Экономическая литература содержит понятия «налог» и «сбор» неделимо друг от друга, подразумевая их общую природу. Это вполне логично, ведь оба термина подразумевают собой какой-либо обязательный бюджетный платёж. Однако, существуют различия, характеризующие их назначение и суть.
Определение понятий
Законодательство определяет налог, как определённый денежный платёж, уплачиваемый в бюджет всеми лицами, как физическими, так и юридическими.
К его особенностям относят обязательность и безвозмездность, то есть плательщик не получает взамен уплаченной суммы какой-либо услуги или товара.
В зависимости от вида платежа, уплаченные деньги могут пойти местному бюджету, так и государственному.
По сути, институт налогообложения обеспечивает функционирование государственных структур, так как заключается в изъятии части средств лиц в пользу государства для его нужд.
Законодатель определяет следующие характеристики налога:
- Обязательность уплаты. Если он не уплачивается лицом, имеющим обязательство к его оплате, то государство может использовать свои полномочия для императивного взыскания.
- Безвозмездность. За уплату налога не следует никаких действий или услуг со стороны государства.
- Нецелевое использование. Суммы уплаченных налогов формируют бюджет, но не идут на конкретные цели.
- Регулярность. Уплачивается с установленной законодательством периодичностью.
- Финансовый эквивалент. Уплачиваются всегда в денежной форме, государственной валютой.
Сбор — это платёж в бюджет различного уровня, цель уплаты которого — получить какую-либо услугу от государственных и муниципальных органов. По сути, это единовременная добровольная выплата. Если он не будет уплачен, лицо просто не получит необходимую услугу, однако, никто не будет требовать с него его оплаты против воли.
Сбор, как правило, представляет собой фиксированную сумму, то есть по сути он является платой за конкретную услугу от государства или муниципалитета. Может определяться не только в денежной форме, однако, такая возможность должна быть прямо установлена законодателем.
Отличие налога от сбора
Сначала может возникнуть мнение, что не существует особой разницы между понятиями, однако, это не так. Эти два понятия хоть и имеют общее назначение, но разнятся по своей природе, сути. Любые платежи поступают в итоге в бюджет определённого уровня, но разница отражается не в назначении данных платежей, а характеризуется возникающими между плательщиком и государством правоотношений.
Проанализировав законодательство, можно сделать вывод о следующих различиях:
При установлении налога, чётко определяется его плательщик, а также подробно устанавливаются элементы налогообложения, то есть его размер, сумма, база и т.д., сбор же определяется лишь его плательщиком и суммой.
- Налог может быть оплачен только в денежной форме, для сбора же нет таких чётких ограничений.
- Суть налога заключается в его обязательности, даже принудительности, при отсутствии оплаты государство может использовать инструменты его взыскания, тогда как сбор имеет добровольный характер, однако, его неуплата означает невозможность получения какой-либо услуги от государства.
- Система налогообложения существует с целью обеспечения функционирования института государства в целом, а сборы — для деятельности по определённым направлениям, либо функционирования отдельных его органов.
- Оплата налога не влечёт каких-либо действий со стороны государства, тогда как после выплаты сбора плательщик получает какую-то услугу.
- Сбор имеет фиксированный размер, расчёт налога может отличаться от его типа и плательщика. При оплате налога может также учитываться социальный статус его плательщика, при этом сумма сбора неизменна.
- Оплата налога происходит на регулярной основе. Сбор взыскивается разово.
! Счет 44 в бухгалтерском учете — «Расходы на продажу»
Таким образом, отличия понятий достаточно существенны и определяются основами каждого института и их структурами.
Отличия налога, сбора от пошлины
Пошлина — это платёж, уплачиваемый государству в финансовом эквиваленте при вступлении лица в определённые правовые отношения с ним. Пошлина — платёж обязательный, но только в случае, если лицо вступает в эти отношения, в противном случае она не подлежит уплате.
Как правило, пошлина взыскивается в случае обращения за некоторыми услугами, такими как:
- Обращение к нотариусу с целью совершения каких-либо действий.
- Оформление документов, например, визы, паспорта.
- Обращение в суд с заявлением, если данное обращение облагается уплатой пошлины (например, иски о защите прав потребителя не оплачиваются).
- Оформление гражданства.
- Выплачивая пошлину, плательщик выражает свою волю для вступления с государством в определённые правоотношения.
- Сумма, уплачиваемая плательщиком, напрямую поступает в бюджет.
- Уплата пошлины носит возмездный характер, то есть, за ней следует какое-то действие со стороны государства.
Общей чертой всех понятий является оплата государству. В остальных признаках понятия содержат множество отличий, хотя сразу может показаться, что они имеют одинаковую природу.
