КБМ — коэффициент бонус-малус — представляет собой систему тарифных коэффициентов, которая применяется для изменения размера страховой премии, то есть суммы, которую страхователь платит страховой компании за приобретаемую им страховку ОСАГО.
ОСАГО
Применение данного коэффициента призвано поощрить водителей, которые безаварийно управляют транспортным средством, а также финансово наказать тех, кто является виновником дорожно-транспортных происшествий.
То есть, для тех, кто участвует в дорожном движении и при этом не становится участником ДТП, стоимость полиса ОСАГО оказывается ниже. Для тех, кто становится причиной возникновения ДТП, цена страховки повышается.
Разобраться в том, каким может быть данный коэффициент, позволяет таблица КБМ. Она включает следующие столбцы: класс на начало годового страхования, КБМ (коэффициент), а также класс по окончании годового срока страхования с учётом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования.
Таблица КБМ
Итак, первый столбец — это класс страхования (страхователя), который присваивается каждому конкретному водителю. Если Вы являетесь начинающим водителем, то Вы относитесь к третьему классу, для которого коэффициент равен единице.
В дальнейшем такой класс может быть повышен или понижен. Максимальный — 13, минимальный — М. Общее число — 15 классов (М и от 0 до 13). Определение класса осуществляется один раз в год по итогам прошедшего года. Дата определения — 1 апреля (за период с 1 апреля предыдущего года по 31 марта текущего).
Если за прошедший период Вы не становились виновником ДТП, то есть страховщиком не осуществлялось страховое возмещение, Ваш класс повышается на единицу. То есть для начинающего водителя за один год безаварийной езды, класс страхования становится равным 4, а КБМ составит 0,95. Из этого следует, что стоимость полиса ОСАГО станет ниже, а именно сократится на 5%.
Расчёт стоимости
За каждый последующий год безаварийной езды стоимость ОСАГО оказывается уменьшенной ещё на 5% процентов. Наименьшей цена страховки окажется для водителей с 13 классом страхования. Такой водитель может рассчитывать на максимально возможное уменьшение полиса — в 50%.
Самой высокой стоимость полиса окажется для водителя с классом страхования М. Для него цена будет увеличенной на 145%, а КБМ окажется равным 2,45.
То, как повышается класс страхования, вопросов не вызывает. Однако возможно не только повышение, но и понижение. О том, как изменится Ваш класс страхователя, если Вы окажетесь участником ДТП и произойдут страховые возмещения, информирует таблица КБМ. С её помощью можно самостоятельно определить новый класс страхования.
ДТП
Для этого в первом столбце необходимо выбрать текущее значение (для начинающих водителей — 3, для остальных в зависимости от безаварийности езды за прошедшие периоды).
В соседнем столбце указывается значение коэффициента бонус-малуса, которое может находиться в пределах от 05 до 2,45. Далее следует выбрать количество страховых случаев, которые произошли на протяжении срока страхования (одного года).
Здесь следует принимать во внимание только те из них, которые произошли по вине данного водителя.
На пересечении строки с классом страхования и столбца с количеством страховых случаев отображается значение на следующий год.
Например, для водителя с классом 3 за год безаварийной езды оно увеличивается до 4.
Если за срок страхования (год) была осуществлена одна страховая выплата, класс такого водителя становится равным 1, при количестве страховых случаев от 2 и более, водителю присваивается класс М.
Определение КБМ
Следует отметить, что чем выше класс страхователя, тем большее количество страховых случаев должно быть осуществлено для такого водителя, чтобы его класс оказался минимальным.
Так, для водителя с классом 13, который является максимальным, необходимо на протяжении года (периода страхования) стать виновником 4-х дорожно-транспортных происшествий.
Если же такой водитель станет виновником одного ДТП, то его класс уменьшится до 7, двух — до 3, а трёх — до 1.
Таким образом, таблица является достаточно наглядной и позволяет без особых трудностей самостоятельно определить, каким станет коэффициент бонус-малус на следующий период страхования.
Также не составит труда отыскать такую таблицу на просторах Интернета.
При необходимости она может быть сохранена на Ваше устройство (стационарное или мобильное) или распечатана, чтобы обратиться к ней можно было в любое удобное для себя время.
Страховые компании в свою очередь проверяют КБМ конкретного водителя по базе АИС РСА. Далее проверяется наличие и количество страховых ситуаций, которые произошли за год страхования по вине данного водителя. После этого ему присваивается новый класс на следующий период страхования.
Официальный сайт РСА
Для определения коэффициента на официальном сайте РСА — Российского союза автостраховщиков потребуется указать требуемые корректные реквизиты. К числу таковых относится дата заключения договора или дополнительного соглашения, выбрать которую можно в предложенном здесь же календаре. Также потребуется указать тип собственника.
Это может быть юридическое или физическое лицо. В последнем случае также понадобится выбрать пункт, касающийся того, ограничен ли договор количеством водителей, допущенных к управлению транспортным средством. После заполнения всей необходимой информации достаточно нажать на кнопку «Применить» и ознакомиться с результатом.
