В любой стране мира существует система налогообложения, которая является основой жизнедеятельности государства. За их счет осуществляется медицинское, пенсионное, социальное и т.д. страхование.
В России частью этой системы является необходимость объектов налогообложения выплачивать определенные страховые перечисления в различные структуры: ФСС, ФНС, ПФР и т.д.
Их уплату регулируют различные законы (ФЗ и т.д.).
Страховые перечисления: что нужно знать
Под страховыми изъятиями понимаются платежи, которые с определенной периодичностью должны уплачивать объекты налогообложения в специальные структуры: ФСС, ФНС, ПФР и т.д. Такого рода платежи бывают разных видов:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- внебюджетные зачисления;
- единый взнос;
- дополнительные страховые взносы и т.д.
Каждый вид платежа обладает своими сроками уплаты, алгоритмом расчета и процентной ставкой (регламентируют определенные ФЗ). Чтобы платежи были перечислены, достигли адресата и были отображены в отчете, выполняется их фиксирующая проводка.
За их неуплату несет уголовную и административную ответственность. Причем уголовная ответственность возникает лишь при серьезных нарушениях.
Учет страховых взносов ведут уполномоченные государственные органы – налоговая и другие фискальные структуры.
Разновидности взносов
На сегодняшний день в РФ существуют такие виды соцвзносов:
- пенсионные (идут в ПФР). Они подразделяются на две подкатегории: страховую и накопительную;
- медицинские (идут в ФФОМС);
- возместительные (идут в ФСС). Они уплачиваются на декретные нужды, обеспечение больничных, компенсационных возмещений в связи с профзаболеваниями и т.п.
Уплата соцвзносов осуществляется в различные внебюджетные организации (регламентируют различные ФЗ). Они имеют единый механизм формирования доходов благодаря наличию обязательных страховых изъятий, которые начисляются всем организациям и предприятиям, а также ИП и работающим гражданам.
Также граждане обязаны уплачивать налоговые изъятия, идущие в ФНС.
Ип и страховые перечисления
В РФ на сегодняшний день открыто большое количество ИП. Страховые взносы ИП представляют собой обязательные индивидуально-возмездные изъятия. Они уплачиваются в ФСС, ФНС, ПФР, ФФОМС.
Эти платежи перечисляет владелец компании на всех своих официально оформленных сотрудников.
Впоследствии уплаченные деньги формируют пенсионный или другой капитал, который в виде соцвыплат (например, социальное пособие при безработице, пенсия и т.д.) возвращается гражданам.
«Упрощеннка» или УСН
Индивидуальные предприниматели работают по упрощённой системе налоговых изъятий (УСН). Страховые взносы при УСН вносятся по облегченной схеме. Благодаря этому ИП имеют меньшую налоговую нагрузку и могут более эффективно развиваться, чтобы перейти из категории малого бизнеса в средний.
Налоги здесь платятся в ФСС, ФНС, ПФР и т.д. Какие именно виды налогов в данном случае изымаются, прописаны в НК РФ. Они должны быть перечислены в эти структуры в отведенные сроки.
При этом в прошлом 2016 году было проведено уменьшение налога УСН. Принятое уменьшение составило 1%. Однако стоит отметить, что такое уменьшение было принято не во всех регионах страны.
Использование УСН предполагает страхование работников, принятых в компанию, ответственности и имущества. При невыполнении правил работы в данной системе (за неуплату установленных изъятий) возникает уголовная и административная ответственность.
Пенсионное страхование
В РФ существует система пенсионного обеспечения, для которой накапливаются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Начисления, которые поступают от нанимателя, учитываются для каждого его сотрудника. Накопления аккумулируются на персонализированном счете гражданина.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование возвращаются работникам в виде соответствующих пенсий.
Данный платеж входит в определение обязательные страховые взносы.
Они должны в обязательном порядке поступать от всех категорий плательщиков. Здесь отсутствуют любые исключения.
Эти взносы начисляются на те денежные выплаты, что мед- и социальное страхование. Их заменяет недавно введенный единый соцвзнос.