По своей сути, понятия пошлины ближе к понятию сбора. Они оба носят добровольный характер, являются разовыми платежами, а не регулярными, если сравнивать с налогом.
Но существует и существенное различное, которое не сразу может показаться очевидным: в случае уплаты сбора плательщик получает какую-то «привилегию», например, при покупке авиабилетов дополнительно взимается сбор, либо за получение лицензии на определённую деятельность тоже придётся уплатить сбор, а при оплате пошлины государство выполняет какое-то юридически значимое для плательщика действие, например, выдаёт документ или принимает исковое заявление.
Как заполнить декларацию 3 ндфл и что в ней должно быть? Изучаем вместе.
Здесь вы узнаете все способы получить выписку из ЕГРЮЛ, в том числе и в налоговой.
Что представляет собой налогообложение ИП, какой системой могут пользоваться предприниматели? Читайте об этом тут.
Законодательство РФ о налогах и сборах
Основой налогового законодательства в России является Налоговый Кодекс. Однако, это не единственный акт, регулирующий налоговую сферу. В дополнение к федеральному законодательству, региональные и местные органы власти также имеют свои акты, регулирующие данную сферу.
! Новые коды в платёжных поручениях на зарплату с 2020 года
Федеральная власть прямо предусматривает возможность региональных и местных властей устанавливать какие-то особенности налогообложения на своей территории, о чём говорит Налоговый Кодекс РФ. Однако, есть условие — местные законы не должны противоречить Федеральному законодательству.
По сути, федеральное законодательство содержит виды налогов и сборов, а местное конкретизирует нормы, касающиеся исполнения данного законодательства. Даже региональные и местные законы закреплены в Налоговом кодексе, не регион или муниципальное образование их устанавливает.
Если рассмотреть конкретнее, то виды налогов и сборов закрепляются в 12 статье Налогового Кодекса РФ, которая устанавливает трёхступенчатую налоговую систему, включая налоги:
- местные;
- региональные;
- федеральные.
Тип налога зависит именно от бюджета, в который они уплачиваются. Тоже можно сказать и про сборы, которые также установлены кодексом и имеют такую же иерархию.
Любой местный или региональный налог определён в кодексе, при этом субъект или муниципалитет также имеют законодательный акт, регулирующий их взыскание, имея некоторые особенности.
Например, Федеральным законодательством может быть установлен верхний предел ставки, тогда как муниципалитет имеет право установить меньшую. При этом нарушать верхний предел запрещено.
Устанавливает местный или региональный налог или сбор законодательный орган муниципального образования (или региона). Он издаёт соответствующий законодательный акт.
На определённой территории может быть введёт специальный налоговый режим, который заключается в каком-либо послаблении, либо, наоборот, введении на данной территории дополнительных сборов. Однако, возможность установления такого режима есть только у Федеральной власти.
Система налогообложения в России представляет собой иерархию, включающую ступени разных уровней, такие как федеральные налоги, региональные и местные.
При этом закон чётко определяет возможность установления основ законодательства о налогах и сборах только Федеральной властью.
Кроме того, законодательство РФ содержит общие черты и различия налогов, сборов и пошлин, что позволяет последовательно выстроить налоговую структуру.
Источник: https://vesbiz.ru/buxuchet/otlichie-naloga-ot-sbora.html
Местные налоги и сборы в 2020 году
Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ. Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.
- Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.
- Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.
- Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.
Система местных налогов и сборов
Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.
Местные налоги представлены в виде налогов:
- федеральных;
- региональных;
- местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.
К местным сборам относят сборы:
- Федерального уровня;
- местного уровня.
В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.
Виды местных налогов и сборов
К местным налогам можно отнести следующие:
1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:
- законы федерального уровня;
- акты, издаваемые представительными органами на местах.
Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.
Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:
- налоговые ставки;
- порядок уплаты;
- сроки уплаты.
При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:
- льготы по уплате налога;
- основания предоставления льгот;
- порядок предоставления льгот;
- величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками налога на землю являются:
- юридические лица – организации;
- физические лица.
Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:
- собственности;
- пользования на постоянной основе;
- пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.
Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.
Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:
- по законодательству РФ были изъяты из оборота;
- по законодательству РФ были ограничены в обороте.
2. Налог на имущество физических лиц.
Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:
- жилой дом, квартира либо комната;
- дача;
- гараж;
- иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.
Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.
К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:
- Москва;
- Санкт-Петербург;
- Севастополь.
Структура местных налогов и сборов
В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:
- едины для всей территории РФ;
- охватывают отдельные регионы;
- имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.
В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.
