует более подробно изучить положения законопроекта. Для этого предлагаем скачать закон о бухучете по следующей ссылке.
В законодательстве установлены требования к бухгалтерской отчетности, которые надлежит соблюдать всем компаниям. Правила ведения бухучета и сроки его оформления также предусмотрены в действующей редакции закона.
Источник: https://zakonoved.su/trebovaniya-k-buhgalterskomu-uchetu.html
Должен знать каждый бухгалтер: что изменится в стандартах бухучета в 2020 году
31.01.2020
К изменениям по двум направлениям следует готовиться бухгалтерам и людям, чья профессия связана с управлением финансами. Новшества бухучета в 2020 году коснутся международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских стандартов бухгалтерской отчетности (РСБУ).
Теперь обо всем подробнее.
7 главных изменений в РСБУ и МСФО
№ | Принятый либо измененный документ | Суть изменения |
1 | Федеральный закон от 28 ноября 2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» | От необходимости сдавать бухгалтерскую отчетность в статистику избавят большинство компаний. Эти обязанности возьмет на себя ФНС. Она выступит в роли «единого окна»: соберет всю отчетность и предоставит доступ к ней заинтересованным пользователям. |
2 | Приказ Минфина России от 19 апреля 2019 № 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» | 1. В заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» классификатор ОКВЭД поменяют на ОКВЭД.2. 2. Будут упразднены миллионные значения в отчетности. Все измерения будут составляться в тысячах. 3. Новая строка появится в форме бухгалтерского баланса: «Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [Да/Нет]», а в отчете о финансовых результатах заменят строки.4. Претерпят изменения коды по ОКУД в отчетах о движениях в капитале, движении денежных средств и целевом использовании средств. |
3 | Приказ Минфина России от 20 ноября 2018 № 236н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 | Отложенные налоги будут рассчитываться балансовым методом, а «Налоги на прибыль» приведут в соответствие с МСФО (IAS)12. |
4 | Приказ Минфина России от 4 декабря 2018 № 248н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000» | В соответствие с МСФО (IAS) 20 приведут «Учет государственной помощи». Изменения коснутся части момента признания государственной помощи и части бюджетных средств на капитальные затраты. |
5 | Приказ Минфина России от 5 апреля 2019 № 54н «О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02». | «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» приведут в соответствие с МСФО (IFRS 5). Появится новый вид актива — долгосрочные активы для продажи. |
6 | Поправка в МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов». | Определение бизнеса уточнят и добавят иллюстративные примеры. |
7 | Поправки в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». | Изменения затронут определения существенной информации. |
Планируется и ряд других изменений. Так, с 1 января 2021 года МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» заменят новым МСФО (IFRS) 17. А начиная с отчетности за 2022 год, вступит в силу разработанный на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда», новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина России от 16 октября 2018 года № 208н.
Не исключено, что нововведения применят значительно раньше.
Меры по реформированию призваны максимально приблизить российские системы бухгалтерского учета РСБУ к МСФО. За последние 20 лет в этом направлении велась огромная работа, однако различия остаются. Их можно разделить на концептуальные и различия на уровне стандартов. Остановимся на концептуальных различиях подробнее, поскольку они наиболее значимые.
Концептуальные отличия РСБУ и МСФО
№ | Критерий сравнения | РСБУ | МСФО |
1 | Функции финансовой отчетности | Информационная функция и контроль | Функция прогнозирования финансовых показателей, деятельности компании и ее стоимости |
2 | Критерий достоверной отчетности | Следование правилам, установленным в нормативных документах по бухгалтерскому учету | Применение общепризнанных принципов формирования и раскрытия информации |
3 | Основной критерий признания активов | Юридическое право владения | Концепция контроля |
4 | Оценка активов и обязательств | Первоначальная (историческая) стоимость | Справедливая стоимость |
Международные стандарты финансовой отчетности призваны наиболее корректно отразить экономическую суть операций.