Начисления дополнительного назначения
В российской системе налоговых изъятий существуют дополнительные страховые взносы. Необходимо понимать, что дополнительные страховые взносы определены по отношению к сотрудникам, что работают на опасных и вредных производствах. Таким образом вносить дополнительные страховые взносы в ФСС, ФНС, ПФР и т.д. должны для тех, кто занят в горячих цехах, особых видах производствах и т.д.
Такие дополнительные страховые взносы предусматривают пенсионное социальное обеспечение льготного типа. Сами изъятия имеют определенные тарифы, которых должен придерживаться работодатель. В противном случае за их неуплату возникает соответствующая ответственность.
Добровольные перечисления
Помимо основных начислений в госструктуры (ФСС, ФНС, ПФР и ФФОМС) существуют добровольные страховые взносы в ПФР. Такие выплаты относятся к категории накопительных.
Согласно принятому закону (ст. 29 № 167-ФЗ, № 56-ФЗ), застрахованные вольны добровольно решать вопросы относительно пенсионного обеспечения. Делается это для того, чтобы люди имели возможность выполнять добровольные накопительные отчисления.
Что можно платить в добровольном порядке?
В добровольном порядке в ПФР, согласно законодательной базы (например, № 56-ФЗ), могут начисляться следующие выплаты:
- Взносы, что относятся к накопительной категории.
- Взнос от нанимателя. Здесь начисление средств осуществляется согласно порядка, прописанного в законе № 56-ФЗ.
- Начисления, что направляются на формирование массива пенсионного обеспечения. Осуществляются за счет средств, взятых из ФНБ и передаваемых в ПФР.
Все перечисленные начисления ведутся из собственных средств.
Перечисления во внебюджетные фонды
В перечень перечислений, который ИП и юрлица должны перечислять в специальные структуры, входят страховые взносы во внебюджетные фонды. К таковым фондам относятся ФСС, ФНС, ПФР и ФФОМС. В этом году все страховые взносы в государственные внебюджетные фонды заменяет собой единый соцвзнос.
Стоит отметить, что такое социальное страхование предполагает начисление платежей, которые по сути не являются налогами.
Порядок их изъятий регулируется принятыми в стране федеральными законами (например, № 212-ФЗ). Средства, что были перечислены, зачисляются в фонды организаций. Из них потом формируются выплаты, входящие в соцстрахование. За их неуплату налогоплательщик наказывается в зависимости от тяжести степени проступка. Это может быть как административная, так и уголовная ответственность.
Кто платит соцвзносы?
Перечисления во внебюджетные госструктуры (ФСС, ПФР и ФФОМС) платят налогоплательщики, которые делятся на следующие виды:
- Юрлица, а также ИП, которые осуществляют выплаты и другие виды вознаграждения физлиц. В результате все лица, которые включены в эту категорию, условно можно обозначить как «работодатели», поскольку большая часть начислений, поступающих от них, является жалованием работающих физлиц;
- Адвокаты, ИП, нотариусы и люди, занимающиеся частной практикой, которые не подпадают под категорию «работодатели».
Обе категории граждан в обязательном порядке должны с полученного дохода отчислять социальные и налоговые изъятия в ФСС, ФНС, ПФР и ФФОМС.
Необходимо знать, что за уклонение от их уплаты возникает соответствующая ответственность.
Объединение страховых взносов
В 2017 году в РФ был введен единый соцвзнос. Единый вариант взноса объединяет в себе три действующих в стране типа страхования.
Уплачивать единый взнос необходимо с 1 января 2017 года. При этом стоит отметить, что вся информация, относительно уплаты всех видов изъятий, которые объединяет в себе новый единый взнос, с 1 марта 2017 года были переданы в ФНС.
Таким образом, все перечисленные суммы будут отслеживаться налоговой.
В связи с введением нового формата начислений была выполнена все необходимая бухгалтерская сверка и проводка.
После проведенных манипуляций социально-страховой и пенсионный фонды больше не будут осуществлять прием платежей, поступающих от юрлиц.
Однако фонды продолжат и дальше выполнять свои прямые обязанности, заключающиеся в учете и ведении документационной отчетности. Также фонды будут заниматься назначением и осуществлением выдачи пособий и пенсий.