Принципы местных налогов и сборов
Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:
- Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);
- Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.
- Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.
- Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.
- Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.
- Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.
- Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.
Особенности местных налогов и сборов
Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:
- средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
- налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
- решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
- контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
- широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.
Порядок установления местных налогов и сборов
Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):
- налоги (сборы) местного взимания;
- льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.
Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.
Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.
Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу. С сайта advokat-malov.ru
Физлица и ИП
Уплата земельного сбора регулируется статьями 388 и 389 НК РФ. Здесь важно выделить факт, какие налоги идут в местный бюджет, если уплачены они за право собственности земельного участка.
Представленные законодательные акты определяют плательщиков.
Сборы в бюджет должны вносить все физлица и ИП, имеющие во владении земельные участки на правах бессрочного или пожизненного наследуемого владения.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Объектами выступают все земельные участки, которые расположены в пределах муниципального образования с утвержденными сборами представленного характера.
Не включены в список объектов местного земельного налога участки, которые признаны ценными культурными и археологическими наследиями, а также музеями-заповедниками.
Сборы не взимаются с участков, находящихся в составе общего имущества многоквартирного дома.
Сборы устанавливаются в размере 0,3% от кадастровой стоимости для участков сельскохозяйственного назначения и объектов, которые принадлежат физическим лицам. ИП, использующие землю для своей деятельности, уплачивают сбор в размере 1,5% от кадастровой стоимости. Сбор оплачивается за целый год владения объектом до 1 декабря года последующего за расчетным периодом.
Юридические лица
В Налоговом Кодексе местные налоги в виде земельных сборов для юридических лиц не уплачиваются со следующих объектов:
- которые были изъяты из оборота по закону;
- с культурных наследий;
- с лесного фонда;
- с ограничениями в обороте по закону – муниципальному или государственному;
- с многоквартирного дома.
Срок уплаты аналогичен как и у физических лиц. Ставка в размере 0,3% действует на объекты сельского хозяйства и участки, используемые предпринимателями для ведения личного хозяйства. Ставка в 1,5% — действует на все остальные земельные участки.
На имущество физлиц
В определении, каким является налог на имущество – местный или региональный – выделяют только местную трактовку. Взносы в бюджет делают все собственники, которые имеют в своей собственности имущество, являющееся объектом.
В представленных вопросах можно выделить следующие определения и факторы:
- плательщиками являются все собственники – если объект недвижимости имеет несколько долевых владельцев, уплачивать сбор должен каждый;
- объектом выступает любая недвижимость, прописанная в статье 401 НК РФ – жилое или нежилое помещение, гараж или машино-место, единый комплекс, сараи и прочие хозпостройки;
- оплата происходит до 1 декабря года, последующего за расчетным периодом – рассчитывается на основании имеющейся кадастровой стоимости на 1 января следующего года за расчетным периодом;
- ставки представляются, как 0,1%, 2% и 0,5% — для жилых объектов и хозяйственных построек, для объектов из списка статьи 378 НК РФ и для остального имущества, соответственно.
Местные налоги и сборы в 2019 году по наличию имущества могут быть уплачены за три предыдущих периода – за 2016, 2017, 2018 года.
За недвижимость по кадастровой стоимости
Виды местных налогов и сборов включает в себя дополнительные выплаты за недвижимость по имеющейся на момент начисления суммы (на 1 января следующего года) кадастровой стоимости объекта. Уплачивают представленный вид сборов организации, которые имеют в своей собственности следующие виды объектов:
- центры административного или торгового вида;
- помещения с офисами;
- принадлежащие иностранным гражданам;
- жилые дома и помещения на балансе у компании.
Оплачивают организации положенные им выплаты до 1 декабря последующего года за расчетный период. Ставки зависят от кадастровой стоимости объекта и представляются в полной мере в таблице.
Торговый сбор
В вопросах, какие налоги федеральные, региональные и местные, последние занимают спорную позицию.
Так, здесь выделяют торговый сбор, включающий в себя вложения в бюджет за рекламу, за осуществление экономической и предпринимательской деятельности, местные лицензионные сборы и прочее.
Торговый сбор – это местный налог, но он регулируется статьями 411 и 412 НК РФ. Плательщиками выступают ИП или организации, которые занимаются торговой деятельностью.
Объектом сбора выступает использование предпринимателями площади для осуществления своей деятельности.
Период для расчета – квартал года, поэтому вносить взносы следует до 25 числа месяца следующего за окончанием квартала. Ставка не может превышать 550 рублей за 1 кв. м. используемой площади.
Муниципалитет имеет право устанавливать свои ставки, что подтверждается нормативными правовыми актами, подписанными главой.