Она предоставляет больше вариантностей и свободы при отражении финансового результата, дает больший набор решений по тем или иным операциям, позволяет выбрать одну из концепций развития. В этой разносторонности и основная сложность работы с ней.
Практика применения МСФО зависит от характера бизнеса и стратегии развития. Смотрите образец финансовой отчетности МСФО на примере ПАО «НК «Роснефть».
А вот пример отчетности по РСБУ той же компании. Обратите внимание, она составлена строже. В РСБУ присутствует свод обязательных правил для построения отчетов. Они утверждены Минфином РФ.
В России действует модель законодательного признания МСФО. Она характерная для европейских стран. Такую модель применяют, когда необходимо составить консолидированную финансовую отчетность по МСФО, а для составления индивидуальной бухгалтерской, в основном, используют РСБУ.
Работать по МСФО некоторые российские компании обязывает закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 № 208-ФЗ (редакция от 26.07.2019).
Он распространяется на организации, занятые в сферах кредитования и страхования.
Заполнять финансовую отчетность по МСФО также должны компании, ценные бумаги которых допустили к организованным торгам, включив в котировальный список и ряд других организаций, подходящих под определение закона.
На международную систему можно перейти и добровольно. Многие компании используют МСФО для консолидированной, индивидуальной и даже для целей управленческой отчетности.
Это особенно удобно, если компания ставит своей целью получить займ или кредит, привлечь иностранные инвестиции, получить внешнее финансирование в форме выпуска акций или облигаций.
Внедрение МСФО может сопровождаться рядом сложностей. Одна из них – первая отчетность. При ее составлении можно воспользоваться руководством МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», а также прибегнуть к небольшому алгоритму.
- Во-первых, нужно определиться с датой перехода на систему МСФО, а также сроком составления первого отчетного периода. Допустим, отчетный период в вашей компании заканчивается 31 декабря 2019 года. Значит, датой перехода на МСФО будет 1 января 2018 года.
- Во-вторых, определяемся со стандартами. Их нужно применить до отчетной даты. К примеру, если в 2018 году компания использовала аренду, а в 2019 — нет.
- В-третьих, нужна учетная политика. Ее нужно подготовить для всех периодов, отраженных в МСФО – отчетности, включая начальный отчет.
- В-четвертых, определитесь с подходами по ведению учета МСФО. Выявите основные различия между МСФО и РСБУ, выберите метод учета: параллельный или трансформации (для такого метода потребуется разработать трансформационные корректировки), разработайте консолидационные корректировки.
- В-пятых, разработайте классификацию элементов отчетности, проведите оценку активов и обязательств. Признайте те из них, которые соответствуют критериям МСФО (например, обязательства перед подрядчиками, аренду), несоответствующие МСФО активы и обязательства исключите. На основании сведений составьте отчет о финансовом положении (в нашем примере на 01 января 2018).
- В-шестых, подготовьте комплект для первой отчетности. Он состоит из нескольких документов:
- двух отчетов об убытках, прибыли и иных совокупных доходах;
- двух отчетов о движении финансов;
- двух документов об изменении собственного капитала;
- трёх балансов (данные должны быть выполнены на дату перехода, начало сравнительного и конец отчетного периодов);
- примечаниях и сравнительной информации, выполненных в соответствии со стандартами в отношении раскрытия информации.
Переход на международный стандарт финансовой отчетности — процесс не из дешевых, он также требует значительных трудовых затрат от сотрудников.
Организации нужно выбрать и внедрить информационную систему для учета по МСФО, подобрать квалифицированный персонал для подготовки МСФО-отчетности, выстроить функциональные связи между МСФО-подразделением и другими отделами финансового блока, обучить сотрудников изменениям, а также нести расходы на внешнего аудитора. Поэтому предварительно необходимо провести анализ соотношения «выгоды-затраты» от внедрения системы МСФО, а при необходимости привлечь экспертов.