Особенности внесения нового взноса
В связи с внедрением единого соцвзноса был разработан новый КБК. На его счет бухгалтер любого предприятия должен осуществлять перевод необходимых сумм денег. Стоит отметить, что раньше для зачисления взносов требовался перевод денежных средств на три отдельных счета КБК. В результате нововведение позволило значительно упростить процедуру перечислений необходимых изъятий.
Неуплата преследуется по закону
Наличие различных видов налоговых и социальных изъятий привели к тому, что ведение соответствующей отчетности несет в себе определенные сложности. Несколько упростило ситуацию введение нового формата соцвзноса – ЕССС. Правильность перечислений, которые являются обязательными по закону (ФЗ и т.д.), проверяют налоговые структуры.
При обнаружении недостачи и прочих нарушений или несоответствий возникает административная или уголовная ответственность. Поэтому важно следить за тем, чтобы налоговая и страховая отчетность были выполнены безукоризненно. В противном случае могут возникнуть некоторые сложности при взаимодействии с налоговиками.
Заключение
Уплата соцвзносов обязательного, дополнительного и добровольного назначения является важной составляющей социального и пенсионного обеспечения страны.
Их уплата прописана в различных целевых ФЗ. Такие взносы полагается уплачивать с определенных видов доходов, которые получают как физ-, так и юрлица. Все нюансы относительно уплаты налоговых и социальных изъятий прописаны в НК РФ.
Источник: https://letip.ru/nalogi-i-platezhi/vznosy-i-platezhi-ip/strakhovye-pri-usn/
Предельная база страховых взносов в 2019 г
Плательщики страховых взносов
|
Тарифы страховых взносов на обязательное страхование | |||
пенсионное (ОПС) | социальное (ОСС) | медицинское (ОМС) | Налоговая нагрузка | |
Тарифы для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ (кроме лиц, применяющих пониженные тарифы страховых взносов) | 22 %* | 2,9 (1,8**) | 5,1 | 30 % |
* Указанный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22 процента. Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10 процентов (п. 2 пп. 1 статьи 425 НК РФ ) ** В скобках указаны тарифы на обязательное социальное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации. | ||||
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемую деятельность с доходом не менее 70% в общем объеме (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 6 ст. 427 НК РФ) | 20 % | 0 % | 0 % | 20 % |
Аптеки и ИП на ЕНВД по выплатам работникам, занятым в фармацевтике (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) | 20 % | 0 % | 0 % | 20 % |
Предприниматели на патентной системе налогообложения (ПСН) по выплатам работникам, занятым в деятельности на патенте, за исключением отдельных видов деятельности, по которым льгота не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ) | 20 % | 0 % | 0 % | 20 % |
Некоммерческие организации (НКО) на УСН. Кроме государственных и муниципальных учреждений, сфера деятельность которых связана с соцобслуживанием граждан в области здравоохранения, образования, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ) | 20 % | 0 % | 0 % | 20 % |
Благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ) | 20 % | 0 % | 0 % | 20 % |
IT-организации (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ). | 8 % | 2 % | 4 % | 14 % |
Хозяйствующие партнерства и общества, в сфере внедрения результатов интеллектуальной деятельности (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ) | 8 % | 2 % | 4 % | 14 % |
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления ОЭЗ по внедрению технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ) | 8 % | 2 % | 4 % | 14 % |
Плательщики взносов, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (с исключением) (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ) | 0 % | 0 % | 0 % | 0 % |
организации — участники «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ) | 14 % | 0 % | 0 % | 14 % |
Страхователи — участники СЭЗ на территории Крыма и Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) | 6 % | 1,5 % | 0,1 % | 7,6 % |
Страхователи — резиденты территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) | 6 % | 1,5 % | 0,1 % | 7,6 % |
Страхователи — резиденты свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ) | 6 % | 1,5 % | 0,1 % | 7,6 % |
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами указаны в cтатье 422 НК РФ
Особенности и условия применения пониженных тарифов страховых взносов различными категориями плательщиков определены статьёй 427 НК РФ.
- В течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Страховые взносы за расчётный месяц = База для исчисления взносов с начала расчётного периода до окончания календарного месяца × Тариф страховых взносов – Суммы взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий месяц включительно - Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование (ОСС) уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду ОСС в соответствии с законодательством России.
- Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
- Плательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
- Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, исчисляется в рублях и копейках.
- Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
п.1 и п.2 ст. 423 НК РФ
До определенного момента работает правило: чем выше зарплата работников, тем больше сумма взносов, а, следовательно, и налоговая нагрузка на работодателя.
В целях снижения расходов хозяйствующих субъектов на обязательное страхование, при условии превышения установленного лимита, НК РФ предусматривает снижение тарифов (регресс). Это стимулирует работодателей не скрывать реальный уровень зарплаты своих работников.
Установленная предельная величина базы для исчисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации:
- на социальное страхование (ОСС), на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством база индексируется исходя из роста средней заработной платы в Российской Федерации.
- на пенсионное страхование (ОПС) величина базы устанавливается с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента. Подробнее…
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.18 N 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019г.»
В соответствии с пунктом 6 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Установить, что для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, предельная величина базы для исчисления страховых взносов:
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежит индексации с 1 января 2019 г. в 1,061 раза с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.;
- на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2019 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации на 2019 год в размере 2,1, составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 150 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 г.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
Д.Медведев
До 1 150 000 руб. включительно | 22,0 |
Свыше 1 150 000 руб. | 10,0 |
До 865 000 руб. включительно | 2,9 |
Свыше 865 000 руб. | 0 |
Не установлена | 5,1 |
Не установлена | 0,2% — тариф. Присваевается ФСС по оценке класса профриска. |
До 1 021 000 руб. | 22,0 |
Свыше 1 021 000 руб. | 10,0 |
До 815 000 руб. | 2,9 |
Свыше 815 000 руб. | 0 |
Не установлена | 5,1 |
Расчет взносов при превышении предельной базы в 2019 году
(статья 425 НК РФ гл. 34 НК РФ)
При превышении совокупного уровня заработной платы работника (предельной величины базы), установленного на текущий год (нарастающим итогом с начала года) действующие ставки страховых взносов 22 % — в ПФР и 2,9% — в ФСС уменьшаются и составляют 10% и 0% соответственно (применительно к суммам свыше вышеуказаннлого уровня).
Для отдельных категорий плательщиков, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на определенных видах работ, применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Подробнее см. ст. 428 НК РФ
* Для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 428 НК РФ, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:
Опасный | 4 | 8,0 процента |
Вредный | 3.4 | 7,0 процента |
3.3 | 6,0 процента | |
3.2 | 4,0 процента | |
3.1 | 2,0 процента | |
Допустимый | 2 | 0,0 процента |
Оптимальный | 1 | 0,0 процента. |
С 1 января 2019 года действует новый порядок уплаты фиксированных платежей ИП (за себя). При этом, формат оплаты предпринимателем страховых взносов зависит от того, является ли Предприниматель работодателем. Если ИП не использует труд наёмных работников, то для него применяется фиксированная величина страховых взносов.
В соответствии с законодательством на 2019 г., ИП уплачивает:
- В ПФР — 26 545 руб. + 1% с доходов ИП свыше 300 000 руб. (совокупный платеж ограничен лимитом 212 360 руб.)
- В ФОМС — 5 840 руб.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, а также порядок расчёта суммы взносов, установлен cтатьёй 430 НК РФ. Тарифы для предпринимателей на 2019 — прежние (26 и 5,1%). Порядок расчета дополнительного взноса (1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб.) .
Суммы взносов ИП и сроки их уплаты в 2019 году
На обязательное пенсионное страхование | ФНС | МРОТ | 26 545 руб. |
Источник: https://www.ib.ru/law/vznos
Отчисления в государственные внебюджетные фонды
Все предприятия и предприниматели обязаны начислять страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Тарифы таких платежей регулирует государство в зависимости от вида деятельности субъекта, его правовой формы, территориального расположения и других условий. Разберемся, как необходимо отчислять взносы в государственные внебюджетные фонды в 2018 году.
Что такое – страховые взносы в государственные внебюджетные фонды?
Общее понятие страховых взносов (СВ) включает в себя три вида отчислений. Это суммы по обязательному пенсионному, медицинскому, социальному страхованию.
Отдельно начисляются взносы по травматизму и профзаболеваниям (о них вы можете узнать в отдельной статье). Обязанность по исчислению и уплате таких платежей лежит на работодателях, включая предпринимателей с наемными сотрудниками.