Механизм исчисления
Как исчисляются налоги местного бюджета, были описаны выше. Общая характеристика местных налогов позволяет посчитать самостоятельно сумму для уплаты на имеющееся имущество или осуществленную коммерческую деятельность. Можно привести следующие примеры расчета местных налогов:
- У компании есть в собственности административно-торговый центр площадью в 110 кв. м. и кадастровой стоимостью в 3 млн. 600 тыс. рублей. Ставка для этой суммы – 0,1%. Получается, что ежегодно компания выплачивает 3600 рублей.
- Физическое лицо имеет земельный участок сельскохозяйственного назначения. Кадастровая стоимость объекта – 570 тыс. рублей. Ставка в данном случае 0,3%, в результате чего собственник платит ежегодно 1710 рублей.
- Физическое лицо имеет в собственности жилой дом, в котором он проживает. Кадастровая стоимость объекта 2 млн. 100 тыс. рублей. Действующая процентная ставка в данном случае – 0,1%, поэтому собственник ежегодно уплачивает 2100 рублей.
- Организация занимается торговлей, снимая в аренду помещение размером в 23 кв. м. Ставка составляет 457 рублей за 1 кв. м. Значит, ежеквартально предприниматели уплачивают сбор в размере 10511 рублей.
Аналогичным образом можно вычислить все оставшиеся виды сборов, которые должен уплачивать гражданин России, если он является налогоплательщиком. С сайта promdevelop.ru
В этой статье вы узнали, местные налоги и сборы. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».
Источник: https://www.cherlock.ru/articles/mestnie-nalogi-i-sbori
Чем отличается налог от сбора
В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.
Отличие налога от сбора: законодательная база
В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор».
Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки.
В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.
Основные признаки налога:
- Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
- Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
- Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
- Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.
Основные признаки сбора:
- Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
- Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.
Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.
Налог и сбор: сходства и различия
Разница между налогом и сбором:
- Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
- Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
- В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
- Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
- За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
- Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.
Сходства между налогом и сбором:
- И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
- И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
- Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.
Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие.
Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти.
К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.
С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.
Источник: https://spmag.ru/articles/chem-otlichaetsya-nalog-ot-sbora
Сравнение налогов ИП и ООО в 2020 году
Иллюстрация: Richard Drury/Gettyimages
Вопросом «открыть ИП или ООО» задаются многие начинающие предприниматели. Решение принимается в соответствии с планируемой деятельностью и уровнем дохода. От этого зависит, какую систему налогообложения при той или иной организационно-правовой форме выбрать выгоднее всего. В этой статье мы сравнили налоги ООО и ИП, чтобы под рукой была шпаргалка для принятия быстрого решения
Содержание
- Разница в суммах выплачиваемых налогов зависит не от формы организации, а от выбранной системы налогообложения.
- Индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью могут применять следующие режимы:
- Общая система налогообложения (ОСН).
- Упрощенная система налогообложения (УСН).
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
- Патентная система налогообложения (ПСН) (не предусмотрена для ООО).
Большинством систем для ИП и ООО предусмотрены одинаковые ставки.
Основная разница в плане налогообложения заключается при применении общей системы налогообложения. В рамках нее первые уплачивают налог (НДФЛ) в размере 13% от суммы прибыли, а вторые (налог на прибыль) — 20%.
При наличии официально трудоустроенных работников размер подоходного налога и отчислений на страховые взносы одинаковый. В сумме он составляет около 34%.
Кроме того, для ИП обязательна уплата страховых взносов за самого себя. Их сумма фиксирована на законодательном уровне. Предприниматель обязан уплачивать ее вне зависимости от того, осуществлялась какая-либо деятельность или нет (применяемая система налогообложения никак не влияет на размер страховых взносов за самого ИП).
«Страховые взносы ИП в ФСС»
Наравне с этим ООО уплачивают страховые взносы только за своих сотрудников. Их размер зависит от количества официально трудоустроенных работников. Таким образом, если организация не осуществляет никакой деятельности и не выплачивают заработную плату персоналу, то не должна перечислять никакие страховые взносы.
Стоит отметить, что полное освобождение от уплаты налога на имущество для ИП и юридических лиц предусмотрено в случае применения ЕСХН. От уплаты налога освобождено то имущество, которое используется в соответствующей деятельности.
Зато варианты УСН и ЕНВД для ИП и юридических лиц выгоднее в плане упразднения обязательства по уплате налога на добавленную стоимость.
Как уже было сказано выше, налогообложение зависит не от организационно-правовой формы, а от выбранной системы налогообложения. Несмотря на это, есть ряд отличий между применением одних и тех же спецрежимов на ООО и ИП. Для удобства они отражены в таблице. После изучения не должно остаться сомнений, с какой формой открыть свое дело.