Источник: https://www.fcaudit.ru/blog/chto-izmenitsya-v-standartakh-bukhucheta-v-2020-godu/
Учетная политика 2020 — что нужно учесть
Законодательные изменения ежегодно заставляют бухгалтеров пересматривать учетную политику. Расскажем, какие нововведения принес 2019 год и что стоит предусмотреть при составлении учетной политики на 2020 год.
Изменения в налоговой учетной политике на 2020 год
НК РФ перенес массу поправок, и учетная политика в целях налогообложения на 2020 год требует уточнения таких нюансов. Представим их в таблице:
№ п/п | Что закрепить в учетной политике | Суть изменений с 01.01.2020 | Основание |
1 | Метод начисления амортизации | Переход от одного метода к другому разрешен 1 раз в 5 лет. Ранее замена линейного метода нелинейным ограничений по периодичности не имела |
п. 1 ст. 259 НК РФ |
2 | Восстановление НДС при совмещении ОСН с ЕНВД | Операция выполняется в том отчетном периоде, в котором началось использование имущества в рамках деятельности по ЕНВД, если в отношении других видов деятельности применяется ОСН. Ранее НДС восстанавливался в квартале, предшествующем переходу на ЕНВД |
подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ |
3 | Оказание услуг (выполнение работ) за границей облагается НДС | С 1 июля 2019 года положения о раздельном учете и не облагаемых НДС операциях исключаются из учетной политики. Ранее хозяйствующие субъекты вели раздельный учет операций по НДС |
п. 4 ст. 170 НК РФ |
4 | Применение инвестиционного налогового вычета | Разрешено в отношении 8-10 амортизационных групп (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств). Допускается применение вычета:
Разрешено применение инвестиционного вычета консолидированной группой плательщиков |
ст. 286.1 НК РФ |
5 | Пересмотр состава прямых и косвенных расходов | Связанные с производством затраты относят к косвенным расходам, если по экономически обоснованным показателям нет возможности отнести их к прямым. Отсутствие состава прямых и косвенных расходов в учетной политике дает право налоговикам самостоятельно их определить, пересчитать налог на прибыль и начислить санкции |
Источник: https://blogkadrovika.ru/uchetnaya-politika-2020-chto-uchest/
Требования к бухгалтерской отчетности — предъявляемые, общие, составлению, состав, какие в 2020 году
Одним из обязательных требований к юридическим лицам, различным коммерческим предприятиям является необходимость ведения бухгалтерской отчетности.
При этом важно помнить, что формат её напрямую зависит от организационной формы и иных немаловажных факторов.
Основные требования, предъявляемые к отчетности различного вида, отражаются в законодательных нормах. Важно помнить о необходимости выполнять их.
Так как в некоторых случаях требуется предоставлять отдельные формы отчетности в специальные государственные органы для контроля.
Сегодня основные требования составления бухгалтерской отчетности регламентируются всего несколькими законодательными актами.
Состав отчетности может различаться в зависимости от выбранного режима, а также множества иных моментов. Этот вопрос стоит рассмотреть заблаговременно.
Финансовая отчетность составляется обычно в табличной форме. При этом часть форматов устанавливается на законодательном уровне, остальные же – имеют произвольную форму.
Формы, которые предприятие самостоятельно, должны в обязательном порядке составляться в соответствии с действующими законодательными актами.
В противном случае они не будут приняты соответствующими контролирующими органами. К наиболее важным вопросам, рассмотреть которые необходимо заблаговременно, можно отнести:
- определения;
- перечень документов;
- правовая база.
Определения
Требования к информации, а также к структуре и содержанию бухгалтерской отчетности отражаются в специализированных нормативных актах.
Чтобы избежать неверной трактовки подобного рода документации, стоит заблаговременно ознакомиться со всеми используемыми в них терминами.