При ведении деятельности ИП самостоятельно, бизнесмен платит только фиксированные суммы «за себя» (подробнее в этом материале).
Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
С 01.01.17 г. законодательное регулирование страховых взносов осуществляется согласно главе 34 НК. Здесь определены в том числе и тарифы – основные (отдельно для 2017-2020 гг.
), пониженные, дополнительные, а также для отдельных категорий налогоплательщиков (ст. 429 НК РФ).
Поскольку теперь страховые взносы в государственные внебюджетные фонды курируются налоговыми инспекциями, уплата всех сумм, кроме травматизма, производится в ИФНС.
Общие тарифы СВ на 2018 г.:
- Пенсионные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 22 %, сверх лимита – 10 %.
- Медицинские платежи – лимиты не установлены: тариф единый – 5,1 %.
- Социальные платежи – в пределах лимита облагаемой базы – 2,9 %, сверх лимита – не платятся.
Обратите внимание! Размер предельного лимита базы для пенсионных отчислений на 2018 г. равен 1 021 000 руб., для социальных – 815 000 руб. (постановление № 1378 от 15.11.17 г.). Определение величины базы производится по каждому сотруднику отдельно.
Как выполняются отчисления в государственные внебюджетные фонды
Чтобы бухгалтер правильно рассчитал и начислил в учете СВ, необходимо делать вычисления по каждому работнику отдельно.
Такие расчеты выполняются ежемесячно, а для контроля предельных величин лимитов налогооблагаемая база рассчитывается нарастающим способом.
Если у работодателя возникает право по применению уменьшенных (не льготных) процентных ставок, с суммы, превышающей лимит, необходимо отчислить на ОПС/ОСС не 22 %/2,9 %, а 10 %/0 % соответственно.
Выполненные отчисления в государственные внебюджетные фонды относятся на себестоимость производимой продукции. Проводки имеют запись по кредиту сч. 69 (с разбивкой по субсчетам видов страхования) и дебету затратных счетов – 20, 44, 25, 26, 23 и т.д. Группировка сч.
69 на субсчета второго и третьего порядка помогает отследить, по какому виду начислены СВ – социальному (69.1), медицинскому (69.3) или пенсионному (69.2) страхованию. Нормативный срок уплаты сумм установлен, как 15-ое число последующего за расчетным месяца (п. 3 стат.
431 НК РФ).
Источник: https://spmag.ru/articles/otchisleniya-v-gosudarstvennye-vnebyudzhetnye-fondy
20. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды
Виды
обязательных страховых взносов
Существует
четыре вида страховых взносов.
Первый
вид — пенсионные взносы (взносы
в ПФР). Они делятся на две части:
взносы на страховую часть пенсии
и взносы на накопительную часть
пенсии.
Второй
вид — медицинские взносы (взносы
в ФФОМС).
Третий
вид — взносы в ФСС на обязательное
соцстрахование на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством. За счет этих взносов
Фонд соцстраха выплачивает пособия
по больничным листам и декретные
пособия.
Четвертый
вид — взносы в ФСС по страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профзаболеваний. Неофициальное их
название — взносы «на травматизм».
-
В
данную группу отчислений включены
взносы в следующие внебюджетные фонды: -
—
Государственный фонд социального
страхования; -
—
Пенсионный фонд РФ; -
—
Государственный фонд занятости; -
—
Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования. -
Внебюджетные
фонды имеют одинаковый механизм
образования доходов за счет обязательных
страховых платежей, уплачиваемых
предприятиями и организациями всех
форм собственности, индивидуальными
предпринимателями, а также непосредственно
работающими гражданами. -
Плательщиками
взносов во внебюджетные социальные
фонды являются: -
—
юридические лица по российскому
законодательству; -
—
филиалы юридических лиц, имеющие
самостоятельный баланс и расчетный
(текущий счет); -
—
граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица; -
—
граждане, использующие труд наемных
работников; -
—
работающие граждане ( в части взносов
в Пенсионный фонд РФ). -
Все
вновь созданные юридические лица обязаны
в 30-дневный срок со дня их государственной
регистрации встать на учет в территориальном
органе каждого фонда. -
Объектом
обложения для
взносов во все внебюджетные фонды
является сумма начисленной оплаты труда
работников предприятия по всем основаниям.