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при ОСН
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности |
Разница между доходами и расходами. ИП уплачивают налог по ставке 13% (НДФЛ), а юридические лица по ставке 20% (налог на прибыль). | Дополнительно предприниматели должны уплачивать НДС по ставке 0, 10 или 20 процентов и налог на имущество физических лиц. | Аналогично ООО должны уплачивать НДС по ставке 0, 10 или 20 процентов и налог на имущество организаций. | Есть ряд ограничений для ИП. Например, нет права торговать крепким алкоголем. |
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при УСН «Доходы»
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности | Важно |
Налог по ставке 1-6% (устанавливается субъектами РФ), уплачивается со всей суммы поступивших доходов. |
|
Юридическое лицо получает освобождение от уплаты НДС и налога на прибыль. При этом организация обязана продолжать вести бухгалтерский учет. | ИП или ООО на данном режиме могут заниматься любым производством, торговлей или оказанием услуг, кроме ограниченных пунктом 3 статьи 246.12 НК РФ. | Сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов, но не больше, чем на половину (если у ИП нет официально трудоустроенных работников, данное ограничение не действует). |
УСН «Доходы минус расходы»
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при УСН «Доходы минус расходы»
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности | Важно |
Разница между доходами и расходами облагается по ставке 5–15% (устанавливается субъектами РФ). |
|
Юрлица освобождаются от уплаты всех других налогов, кроме налога на имущество, оцененного по кадастровой стоимости. Организация обязана вести бухгалтерский учет и книгу учета доходов и расходов. | Применение спецрежима допустимо при любом производстве, торговле или оказании услуг. Ограничения указаны в пункте 3 статьи 246.12 НК РФ. Специалисты советуют применять данный режим, когда имеется много расходов, связанных с основной деятельностью (например, торговля). | В статье 346.16 НК РФ указан закрытый перечень расходов, которые можно учитывать при использовании спецрежима. |
ЕНВД
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при ЕНВД
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности | Важно |
Учитывается потенциально возможный размер дохода от той или иной деятельности, рассчитанный с определенным коэффициентом. Базовые показатели доходности различных сфер деятельности зафиксированы в пункте 3 статьи 346.29 НК РФ. Потенциальная величина вмененного дохода облагается по ставке 15%. | Размер фактических доходов не учитывается, документальное подтверждение понесенных расходов не требуется. При применении данного режима предприниматель освобождается от уплаты НДФЛ, НДС и других налогов. Уплачивается налог только на то имущество, которое оценено по кадастровой стоимости. Транспортный и земельный налоги уплачиваются на общих основаниях. | Юридическое лицо освобождается от уплаты всех налогов, кроме налога на имущество, используемого в деятельности по ЕНВД и оцененного по кадастровой стоимости. Он рассчитывается в соответствии с кадастровой стоимостью недвижимости. Также остается обязательство вести бухгалтерский учет. | В рамках ЕНВД можно заниматься торговлей и оказанием услуг, зафиксированными в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ. Чаще всего, данным режимом пользуются торговые организации. | Коэффициенты, которые применяются при расчете налоговой базы, могут меняться в каждом квартале. Поэтому рекомендуется уточнять их величину в своей ИФНС перед совершением уплаты налога. |
ЕСХН
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при ЕСХН
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности |
Объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами. Налогом является 6% от разницы. В рамках данного режима есть определенный порядок учета расходов и доходов, который определен в статье 346.5 НК РФ. | За индивидуальным предпринимателем остается обязанность вести книгу учета доходов и расходов, чтобы можно было определить размер налоговой базы. В рамках спецрежима ИП освобождается от уплаты НДФЛ и налога на имущество. | Общество с ограниченной ответственностью освобождается от уплаты всех налогов, кроме НДС, транспортного и земельного налогов. | Пользоваться специальным режимом могут производители сельскохозяйственной продукции и фермерские хозяйства. |
ПСН
Таблица: разница налогообложения ИП и ООО при ПСН
Объект налогообложения и ставка | Особенности применения ИП | Особенности применения ООО | Деятельности | Важно |
Потенциально возможный годовой доход облагается по ставке 6%. Для некоторых налогоплательщиков, определенных в пункте 3 статьи 346.50 НК РФ, налоговая ставка установлена на уровне 0%. | ИП могут применять ПСН, если численность работников не превышает 15 человек (включая самого предпринимателя) и доход по облагаемым ПСН видам деятельности не превышает 60 миллионов рублей за отчетный период. | Юридические лица не могут применять патентную систему налогообложения. | Список деятельностей, к которым можно применять ПСН, ограничен пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ. | Для получения патента необходимо подать соответствующее заявление. Он выдается на срок от 1 до 12 месяцев. Необходимо продление каждый год. |
Воспользовавшись любой таблицей и проведя некоторые расчеты (исходя из планируемых доходов и расходов), можно определить, на каком налоговом режиме будет работать выгоднее.