Определение КБМ
Необходимо отметить, что с 1 июля 2014 года база АИС РСА была определена в качестве единственного источника получения сведений, касающихся предыдущего периода страхования. Именно тогда она стала использоваться для осуществления расчёта правильного КБМ. Эта информационная система содержит данные о договорах ОСАГО, которые были заключены с 1 января 2011 года.
Сегодня каждая страховая компания обязана передавать сведения о заключённом договоре обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в АИС РСА не позднее чем в течение одного рабочего дня от даты заключения соответствующего договора. Вносить, а также изменять данные в такой базе могут только страховые компании, которые имеют право на осуществление деятельности по заключению договоров ОСАГО. При этом Российский союз автостраховщиков вносить какие-либо изменения в АИС не имеет права.
Рассчитать коэффициент бонус-малус помогает не только таблица, но и калькулятор КБМ, отыскать который можно, например, на веб-ресурсе Сравни ру.
Для того чтобы произвести необходимый расчёт, следует указать следующие данные: фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер водительского удостоверения, а также дату запроса (указывается дата следующая после окончания действующего полиса ОСАГО).
Калькулятор КБМ
Если расчёт осуществляется для ситуации «Без ограничений», следует отметить соответствующий пункт, после чего указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, серию и номер паспорта, VIN и дату запроса. Для расчёта стоимости необходимо согласиться с правилами предоставления информации, ознакомиться с которыми можно по представленной здесь же ссылке.
Как только все данные указаны, остаётся нажать на кнопку «Проверить» и ознакомиться с представленной информацией.
Коэффициент бонус-малус оказывает влияние на стоимость ОСАГО. Однако следует отметить, что такой полис может быть как с ограниченным списком водителей, так и без ограничений.
Так, если договор обязательного страхования предусматривает ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ рассчитывается исходя из сведений, которые касаются каждого из водителей.
В этом случае коэффициент присваивается каждому из водителей, которые указаны в договоре. При этом при расчёте страховой премии учитывается КБМ, имеющий наибольшее значение.
Если сведения о страховой истории конкретного лица отсутствуют, для него применяется КБМ, равный единице.
Водитель
При расчёте стоимости ОСАГО, не имеющего ограничений по количеству допущенных к управлению ТС водителей (владельцем транспортного средства является физическое лицо), расчёт страхового тарифа осуществляется с применением коэффициента КБМ, который равен 1.
В том случае когда осуществляется заключение нового договора после досрочного расторжения предыдущего, КБМ окажется равным тому значению, которое было определено на 1 апреля текущего года.
Важно понимать, что изменение значения КБМ, рассчитать которое позволяет соответствующая таблица, в случае дорожно-транспортного происшествия происходит только для виновника ДТП. Если же Вы стали пострадавшей стороной в произошедшей аварии, это никак не повлияет на Ваш коэффициент бонус-малус.
ДТП и ОСАГО
Если происходит перерыв в страховании на один год и более, это никак не влияет на КБМ. Также не влияет на значение коэффициента смена страховой компании, то есть данный показатель не зависит от того, в какой из страховых компаний Вы осуществляете заключение договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Источник: https://rsa.su/tablitsa-kbm/
Новые правила расчета КБМ ОСАГО
Дело в том, что указания Центробанка относительно этого вопроса вступят в силу позже. Коэффициент бонус-малус – это скидка за безаварийную езду в течение срока вождения.
На сегодняшний момент предусмотрено 2 переходных периода – до 1 апреля 2020 года и с 1 апреля 2020 г.
Изменения с 1 апреля 2020 года
- Водителям устанавливается только 1 КБМ, срок действия которого составляет 1 год (до 31 марта следующего года). Раньше у автовладельцев было несколько КБМ. И это создавало путаницу, у водителя были проблемы при расчете стоимости ОСАГО.
Такое происходило, если человек числился одновременно в двух документах – его фамилия фигурировала в полисе ОСАГО и значилась на автомобиле другого владельца.
- Водители должны брать КБМ из единой базы, установленной Российским союзом автостраховщиков (РСА).
- Если у автовладельца значилось несколько КБМ, тогда в базу будет внесено самое минимальное значение.
Расширение тарифного коридора
Центробанк РФ поставил страховщикам рамки, в которых они могут самостоятельно назначать стоимость базового полиса ОСАГО. До вступления в силу новых правил эти рамки составляли от 3432 руб. до 4118 руб. Ни дешевле, ни дороже страховые компании не могли продавать страховые полисы.
С 9 января 2020 года тарифный коридор расширился на 20% в обе стороны. Теперь диапазон составляет от 2746 руб. до 4942 руб. При этом стоимость ОСАГО будет определяться не индивидуально для каждого автовладельца, а будет установлена по каждому отдельно взятому региону.
Например, в так называемых зеленых регионах, где количество аварий наименьшее, полисы подешевеют. А в «красных» регионах (высокоаварийные) полисы ОСАГО подорожают.