Удержания
юридическими лицами взносов в Пенсионный
фонд РФ с работающих граждан производятся
с заработка, определяемого аналогично
оплате труда, на которую начисляют
взносы юридические лица. Подачи заявления
от работников об удержании с него взноса
в Пенсионный фонд РФ не требуется.
За
счет части взносов, подлежащей уплате
в Фонд социального страхования РФ,
налогоплательщики вправе осуществить
расходы на цели государственного
социального страхования, предусмотренные
законодательством РФ.
При
этом сумма налога, подлежащая уплате в
Фонд социального страхования РФ,
уменьшается на сумму соответствующих
расходов.
Уплата
взносов во внебюджетные фонды производится
путем безналичных расчетов с расчетного
(текущего) счета плательщика ежемесячно
в сроки, установленные для выплаты
заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления
в ПФ РФ производятся в сроки, установленные
для выплаты заработной платы, но не
позднее 15-го числа месяца, следующего
за месяцем, за который начислены взносы.
Платежные
поручения на перечисление взносов
представляются в банк одновременно с
истребованием средств на оплату труда
за истекший месяц.
Предприниматели,
а также физические лица творческих
профессий уплачивают взносы в порядке
и сроки, установленные для уплаты этой
категорией налогоплательщиков
федерального подоходного налога с
физических лиц.
Государственные
социальные внебюджетные фонды РФ
(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд
занятости населения РФ, фонды обязательного
медицинского страхования) формируются
за счет различных источников, в том
числе добровольных взносов и ассигнований
из бюджета. Однако основным и постоянным
источником финансовых ресурсов этих
внебюджетных фондов являются обязательные
платежи, именуемые в действующем
законодательстве «страховые платежи»
либо «страховые взносы».
Денежные
средства государственных социальных
внебюджетных фондов являются
федеральной собственностью, однако при
этом не включаются в бюджет и имеют
строго целевое назначение, обусловленное
задачами фондов и содержанием разработанных
и реализуемых с их помощью общегосударственных
социальных программ.
Концепция этих
программ базируется на положениях
Конституции РФ, устанавливающих каждому
гражданину гарантии прав на социальное
обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
рождения и воспитания детей, на охрану
здоровья и медицинскую помощь, на защиту
от безработицы (ст.
37,39,41).
Таким
образом, именно общегосударственная
значимость названных социальных
внебюджетных фондов позволяет
законодателю отнести страховые
взносы в них к числу особых обязательных
платежей и запретить изъятие денежных
средств государственных социальных
внебюджетных фондов * , в том числе и в
целях погашения бюджетного дефицита.
Одним
из характерных признаков создания
названных фондов, согласно действующему
законодательству, является особый метод
финансирования на основе обязательности
уплаты страховых взносов работодателями
(страхователями), а в определенных
случаях — гражданами (застрахованными)
либо органами управления* (за отдельные
категории застрахованных граждан).
Ведь
все действующие в России государственные
социальные внебюджетные фонды
формируются страховым методом,
предусматривающим обязанность всех
страхователей — работодателей
(организаций), работающих и самозанятых
граждан (нотариусов, занимающихся
частной практикой, частных детективов,
адвокатов), а в определенных случаях и
органов управления вносить обязательные
страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой
метод образования финансовых ресурсов
государственных социальных внебюджетных
фондов, в свою очередь, и предопределил
название платежей в эти фонды как
«страховые взносы».
В материальном
аспекте страховой
взнос представляет собой сумму,
периодически вносимую страхователями
(организациями и физическими лицами) в
государственный социальный внебюджетный
фонд для материального обеспечения
граждан в связи с достижением определенного
возраста, при наступлении болезни,
инвалидности, в случае безработицы, на
охрану здоровья и получение бесплатной
медицинской помощи.
Уплата
страховых взносов производится по
страховым тарифам — ставкам платежей
по социальному страхованию с единицы
страховой суммы за определенный период.
Размер страховых тарифов в
государственные социальные внебюджетные
фонды по представлению Правительства
РФ утверждается Федеральным Собранием
РФ в ежегодно принимаемом Федеральном
законе «О тарифах страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской
Федерации, Государственный фонд
занятости населения Российской Федерации
и в фонды обязательного медицинского
страхования».