А чтобы не было проблем с составлением отчетности по любой из систем налогообложения, можно воспользоваться интернет-бухгалтерией «Моё дело». Многие процессы в системе автоматизированы, что позволит сэкономить не только время, но и нервы.
Грамотный анализ по налогообложению еще до начала предпринимательской деятельности позволит в будущем существенно снизить налоговую нагрузку. Для малых предприятий иногда это оказывается жизненно важно.
Поэтому следует ответственно отнестись к процессу.
Дополнительное сравнение ООО и ИП можно посмотреть в видеоролике ниже. Внимательный просмотр позволит открыть дело с наиболее выгодными организационно-правовой формой и системой налогообложения.
Источник: https://delovoymir.biz/sravnenie-nalogov-ip-i-ooo.html
Что такое налог и что такое сбор. Отличия и сходства в таблице
Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.
В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
- федеральный налог или сбор;
- региональный;
- местный.
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения.
Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно.
Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
- По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Налог и сбор: между ними много общего
- И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
- Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
- Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.
10 главных отличий налогов и сборов
Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.
Сравнение налога и сбора
1 | Цель поступления в бюджет | Не имеет определенного целевого назначения | Предназначен для обеспечения деятельности государственных органов, предоставляющих определенные права или услуги предпринимателям |
2 | Законодательное установление | Налог считается введенным, если в законном акте определены его плательщики, установлена база, ставка и другие обязательные элементы | Элементы сбора определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от его характера. |
3 | Регулярность уплаты | Налог платится с той или иной установленной законом регулярностью, периодичностью и систематичностью | Имеет разовый характер, платится в конкретно необходимых ситуациях, когда в этом заинтересован сам плательщик |
4 | Время уплаты | Привязан к определенному периоду – налоговому и отчетному, являющемуся необходимым элементом налога; крайние сроки уплаты строго регламентированы | Не имеет отношения к определенному времени, обусловлен потребностью предпринимателя получить услугу или вступить в правовые отношения с представителем государства |
5 | Окончание платежей | Пока предприниматель не ликвидировал фирму, он постоянно будет платить установленные налоги | Платится один раз |
6 | Расчет суммы | Зависит от произведения налоговой базы на установленную ставку, могут применяться специальные режимы – льготы | Сума зафиксирована и является равной для всех |
7 | Подход законодателя | Вводя налог, законодательство стремится учитывать реальные возможности плательщиков и может установить дифференцированный подход | Для суммы сбора не имеют значения индивидуальные особенности предпринимателя и его деятельности: это твердая цена за услугу |
8 | Последствия уплаты | Уплата налога гарантирует только отсутствие неприятных последствий, в остальном это действие безвозмездное | Уплата сбора предусматривает индивидуальную возмездность: перечислив сбор, плательщик получает определенное право |
9 | Последствия неуплаты | Принудительное взыскание недостающей суммы, пеня за просрочку платежа, штраф за несвоевременную уплату или проблемы с декларацией | Государственный орган просто не совершит требующееся плательщику действие, за которое не была перечислена оплата |
10 | Форма | Исключительно денежная | Если законодательство прямо предусматривает, сбор может иметь и другую форму, помимо денежной |
Скопировать урл
Распечатать
Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/ponyatie-naloga-i-sbora/
В чем отличие налога от сбора и государственной пошлины
Оплачивать основные налоги и обязательные государственные сборы в казну страны, должны как юридические, так и физические лица, если граждане являются законопослушными и не хотят нарушать законы Российской Федерации.
А в чем заключается отличие налога от сбора и можно ли такое понятие считать равнозначным, попробуем проанализировать далее в статье.
Суть налога и сбора
Прежде чем рассматривать, в чем заключаются отличия вышеперечисленных понятий, нужно понять их суть.
Налог
Под налогом следует рассматривать обязательную выплату, которую вносят в государственный бюджет как физические, так и юридические лица.