В так называемых пограничных регионах со средней статистикой аварийности полисы будут находиться на средней границе. В г. Санкт-Петербург, к примеру, базовая ставка равна 4324 руб., в Ленинградской области – 4530 руб.
Изменение в таблице возраста и стажа водителей
Раньше коэффициент возраст-стаж зависел от двух показателей:
- От возраста меньше или больше 22 лет.
- От стажа меньше или больше 2 лет.
Теперь таблица разделена на 7 категорий возраста и 8 категорий стажа. Так, к примеру для 19 летнего водителя при стаже 1 год коэффициент будет составлять 1,87; для 30–летнего автовладельца с 10-летним стажем – 0,96; для 39-летнего водителя со стажем 1 год коэффициент равен 1,63.
Пример. До вступления в силу новых правил водитель А. возрастом 34 года и опытом вождения 17 лет имел коэффициент 1. А теперь он имеет коэффициент 0,96.
Изменения при расчете КБМ ОСАГО. Расчет КБМ до 1 апреля 2020 года
Реформа КБМ с 2020 года включает в себя следующие положения:
- КБМ теперь определяется 1 раз и будет оставаться неизменной в течение 1 года. К примеру, если водитель оформил договор страхования с коэффициентом 0,96, потом через полгода продал машину и купил новую, то договор страхования по новому объекту останется прежним.
- КБМ теперь оформляется на момент подписания договора, а не с даты начала срока страхования, как было раньше.
- КБМ на мультидрайв теперь всегда будет составлять 1.
- Для юридических лиц КБМ определяется среднеарифметическим из всех КБМ данного юридического лица.
- Коэффициент применяется для всех договоров ОСАГО, в том числе для водителей-иностранцев и тех, кто едет по транзиту.
- Максимальное значение коэффициента бонус-малуса составляет 2,45, а минимальное – 0,5.

Порядок определения КБМ с апреля 2020 г
С апреля месяца 2020 года действуют такие правила при расчете КБМ:
- Расчет производится ежегодно 1 апреля.
- Коэффициент не будет перечисляться весь период (весь год значение будет неизменным). Например, если водитель летом попадет в аварию и будет ее виновником, а новый договор ОСАГО нужно будет заключить осенью, то коэффициент будет рассчитываться по состоянию на 1 апреля. При этом его значение будет изменено только 1 апреля следующего года.
- Для расчета будет браться значение КБМ, которое было рассчитано за предыдущий период, в котором была оформлена страховка.
- Если автовладелец раньше не был вписан в ОСАГО, тогда КБМ будет равен 1.
- КБМ больше не будет обнуляться, если у водителя был большой перерыв в стаже.
Полис с ограниченным числом водителей
Изменения коэффициента на неограниченный список водителей вырос с 1,8 до 1,87. Такие изменения коснутся тех, у кого автомобиль в семье, а также изменения затронут руководство тех организации, машины которых оформлены на юридическое лицо.
При расчете стоимости такого полиса берется максимальное значение КБМ среди всех водителей, допущенных к управлению одного и того же транспортного средства.
Пример. Если у Владимира коэффициент равен 0,8, а у Елены – 0,65, то при расчете стоимости полиса будет взят коэффициент 0,8.
Полис без ограничений
Если страховой договор не предусматривает ограниченное число лиц, которые могут управлять автомобилем, который принадлежит физическому лицу, тогда коэффициент КБМ в этом случае будет равен 1.
Ответы на вопросы по теме
Вопрос. Какую максимальную скидку я получу, если ни разу не был участником ДТП?
На сегодняшний день за каждый год езды без аварии скидка будет увеличиваться на 5%. Максимальный коэффициент – 0,5, то есть 50%. Такую скидку водитель может получить при длительной и безаварийной езде (на 10–й год).
Вопрос. Останется ли у меня скидка за безаварийную езду, если я поменял страховую компанию?
Нет, при смене страховой компании КБМ теперь меняться не будет. Может произойти такая ситуация, когда страховой агент при оформлении договора не сможет найти КБМ. В таком случае нужно помочь ему – найти свой коэффициент на сайте Российского союза автостраховщиков и показать его специалисту.
Вопрос. Какой будет у меня КБМ, если я впервые хочу оформить «автогражданку»?
Если водитель страхует свою автогражданскую ответственность впервые, то КБМ будет равен единице.
Вопрос. Каким будет коэффициент бонус-малуса, если я впишу в полис своего 18-летнего сына?
Поскольку в автоматизированной информационной системе ОСАГО нет данных о водителей до достижения ими 18-летнего возраста, тогда КБМ будет равен единице. В таком случае коэффициент аварийности по вашему полису будет равен единице, поскольку по правилам выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют водители, вписанные в один полис.
С 01.04.2019 г. вступили в силу новые правила расчета КБМ ОСАГО. Теперь значение коэффициента не обнуляется, даже если у водителя был перерыв в вождении (раньше скидка не сохранялась). Теперь коэффициент назначается только 1 раз в год.
Если страховка оформлена на несколько автовладельцев, которые управляют одним автомобилем, то для такой категории лиц коэффициент повысится – с 1,8 до 1,87.