Страховые
взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Государственный
фонд занятости населения РФ и фонды
обязательного медицинского страхования
в первоначальном варианте Налогового
кодекса РФ должны были быть объединены
в социальный налог, включенный в перечень
федеральных налогов.
Однако в окончательном
варианте первой части Налогового
кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г.,
вместо «социального налога» в перечень
федеральных налогов и сборов (ст. 13)
включены «взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды»,
предусматривающие сохранение действующих
в настоящее время обязательных
платежей в каждый из этих внебюджетных
фондов.
Однако необходимо учитывать,
что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет
введена в действие со дня введения в
действие части второй Налогового
кодекса.
Поэтому к идее объединения
отчислений в государственные социальные
внебюджетные фонды в едином обязательном
платеже законодатель возможно вернется
позднее, после ее всесторонней
дополнительной проработки, тем более
что данные предложения поддерживают
как ученые, так и представители
финансово-кредитных органов.*
С
учетом анализа норм действующего
финансового законодательства,
страховые платежи (взносы) в государственные
социальные внебюджетные фонды
в правовом
аспекте можно
определить как вид обязательных платежей,
взимаемых с организаций и физических
лиц по ставкам (тарифам), в порядке и
сроки, закрепленные в нормативно-правовых
актах, в целях финансового обеспечения
гарантированных государством прав
граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное
обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь, а также
обеспечения деятельности самих
внебюджетных фондов.
Таким
образом, страховые взносы в государственные
социальные внебюджетные фонды
устанавливаются как ставки (тарифы)
платежей в размерах, покрывающих затраты
на выполнение государственных
социальных программ и обеспечивающих
рентабельную деятельность самих
фондов.
В
законодательстве не раскрыта
социально-правовая природа страховых
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды. Данное положение
констатировано даже Конституционным
Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998
г.
Следовательно,
страховые взносы по своему
социально-правовому содержанию
относятся к целевым платежам, что, с
одной стороны, сближает их со сборами,
а с другой стороны, законодатель
установил публичные цели взимания этих
платежей, что является сущностным
признаком налогов;
в-седьмых,
законодатель при установлении страховых
взносов в государственные социальные
внебюджетные фонды как одного из видов
обязательных платежей закрепляет такие
элементы обложения страховыми
взносами, как
• субъект
страховых взносов(т.е.
определяет плательщика-страховщика);
• объект
(т.е. выплаты, на которые начисляются
страховые взносы);
• ставка
(т.е. тариф — размер страхового платежа
с определенного вида доходов или
выплат);
• льготы
(т.е. выплаты, на которые страховые взносы
не начисляются);
• сроки
и порядок уплаты;
• ответственность
плательщиков и банков за правильность
начисления, своевременность уплаты
и перечисления страховых взносов в
фонды и порядок защиты прав плательщиков
этих взносов;
в-восьмых,
в правоотношениях по уплате страховых
взносоввовнебюджетные
социальные фонды на стадии их исполнения
аналогично, как и при уплате налогов,
участвуют банковские кредитные
организации.
Банки обязаны обеспечить
перечисление страховых платежей в
соответствующие внебюджетные фонды.
За несвоевременное зачисление или
перечисление по вине кредитных
организаций страховых взносов на
счета органов фондов банки несут
финансовую ответственность в виде
начисления пени за каждый день просрочки;
в-девятых,
правовое регулирование обязательных
платежей в государственные социальные
внебюджетные фонды базируется на
основных принципах правового регулирования
налогообложения. При этом часть этих
принципов действуют как правовые
идеи,т.е. без
закрепления в нормах права. Другая же
часть принципов закреплена в налоговом
и бюджетном законодательстве.