Условно охарактеризовать это понятие можно следующими чертами:
- обязательностью, так как каждый гражданин России должен уплачивать налог, о чем гласит НК РФ;
- безвозмездная уплата денежных средств, так как при оплате налога плательщик в ответ ничего не получает;
- выплаты не имеют целевого назначения, то есть денежные средства, поступающие в государственную казну, не используются для определенных целей, к примеру, для сферы образования или здравоохранения, а применяются для общих государственных нужд;
- так как налог в первую очередь рассматривается как финансовая база деятельности страны, то уплата этого платежа должна осуществляться на постоянной основе;
- в государственный бюджет должны поступать только денежные средства, иные виды выплат в качестве оплаты налога, согласно законодательству, не принимаются.
Все обязательные налоговые выплаты разделяют на 3 основные группы:
- Федеральный – платеж считается обязательным, действует на территории всей страны.
- Региональный – сумма и размер платежа устанавливается и вводится в действие субъектами РФ.
- Местный платеж устанавливается, согласно закону РФ, местными региональными органами властями, денежные суммы плательщики выплачивают по месту проживания.
Основные функции обязательного взноса таковы:
- распределение денежных ресурсов путем перечислений из государственной казны в пользу малоимущих или менее защищенных российских граждан;
- денежные средства, поступившие после уплаты налога, помогают регулировать государственный экономический процесс;
- владея информацией по обязательным выплатам, государственные органы управления могут контролировать своевременное и полное поступление налоговых платежей.
Сбор
Под понятием сбора следует рассматривать такой вид платежа, который позволит плательщику в дальнейшем получить от государства нужный вид услуг, к примеру, получить на руки определенный вид разрешения или лицензию.
Чаще всего размер сбора определяет тот субъект, который его в дальнейшем и будет взимать с плательщика. Простыми словами можно сказать так – если рассматривается сбор, который будет взимать не государственная структура, то его размер не начисляется государством.
Тот же субъект, который начисляет размер сбора, вправе назначать для плательщиков льготные условия для уплаты платежей.
В чем различия между налогом и сбором
После того как суть, а также цель налога и сбора нами была вкратце проанализирована, можно рассмотреть, в чем состоит разница между ними:
- Согласно НК Российской Федерации, налоговая инспекция при начислении размера обязательного налога должна также определить следующее:
- размер налоговой базы;
- категория объекта;
- период уплаты и процентную ставку;
- схема, которая будет использоваться для исчислений.
Какие есть таможенные сборы за таможенное оформление
Для того чтобы определиться с размером сбора, вышеперечисленных действий предпринимать не требуется. Все что потребуется в этом случае – это лицо, которое оплачивает сбор, и величина рассматриваемого взноса:
- для уплаты налога принимаются только денежные средства, а уплачивать сбор можно любым, ранее оговоренным способом;
- основной целью налоговых платежей является поддержка деятельности государства, а целью сбора является поддержка деятельности определенных государственных структур;
- налог следует рассматривать как принудительную, то есть обязательную выплату, которая относится как к юридическим, так и физическим лицам. Сбор вправе оплачивать сам плательщик, чтобы иметь возможность получить желаемую услугу от государственных структур;
- производя оплату налога, плательщики не получают от государства никаких действий в ответ, а сбор можно считать возмездным видом платежа, так как государственные структуры гарантировано предоставляют обратившимся нужные для него услуги или разрешающий документ;
- чтобы производить исчисление и уплату налога, плательщик должен сумму налоговой базы умножить на ставку платежа, а оплата сбора осуществляется по фиксированной сумме;
- сбор следует рассматривать как одноразовый взнос, а налог как физические, так и юридические лица должны вносить постоянно, учитывая сроки выплат, которые контролируются государством.
Определяя размер налогового платежа, государственные структуры могут изменять его показатель, учитывая статус плательщиков и их платежеспособность. А размер сбора, как ранее было сказано, является фиксированным, то есть одинаковым для всех граждан России, вне зависимости от их статуса и платежеспособности.
Отличие сбора от государственной пошлины
Основное отличие сбора от государственной пошлины состоит в том, что пошлина может взиматься с плательщика как государственными учреждениями, так и частными компаниями, которые предоставляют нужные услуги для заявителя.
Таблица отличий анализируемых понятий поможет подвести итог этой статьи.