Введена и новая система расчета коэффициента «возраст-стаж» с более детальным разделением ступеней – вместо 4 теперь 58. А базовые тарифные ставки стали более расширенными – на 20% вверх и вниз.
Вас заинтересует:
Источник: http://pravo-auto.com/novye-pravila-rascheta-kbm-osago/
Как определить класс страхования ОСАГО в 2020 году
С 2013 года в системе страхования автогражданской ответственности введено деление водителей на категории, которые влияют на взносы по ОСАГО. Каждому классу соответствует свой коэффициент «Бонус-малус». Его можно назвать скидкой за безаварийное вождение. Разберемся, как узнать класс водителя для ОСАГО и как он отражается на стоимости полиса.
Что такое класс по ОСАГО
Класс – это показатель надежности и уровня вождения автомобилиста для страховых компаний. Чем он выше, тем ниже коэффициент «Бонус-малус». Соответственно, уменьшается стоимость ОСАГО.
Кроме того, цена страховки зависит от:
- стажа и возраста водителя (чем они выше, тем ниже статистический риск попадания в ДТП и меньше стоимость ОСАГО);
- региона страхования;
- типа автомобиля (легковые, грузовые, мотоциклы, автобусы, трамваи и так далее);
- марки, модели авто, мощности двигателя.
Классы страхования водителей
Существует 15 классов страхования. Первый обозначается буквой «М», последующие – числами от 0 до 13. Чем выше класс, тем ниже «Бонус-малус», влияющий на цену ОСАГО.
КБМ может как увеличить, так и уменьшить стоимость. Например, полис для водителей самого низкого класса «М» будет стоить в 2,45 раза больше, чем для автомобилистов 3-го уровня. Последние покупают ОСАГО по базовому тарифу.
Классность водителя изменяется каждый год. Показатель зависит от числа аварий. Если страхователь за указанный период не был виновен ни в одном в ДТП и не обращался за выплатами, то его класс повышается на один пункт.
Если водитель был признан инициатором хотя бы одном происшествии, то его «уровень профессионализма» для страховой уменьшается. Данные приведены в таблице класса аварийности, представленной ниже.
Если автолюбитель виновен в четырех или более ДТП (за один страховой год), то его класс опускается до «М».
Например, гражданин А в начале года имел категорию 7 и приобрел ОСАГО со скидкой 20% (КБМ=0.8). В течение страхового периода он попал в две аварии, был признан в них виновным и получил выплаты от СК. На следующий год ему присвоен класс 2. Вместо скидки 20% он получил увеличение базовой стоимости полиса на 40% (КБМ=1.4).
Способы определения своего класса
Класс необходимо определять каждый год, так как недобросовестные страховые компании могут выставлять заведомо неверные коэффициенты и начислять увеличенные взносы. Порядочные агенты тоже способны допустить ошибку.
Чтобы не переплачивать и не попадаться на уловки мошенников, нужно самостоятельно выяснить свой класс. Так удастся проконтролировать верность суммы в квитанции. Чтобы определить класс страхования ОСАГО и коэффициент «Бонус-малус», нужно обратиться в страховую компанию или воспользоваться онлайн-калькулятором.
С 9 января 2019 года вступило в силу Указание Центрального Банка РФ об изменении базовых тарифов и коэффициентов к ним. Для быстрой проверки КБМ по базе РСА воспользуйтесь нашим сервисом.
Чтобы узнать свой класс и КБМ, нужно ввести персональные данные и сведения о машине:
- ФИО водителя, дату рождения;
- серию, номер документа, удостоверяющего личность;
- дату начала действия договора;
- VIN, номер кузова, шасси, госномер.
Если гражданин только получил права, ему присваивается одна из первых категорий «М» или «0» (в зависимости от его возраста, группы риска).
После расчета коэффициента можно перейти в калькулятор стоимости ОСАГО. Тут снова потребуется информация об автомобиле и водителе:
- тип транспортного средства;
- мощность двигателя;
- период использования;
- регион страхования (вплоть до названия населенного пункта);
- возраст водителя и его стаж, который отсчитывается с момента получения прав.
Определить класс можно и без использования интернета. Для этого нужно найти в страховом полисе категорию на момент получения ОСАГО. Учитывая количество аварий, можно рассчитать нынешний класс по таблице. Учитывать следует только те ДТП, в которых вы являетесь виновником.
Подводим итоги
В страховом полисе класс означает надежность автомобилиста. Он влияет на стоимость ОСАГО. Чтобы повысить категорию и платить меньше, нужно аккуратно водить, соблюдать ПДД, не инициировать аварии. В лучшем случае можно получить скидку 50% на ежегодные взносы, в худшем – увеличение базового тарифа почти в 2,5 раза.
Источник: https://www.driver-helper.ru/osago/t/kak-opredelit-klass-straxovaniya-osago-v-2019-godu
Как проверить бонус-малус для ОСАГО быстро, а исправить надежно в 2020 году
Расчет стоимости ОСАГО осуществляется с использованием нескольких коэффициентов. Одним из них является бонус-малус. Его значение зависит от безаварийности вождения водителя и некоторых иных показателей. Мы расскажем как проверить бонус-малус ОСАГО, от чего он зависит, как способен повысить или понизить стоимость полиса, как восстановить в случае необходимости.