К наиболее важным понятиям относятся следующие:
- «бухгалтерская отчетность»;
- «налоговая отчетность»;
- «консолидированная отчетность»;
- «сводная бухгалтерская отчетность»;
- «федеральный орган уполномоченный»;
- «стандарты бухгалтерского учета»;
- «организации государственного сектора»;
- «факт хозяйственной жизни»;
- «отчетный период»;
- «план счетов бухгалтерского учета».
В первую очередь важно не путать отчетность бухгалтерскую и налоговую. Документация по отчетностям подобного рода может вестись как совместно, так и отдельно.
Но важно помнить, что данные понятия различаются как и документы, составляемые по отчетностям.
Под «бухгалтерской» | Понимается совокупность различного рода данных по финансовому положению конкретного предприятия, хозяйственной деятельности |
Под «налоговой отчетностью» | Подразумевается специальная документация, которая передается в ГНС (государственные налоговые органы) для начисления налоговых сборов. Отчетность данного типа составляется на основании бухгалтерской. Все документы в ней имеют жестко установленную форму. Какие-либо отступления не возможны |
«Консолидированная отчетность» | Налоговая отчетность, в которой отражается информация одновременно о головном предприятии и его структурных подразделениях |
«Сводная бухгалтерская отчетность» | Отчетность, которая отражает статистические данные, информацию о финансовой деятельности конкретного предприятия. Консолидированная и сводные отчетности не могут быть использованы для налогового учета. Так как отраженная в них информация имеет свою специфику |
«Федеральный уполномоченный орган» | Специальный орган, которому Правительство РФ передало полномочия по выработке политики в отношении бухгалтерского учета и аудита |
«Стандарты бухгалтерского учета» | Представляет собой специальный нормативный документ, в котором отражаются некоторые требования к ведению самого такого учета |
«Организация государственного сектора» | Различного рода предприятия, находящиеся на балансе государства. Это академии, всевозможные государственные органы (местного самоуправления, иные) |
«Факт хозяйственной жизни» | Какое-либо действие, которое оказывает влияние на финансовое, экономическое положения организации |
«Отчетный период» | Некоторый период времени, за который в бухгалтерской или же иной отчетности отражается информация по поводу экономического состояния предприятия |
«План счетов бухгалтерского учета» | Полный и соответствующим образом систематизированный перечень различного рода счетов бухгалтерского учета |
После ознакомления с различного рода определениями возможно будет избежать всевозможных ошибок при рассмотрении законодательных норм.
С обозначенным выше перечнем необходимо будет разобраться заблаговременно.
Перечень документов
При формировании отчетности рассматриваемого типа необходимо будет заблаговременно ознакомиться с перечнем документов, которые требуется составлять в первую очередь.
Причем все документы бухгалтерской отчетности возможно будет условно разделить на две категории:
- унифицированные;
- составляемые в свободной форме.
Унифицированные документы должны быть составлены в соответствии с действующими в законодательстве нормами.
Они едины для всех предприятий и должны соответствовать определенным стандартам. Составляемые с свободной форме обычно требуется для ведения внутри предприятия.
Форма их может быть различной. Важно лишь помнить, что они формат должен соответствовать представленным в законодательствам нормам.
К внешней бухгалтерской отчетности необходимо будет приложить некоторый перечень подтверждающей документации.
Сегодня установлена необходимость составления отчетности в следующих форматах:
Важно помнить, что бухгалтерскую отчетность также входит некоторое количество первичных учетных документов. Формат их устанавливается законодательно.
Ознакомиться со всеми ними можно будет в интернете. В свободном доступе присутствуют все нормативы. Важно лишь использовать только достоверные источники.
Правовая база
Чтобы избежать различного рода ошибок при составлении отчетности рассматриваемого типа, следует изучить действующие по этому поводу законодательные нормы.
На данный момент основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими заполнение форм отчетности, являются следующие:
- Приказы Министерства финансов Российской Федерации:
- №66н от 02.07.10 г.