-
На
основе анализа финансово-правовой
литературы и действующего финансового
законодательства можно выделить
следующие принципы,
установления, взимания и расходования
страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды: -
принцип всеобщности
и обязательности уплаты
страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды,
гарантированный установлением мер
финансово-правовой ответственности
как к плательщикам-страховщикам (за
неуплату и несвоевременное внесение
страховых взносов), так и к банковским
и иным кредитным организациям (за
несвоевременное зачисление или
перечисление сумм страховых взносов,
а также сумм пени, штрафов и иных
финансовых санкций на счета органов
фонда); -
принцип законности
и публичности, связанный
с установлением страховых взносов
на основе закона. Это, в свою очередь,
обусловлено общегосударственными
целями образования самих социальных
внебюджетных фондов;
принцип единства
и федерального характера платежей, означающий,
что страховые взносы в указанные
внебюджетные фонды взимаются на всей
территории России по единым правилам,
установленным федеральными законодательными
актами, что денежные средства фондов
являются федеральной собственностью.
Отнесение взносов в государственные
внебюджетные социальные фонды в
Налоговом кодексе к числу федеральных
платежей (ст. 13) не означает, что
поступления от их сбора будут зачисляться
исключительно в федеральный бюджет.
Это означает лишь то, что эти обязательные
платежи ко всем плательщикам-страховщикам
независимо от форм собственности
применяются единообразно и подлежат
уплате на всей территории Российской
Федерации;
принцип справедливости
и равенства тарифов страховых
взносов для различных категорий
плательщиков, означающий соразмерность
(нечрезмерность) ограничений прав и
свобод граждан социально
значимым интересам и целям их введения.
Другими словами, введение таких
обязательных платежей не должно лишать
лиц реализовывать конституционные
права на собственность и достойное
существование.
Несоразмерными такие
платежи будут признаны в том случае,
если они фактически «парализуют
реализацию конституционных прав и
свобод» юридических и физических лиц;*
принцип непридания
обратной силы закону, ухудшающему
положение одних категорий плательщиков
страховых взносов в сравнении с иными
категориями;
принцип возвратности
страховых взносов, что
предполагает, в основном, общественную
возмездность.
Однако, с учетом последних
изменений пенсионного законодательства
и перехода к индивидуальному
(персонифицированному) учету в целях
назначения пенсий на основе страхового
стажа застрахованных лиц и размера их
страховых взносов, можно говорить и об
индивидуальной возмездности и
возвратности страховых платежей
(взносов) их плательщикам;
принцип целевого
использования страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные
фонды в соответствии с задачами
формирования конкретных фондов.
Этот
принцип обусловливает запрет на
изъятие средств одного государственного
социального внебюджетного фонда для
передачи в другой аналогичный внебюджетный
фонд, за исключением случаев, прямо
установленных в законодательном
порядке.
Например, в числе средств,
используемых для формирования
Пенсионного фонда РФ, предусмотрены
средства Государственного фонда
занятости населения РФ, идущие на
возмещение досрочно назначенных пенсий
безработным.** Кроме того, в соответствии
с этим принципом устанавливается
запрет на изъятие средств внебюджетных
фондов в бюджет.
Это особенно важно в
условиях хронического бюджетного
дефицита, когда требуются не только
дополнительные финансовые ресурсы
для его покрытия, но и мобильность в
перераспределении бюджетных средств
на осуществление конкретных особо
важных статей расходов. Однако от
подобного перераспределения бюджетных
средств могут страдать другие статьи
расходов бюджета.
Чтобы этого не случилось
с наиболее важными социальными
потребностями членов общества,
государство и создает социальные
внебюджетные фонды. Финансовые
ресурсы этих фондов как раз и служат
гарантией обеспечения наиболее значимых
социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.),
так как на перераспределение и изъятия
денежных средств этих фондов наложен
запрет, а сами страховые взносы в
государственные социальные внебюджетные
фонды относятся к специальным
обязательным (целевым) платежам.
Источник: https://studfile.net/preview/2042244/page:20/
Внебюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды документы, система и управление, органы внебюджетных фондов
К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами.
Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации.
Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.
Внебюджетные фонды документы
После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов.
Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР.
Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.
К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
- Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
- Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.
Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.
Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
- Районные филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
- Территориальные фонды;
- Директор фонда;
- Правление Фонда.
Фонд Социального Страхования (ФСС):
- Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда социального страхования РФ;
- Отраслевые и региональные отделения;
- Председатель Фонда.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):
- Региональные организации Пенсионного фонда;
- Исполнительная дирекция и Правление.
Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы.
Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью.
Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.
Управление внебюджетными фондами
В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба.
Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств.
Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/vnebjudzhetnye-fondy/