Что такое КБМ
Применение коэффициента позволяет сэкономить на покупке страховки и стимулирует автолюбителей к аккуратному вождению. Чтобы заранее узнать, как показатель отразится на цене полиса, стоит заранее знать многие нюансы.
КБМ или бонус-малус — коэффициент, размер которого зависит от произошедших за прошлый год страховых случаев.
Этот показатель позволяет получить скидку за безаварийную езду при оформлении ОСАГО. Если водитель не становился участником аварий, размер коэффициента станет более привлекательным.
КБМ устанавливается индивидуально для каждого водителя. Если доступ к транспортному средству имеет несколько лиц, то при расчете во внимание будет принята максимальная величина бонуса-малуса, установленная для граждан, вписанных в полис.
Страховые компании стремятся сотрудничать с аккуратными водителями. И именно КБМ призван простимулировать всех автовладельцев соблюдать правила дорожного движения и аккуратно ездить по дорогам страны. Безаварийная езда позволяет получить скидку на стоимость обязательной автогражданки.
За каждый год, который водитель завершил без дорожно-транспортных происшествий, он сможет снизить стоимость полиса на 5%. Максимальный размер скидки составляет 50%. Ее можно получить, если не становиться участником ДТП минимум 10 лет.
Если владелец транспортного средства обращался к страховщику для получения выплаты, размер бонуса-малуса возрастет. Это приведет к увеличению стоимости полиса.
Изменение класса, присвоенного водителю, происходит ежегодно. КБМ учитывается при заключении нового договора, если срок действия предыдущего соглашения был равен одному году.
Значение показателя не меняется при переходе из одной в другую страховую компанию.
Как выяснить бонус-малус
Если автовладельца интересует бонус-малус ОСАГО проверить его очень просто.
Значение коэффициента можно проверить:
- через интернет;
- проведя самостоятельные расчеты.
Онлайн проверка
Выбрав онлайн проверку, необходимо провести поиск по базе РСА (Российского Союза Автостраховщиков) . Действия осуществляются через официальный ресурс организации.
Услуга доступна только гражданам РФ.
Проверяющему КБМ предстоит указать сведения:
- владельца транспортного средства,
- водительского удостоверения;
- указать ограничения на количество допущенных к управлению машиной лиц.
Система автоматически выполнит поиск нужной информации по базе и выведет интересующие сведения. Информация будет максимально точной.
Самостоятельный расчет
Если доступ в Интернет отсутствует или автовладелец ему не доверяет, он может произвести расчет своего коэффициента бонус-малус самостоятельно. Для этого потребуется наличие определенных знаний и таблица значений КБМ.
Лицу, впервые оформившему обязательный полис автогражданки, присваивается 3 класс. В этом случае величина коэффициента бонус-малус будет равна единице.
Это значит, что стоимость полиса не возрастет и не снизится.
При самостоятельном расчете стоит обратить внимание на количество страховых случаев, произошедших за год:
- если водитель не принимал участие в ДТП, его класс повысится до 4. На следующий год он сможет получить скидку при покупке ОСАГО в размере 5%.
- если страхователь обращался к страховщику за возмещением, цена полиса для него повысится.
Как количество аварий влияет на стоимость полиса
Точная стоимость зависит от количества ДТП. Если произошла одна авария, цена страховки увеличится в 1,55 раза.
Если страховых случаев было больше, стоимость увеличится еще больше. Водитель, больше 3 раз обращавшийся к страховщику, должен будет приобрести ОСАГО по цене, которая в 2,45 раз выше базовой.
Снизить сумму, которую предстоит отдать за заключение договора, можно только благодаря безаварийной езде. Так, чтобы вернуться к первоначальному третьему классу, водителю предстоит не попадать в ДТП минимум 4 года.
Очередная авария вновь повысит стоимость полиса.
Как проверить КБМ на сайте РСА
Еще совсем недавно российские страховщики хранили информацию о клиентах в собственных архивах. При переходе из одной страховой организации в другую, требовалось получить специальную справку.
На ее основании устанавливались значения коэффициентов.
Подобная система была неудобной и позволяла проводить мошеннические операции, при помощи которых недобросовестные водители сбрасывали значение бонуса-малуса.
Сегодня информацию обо всех заключенных страховых договорах содержит база Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Каждый водитель имеет право запросить данные. Для этого нужно воспользоваться онлайн-сервисом РСА.
Процесс отправки запроса не вызывает затруднений. Перед использованием сервиса нужно иметь под рукой водительские права и договор ОСАГО. Задокументированные сведения потребуются при заполнении онлайн формы на официальном сайте РСА.
Всем, кто хочет узнать бонус-малус, необходимо провести ряд действий:
- Зайти на страницу онлайн сервиса.
- Открыть форму для отправки запроса.