Источник: http://buhonline24.ru/otchetnost/buhgalterskaja/trebovanija-k-buhgalterskoj-otchetnosti.html
Требования, предъявляемые к финансовой отчетности
Вышеназванные нормативные документы определяют состав, порядок, сроки представления отчетности, а также требования, предъявляемые к ее содержанию:
- достоверность и полнота;
- нейтральность;
- целостность;
- последовательность;
- существенность;
- сопоставимость;
- своевременность;
- осмотрительность;
- приоритет содержания над формой;
- непротиворечивость;
- рациональность.
Характеристики требований
Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. В бухгалтерском учете это требование выражается в сплошной и непрерывной регистрации всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке.
Важным условием для выполнения данного требования является решение самой организации о степени раскрытия отчетной информации.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, она имеет право включать в отчетность дополнительные показатели и пояснения.
Требование нейтральности означает, что при формировании отчетной бухгалтерской информации должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей при игнорировании интересов других. К тому же формирование информации в угоду одних, как правило, налоговых органов, приводит к ее искажению с точки зрения экономического реального состояния дел организации.
Требование целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности, закрепляемое учетной политикой организации, означает постоянство избранных способов (методов) от одного отчетного периода к другому. Изменения принятых способов допускаются в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности, что подлежит обязательному подтверждению обоснованности каждого такого изменения.
Существенной информацией признаются данные бухгалтерской отчетности, без знания которых невозможна достоверная оценка пользователями имущественного и финансового состояния организации.
Для выполнения этого требования показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, в случае их существенности должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно.
В приказе Минфина РФ № 67 н раскрывается принцип существенности Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности данные по каждому конкретному показателю должны показываться как минимум за два года – за предыдущий и отчетный.
При этом если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период по ряду причин, то данные предшествующего периода подлежат корректировке с последующим раскрытием в пояснительной записке с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности.
Для исполнения требования своевременности утвержденный учетной политикой организации документооборот и порядок обработки учетной информации должны обеспечивать формирование в установленные законодательством сроки полной и достоверной отчетности.
Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Установленный нормативными документами по бухгалтерскому учету порядок позволяет признавать и принимать к учету только отвечающие установленным правилам и документально подтвержденные доходы и активы.
При формировании расходов возможно создание объявленных в учетной политике резервов под предстоящие расходы, например, резервы на устранение возможного брака, на ремонт основных средств, на проведение сезонных работ и в других аналогичных случаях.
- Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления.
- Например, если организация приобрела по договору купли-продажи непригодное для эксплуатации здание, приняла его по акту приемки-передачи, зарегистрировала в установленном для объектов недвижимости порядке в государственном бюро регистрации и оплатила продавцу, данная сделка тем не менее должна быть завершена в учете на стадии капитальных вложений, поскольку принятый по акту объект не может быть введен в эксплуатацию, без соответствующей реконструкции для приведения его в состояние, пригодное для эксплуатации.
- Поэтому до завершения всех необходимых работ и ввода в эксплуатацию, затраты на приобретение этого здания будут являться фактически объектом незаконченных капитальных вложений, а потому должны отражаться в отчетности в составе незавершенного строительства.
Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах, в учетных регистрах и соответствующей отчетности.
Например, в рамках финансового учета это означает, что информация первичных документов идентична соответствующим записям в регистрах бухгалтерского учета, данные аналитического учета соответствуют данным синтетического учета и правильно отражены в соответствующих формах финансовой отчетности.
В соответствии с данным требованием аналогично должна быть обеспечена преемственность информации первичных документов, регистров учета и отчетности.
Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.
В тех случаях, когда информация бухгалтерского учета по конкретным объектам удовлетворяет потребности налогового учета в полном объеме, нет смысла вводить для этих целей дополнительные налоговые регистры, что не противоречит ст.
313 НК РФ.
Если Вам понравилась статья, возможно, Вас также заинтересует материал «Американские сайты для заработка»
Источник: https://Status643.ru/status/trebovaniya-pred-yavlyaemye-k-finan