Сбор | Пошлина |
Что общего между этими понятиями | |
Пошлина – определенный вид платежа, который следует рассматривать как разовую выплату для физического и юридического лица за услугу, предоставляемую частной компанией, государственным учреждением или муниципальным органом управления. | |
Различия между понятиями | |
Взимается любыми структурами, как частными, так и государственными. | Взимается государственными или муниципальными учреждениями. |
Если взимается государственными структурами, оплатить потребуется только стоимость услуги. | Оплачивается услуга в полном объеме, которую предоставляют как государственные, так и муниципальные учреждения. |
Сумма сбора не всегда устанавливается законодательно. | Чаще всего размер пошлины регулируется на законодательном уровне. |
Назначением льгот занимаются субъекты, которые предоставляют нужную услугу для плательщика. | Льготы, действующие при уплате пошлин, определяются законодательно. |
Источник: https://tax.blankbuh.ru/article/v-chem-otlichie-naloga-ot-sbora-i-gosudarstvennoy-poshliny
Отличие налога от сбора
Все граждане вносят платежи в государственную казну, из которых впоследствии формируется бюджет и осуществляется поддержка социальных программ и институтов в стране. Однако стоит разобраться в том, что именно мы платим и почему. Такое понимание поможет смириться с необходимостью выплат и позволить оценить выгоды, получаемые взамен.
Нормы и положения закона
Все обязательные платежи граждан закреплены в основном законе Российской Федерации, а точнее в Налоговом кодексе РФ.
Это правовой акт, устанавливающий все процедуры и нормы налогообложения как для частных лиц, так и для организаций.
Однако верховная власть дала органам управления на региональном и местном уровнях возможность регулировать те или иные аспекты взыскания средств в местный бюджет.
Если возникают вопросы по двойному налогообложению или расчету налоговых вычетов, стоит разобраться в особенностях взимания налогов и сборов на территории конкретной области, края или городского поселения. Все формулировки нормативов и соответствующие постановления содержатся в перечне законов, принимаемых субъектами федерации, а также в нормативных актах отдельных муниципальных образований.
То есть, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся общие положения о налогах и сборах, а подробные инструкции по порядку их исчисления и процедуре уплаты конкретизируют на местах региональные властные структуры.
Виды налогов и сборов
Все платежи в казну государства, а точнее налоги и сборы в РФ, подразделяются на три основных вида по уровню подчинения:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
В зависимости от этой классификации определяется, какая именно властная структура будет в дальнейшем детализировать ставки. В Налоговом кодексе РФ каждый налог или сбор жестко закреплен за одной из этих категорий.
Сходство налогов и сборов
Основные сходства и различия между налогами и сборами описаны в понятиях, раскрываемых в налоговом законодательстве.
Соответственно, согласно определению налог – это обязательный платеж, исчисляемый индивидуально и вносимый безвозмездно.
Он взимается как с частных лиц, так и с предприятий и организаций в форме отчуждения принадлежащих им денежных активов для финансового обеспечения всех сторон деятельности государства и его региональных и муниципальных образований. (Это упрощенное содержание соответствующей статьи закона).
В пункте 2 статьи 8 НК РФ приведено описание сбора. Это также обязательный взнос, который касается как организаций, так и физических лиц.
Его уплата единоразовая и является одним из условий для выдачи лицензий и разрешений со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц.
Также сборы могут быть необходимым условием для ведения некоторых видов предпринимательской деятельности на ограниченной территории, где действует тот или иной сбор.
И налоги, и сборы нельзя отменить, платить их обязательно при любых обстоятельствах. И тот, и другой вид платежей касается как отдельных людей, так и организаций.
Отличие налога от сбора
Основное различие между налогом и сбором заключается в свойстве безвозмездности. То есть, когда гражданин или предприятие вносит в государственную казну налог, то он ничего не получает взамен. Платить налоги — обязанность, которой нельзя избежать и никакой награды за это не положено.
Сбор существует на условиях взаимной выгоды. Тот, кто платит сбор, получает за это некую услугу от государства или одного из его субъектов. Как правило, это так называемые юридически значимые действия, приносящие прямую пользу плательщику: выдача разрешений, фиксирование прав, получение лицензий.
Еще одно отличие между сбором и налогом в порядке их установления. Чтобы налог начал считаться установленным, а значит обязательным для уплаты, необходимо определить кто именно его платит (установлены налогоплательщики) и каковы сами элементы налогообложения. Это налоговая база, объект налогообложения и налоговый период, а также другие аспекты.
При установлении сбора в обязательном порядке определяются только его плательщики, а перечень элементов может различаться. Устанавливаются только необходимые элементы сборов, но не все, которые могут относиться к этой области деятельности.
Кроме этого, сборы вносятся разово при возникновении такой необходимости, а налоги (некоторые из них) платятся регулярно и постоянно. По налогам возможен частичный или полный вычет при соблюдении определенных условий, а по сборам возвратов и вычетов не существует.
Между налогом и сбором много общего, и прежде всего — обязательность их уплаты. Однако их функции различаются, что приводит к расхождениям в расчетах и механизме уплаты этих источников пополнения государственной казны.
Источник: https://microzajmi.ru/otlichie-naloga-ot-sbora/