- Отметить пункт “физическое лицо” в графе “собственник транспортного средства”.
- Указать данные о количестве лиц, допущенных к управлению машиной.
- Внести сведения из водительского удостоверения в соответствующие графы. Если производилась корректировка личной информации, система может выдать ошибку. Если человек столкнулся с подобной ситуацией, рекомендуется ввести старые данные.
- Указать предполагаемую дату, с которой начинает действовать новый договор.
- Ввести код, подтверждающий, что запрос отправляет реальный человек.
- Дождаться ответа сервиса.
Система предоставит сведения о последних страховках и данные о величине бонуса-малуса. Информация будет представлена в таблице.
Дополнительно будет сообщено количество страховых случаев и значение КБМ на следующий год. Если автовладелец сомневается в правильности указанных сведений, он может самостоятельно выполнить пересчет показателя.
Как вернуть КБМ
На практике размер коэффициента, официально закрепленный за водителем, не всегда соответствует действительности.
Ошибки могут быть допущены по следующим причинам:
- данные не были обновлены при заключении нового договора;
- при внесении сведений была допущена опечатка;
- произошло банкротство страховой компании, и данные не были своевременно переданы в РСА.
Если гражданин не согласен с официальной информацией, он должен доказать, что значение показателя не соответствует действительности.
Для возвращения КБМ, водителю предстоит обратиться к страховщику, после сотрудничества с которым возникла ошибка. По запросу клиента учреждение произведет проверку данных. В случае выявления ошибки, данные подвергнутся корректировке. Процесс занимает 2-3 дня.
Если ошибка была допущена не при заключении последнего договора, человек столкнется со сложностями. Ему потребуется обратиться именно к тому страховщику, который отразил ложные данные.
Отправлять запрос в РСА не имеет смысла. Представители организацию утверждают, что не имеют права выполнять корректировку базы. Ее заполнением занимаются страховые организации.
Если страховщик, допустивший оплошность, перестал существовать, исправить ситуацию не получится. Расчет ОСАГО в последующем будет производиться с учетом данных, содержащихся в базе РСА.
Дабы не оказаться в подобной ситуации, каждому водителю необходимо периодически проверять значение коэффициента, отправляя соответствующий запрос и пересчитывать получившийся результат самостоятельно.
Мы постарались максимально подробно рассказать о КБМ и его расчете. Если у вас остались вопросы, задайте их нашему онлайн-юристу. Чтобы записаться на бесплатную консультацию к нему, необходимо воспользоваться специальной формой.
Источник: https://strahovkaved.ru/osago/proverit-bonus-malus
Коэффициент бонус-малус (КБМ) 2020
С 1 апреля 2019 года КБМ рассчитывается один раз в год — 1 апреля и применяется в течение всего периода (с 1 апреля по 31 марта) для заключения любого договора.
Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом, или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и количества страховых возмещений по всем договорам обязательного страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и зарегистрированных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Полис с ограниченным списком водителей
По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, КБМ определяется на основании сведений в отношении каждого водителя.
КБМ присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ.
При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается КБМ = 1.
- Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 0,9, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 1,4, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим коэффициентом водителя №2.
- Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый КБМ 0,8. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.
При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается КБМ = 1.
- Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается КБМ = 1.
Полис без ограничений
Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
Если предыдущий договор был досрочно расторгнут
При заключении нового договора ОСАГО, КБМ будет равным КБМ, который был определен на 1 апреля текущего года.
Если произошло ДТП
Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то КБМ будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП.
Перерыв в страховании 1 год и более
Не влияет на КБМ.
Источник: https://www.RGS.ru/products/private_person/auto/osago/kbm/index.wbp
Кбм (коэффициент бонус-малус) осаго в 2020 году: таблица, от чего зависит, классы
Полис «ОСАГО» – наиболее популярная страховая услуга среди граждан Российской Федерации. Его распространение среди населения связано с нормами действующего законодательства, которое обязывает страховать гражданскую ответственность каждого собственника ТС.
Поскольку оформление полиса – платная услуга, граждане часто ищут способы сэкономить. На цену полиса влияет большое количество факторов, один из них – коэффициент бонус-малус. Чтобы узнать, на какую стоимость полиса рассчитывать, необходимо узнать свой класс КБМ по «ОСАГО» (таблица классов размещена ниже).
Что это такое
КБМ по полису ОСАГО – это коэффициент «Бонус-Малус», который считается скидкой при покупке или продлении сроков договора обязательного страхования автогражданской ответственности.
Этот показатель является не единственным, который, так или иначе, влияет на общую стоимость полиса.
Формируется он всегда по показателям аварийности, а потому может влиять на стоимость страхового продукта, как в сторону понижения, так и в сторону повышения.Каждому КБМ всегда будет соответствовать определенный класс водителя.
Такой коэффициент бонус малус узнать можно из единой базы данных – АИС РСА (Автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков).
Если информации в единой базе по водителю пока нет, тогда допускается применение коэффициента, равного 1. Начало берет применение КБМ с 2003 года.
Для специалистов страховых компаний существуют свои понятия, которыми они оперируют при расчетах, и которые определяют несколько видов КБМ:
- Водительский – это такой коэффициент, который определяется в отношении каждого водителя в отдельности, который имеет право водить автотранспортное средство на момент страхования.
- Собственника – вид коэффициента собственника, которому принадлежит транспортное средство.
- Расчетный – применяется при исчислениях окончательного размера премии по уже заключенному страховому соглашению ОСАГО.
Существует также понятие максимального или минимального КБМ. Другими словами, максимальная скидка или минимальный ее порог.
Также после минимального значения скидки обязательно следует «нулевое» значение КБМ, а затем, удорожание. Это все очень хорошо видно в таблице классов и коэффициентов, которая будет приведена ниже.
Категории клиентов с правом на скидку и порядок оформления подтверждающих КБМ документов:
В определении действительности скидочного коэффициента помимо класса водителя действует ряд нюансов:
- КБМ учитывается только при открытии нового договора (или пролонгации), когда срок действия предыдущего уже истек.
- При ограниченном количестве граждан, имеющих право на управление ТС, водителя с классом соответствующим скидке требуется заносить в ОСАГО с первого дня действия полиса. Безаварийный стаж не учитывается при расчете за неполный год. При этом калькуляция полиса производится по формуле «Расчетного КБМ» когда взимается страховая премия (стоимость полиса), учитывающая «худший» коэффициент водителя. К примеру если к управлению ТС допущены 3 водителя с КБМ 1, 0.85 и 0.5, то оплачивается 100% полиса без скидок согласно коэффициенту 1. При наступлении страхового случая по вине клиента с КБМ 0.85, понижается только класс виновника ДТП, бонус-малус остальных водителей остается без изменений.
- При неограниченном количестве лиц допускаемых к управлению учитывается только КБМ собственника. Причем только когда предыдущий договор был оформлен на то же ТС с идентичным владельцем. При прочих обстоятельствах (смене ТС, ограничении лиц допущенных к управлению, смене собственника), КБМ «сбрасывается» до единицы.
Иногда требуется получить официально заверенный документ об отсутствии или наличии страховых случаев за срок действия предыдущего договора ОСАГО. Справка выдается бесплатно, по результатам обращения к страховщику, где вы оформляли ранее выданный полис.Справка: нормативный срок выдачи документа, установленный законодательством РФ, составляет 5 суток.
Отметим, что при калькуляции КБМ заключаемого договора отдается приоритет данным по базе РСА, а не справке из страховой организации.
Как закреплено в законодательстве
Статья 30 Закона «Об обязательном автостраховании» регулирует действия страховщиков. Все страховые компании при заключении того или иного страхового соглашения, обязаны вносить данные по водителям в АИС РСА, причем по предыдущим опытам страхования клиентов. Даже если страховая история формировалась в других компаниях.
Источник: https://bogunskaia.ru/avtopravo/ot-chego-zavisit-kbm.html
Таблица КБМ 2020 — рассчитываем класс бонус-малус
В 2020 году каждый автомобилист по закону обязательно должен приобрести страховой полис ОСАГО. Документ необходим для постановки автомобиля или мотоцикла на учет в ГИБДД.
Ввиду того, что пакет услуг стоит дорого, аккуратным водителям предоставляется возможность сократить расходы путем применения КБМ (коэффициента бонус-малус).
За вождение без аварий на протяжении 10 лет присваивается максимальный КБМ по ОСАГО, который позволит получить скидку в 50%.
Что такое КБМ?
КБМ ОСАГО — это коэффициент, полностью зависящий от оплат по страховым случаям, которые имели место в предыдущем году. Т. е. КБМ в некотором смысле размер скидки за поездки без аварий. Именно с помощью КБМ водитель и может значительно сэкономить деньги, когда оформляется полис.
Суть принципа здесь в том, что за год вождения без ДТП класс ОСАГО повышается, а коэффициент уменьшается. Как результат, и стоимость страховки делается ниже как поощрение за вождение с соблюдением всех правил.
Важно: КБМ всегда очень индивидуальная величина, и для всех водителей она считается отдельно, а именно изучается страховая история каждого из них.
Примечательно и то, что указанная скидка действует и в варианте, если автовладелец меняет страховщика. Следует помнить, что перерыв в страховых отношениях должен быть меньше 1 года. Хотя в ситуации, когда автолюбитель оказывается в ДТП по личной вине, цена на полис для него увеличивается в целых полтора раза.
Формулы для расчёта КБМ, как в ней расшифровываются все коэффициенты
Если автовладельцу нужно узнать о том, какой у него КБМ на следующий год страховки, прежде всего надлежит принять во внимание следующие нюансы. Максимум коэффициента «бонус-малус» по закону составляет 0,5, а это относится к тринадцатому классу.
Если водитель при поездках обошёлся без аварий, то у него есть возможность приобретения ОСАГО со скидкой в целых 50%. Узнать, были ли ДТП, заметим, совершенно несложно.
Все данные о том, случались ли дорожно-транспортные происшествия по вине абсолютно любого водителя, заносятся в автоматизированную систему, которой занимается РСА (Российский союз по автостраховке).
Эта же база помимо вышеназванного содержит и информацию по всем договорам ОСАГО. Представители РСА также подчёркивают, что не вносят сами каких-либо данных — они заносятся напрямую страховыми фирмами, обязанными это делать.
При случае, если данных о КБМ водителя в указанной базе по каким-то причинам всё-таки нет, надлежит написать претензию страховщикам, с которыми гражданин до этого оформлял ОСАГО.
В наше время фирмы-страховщики применяют следующие термины:
- КБМ шофёра — то есть коэффициенты, высчитываемые отдельно для всякого лица, использующего тот или иной автомобиль.
- КБМ автовладельца — коэффициент, который определяется непосредственно для обладателя транспорта.
- Расчётные КБМ — показатели, необходимые для определения размера премии (они подсчитываются в зависимости от договора ОСАГО).
Класс шофёров и владельцев, заметим, всегда должен просчитываться только единожды за всё время действия годовой страховки. При выплатах по вине застрахованного КБМ делается больше, и увеличивается такой показатель лишь при оформлении нового полиса.
Его стоимость определяется по скидке и не зависит от того, продляется ли полис у нынешней компании или клиент решает обратиться к другим страховщикам.
Итак, для расчёта цены на ОСАГО с принятием во внимание коэффициента бонус-малус используют такую формулу:
Т = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН х КП
Она расшифровывается так:
- ТБ — «тариф базовый», то есть базовый тариф на полис, изначальная цена.
- КТ — «коэффициент территориальный», т. е. величина территориального коэффициента страховки.
- КВС — «коэффициент стажа водителя», тут всё понятно из самого названия, время и опыт водителя за рулём.
- КО — «ограничивающий коэффициент». А именно тут речь об ограничении на количество водителей машины.
- КМ — «коэффициент на мощность», тоже всё понятно.
- КС — «коэффициент на срок», то есть на тот промежуток времени, который эксплуатировалось транспортное средство.
- КН — «коэффициент на нарушения», т. е. на количество произошедших нарушений.
- КП — это значит срок действия договора.
С учётом понимания и вычисления всех показателей выше и определяется итоговая стоимость для всего страхового полиса.
Где проверять
Определить конкретное значение КБМ для водителя можно самостоятельно. Но правильнее проверить КБМ (коэффициент бонус-малус) на официальном сайте Российского союза страховщиков. Сделать это довольно просто. Достаточно лишь заполнить обязательные поля проверочной формы.
Инструкция, как узнать класс бонус-малус:
- Переходим на официальный сайт РСА.
- Указываем дату заключения договора страхования. Здесь вводится или фактическая дата соглашения, или планируемая. Например, если полис приобретаем только в следующем месяце.
- Категорию собственника авто выбираем из предложенных вариантов: компания или простой гражданин. Нужный пункт отмечаем галочкой.
- Выбираем категорию ограничений по количеству лиц, допущенных к вождению на страхуемом авто: неограниченное количество лиц или только конкретный перечень претендентов.
Далее заполняем поля, позволяющие идентифицировать водителя в базе данных. Для этого указываем:
- фамилию, имя и отчество полностью;
- дату рождения в формате ДД.ММ.ГГГГ;
- серию и номер водительского удостоверения — списываем с документа.
Проверяем заполненные поля и нажимаем кнопку поиска. Обратите внимание, что проверка доступна только для граждан РФ. Иностранцы не смогут получить информацию.
Расчет КМБ ОСАГО
Сперва может показаться, что лишь страховой специалист может рассчитывать КБМ, но это совсем не так. Чтобы рассмотреть расчёт КБМ получше, изучим его более конкретно на примерах.
Скажем, в первом году страхования клиенту даётся третий класс, тогда КБМ равняется единице и никак не влияет на цену ОСАГО.
Если по вине такого шофёра в течение года не станет происходить каких-либо дорожно-транспортных происшествий, то в наступающем году он уже заслуженно получит четвёртый класс.
А, значит, КБМ станет меньше на пять процентов и станет равен уже 0,95 вместо единицы. Как и отмечалось выше, при безаварийной езде КБМ будет постепенно принижаться, а вместе с ним, разумеется, и стоимость на ОСАГО.
Когда на второй год езды по ОСАГО владелец автотранспортного средства все-таки по своей вине оказывается в ДТП, то класс у него понизится и станет вторым, а КБМ, в свою очередь, повысится на 0.4. В результате при продлении ОСАГО полиса его стоимость для автовладельца окажется больше на 40%.
Справка: большинство автовладельцев такая система стимулирует ездить без аварий, что, собственно, и является её целью. Что бы ни было, но если есть желание, всегда можно получить наиболее низкую стоимость страховки. То есть даже если когда-то клиент и попадал в аварии, в любом случае он может восстановить свой уровень.
В частности, чтобы снова занять третий класс, автолюбителю надлежит в течение следующего года избегать дорожно-транспортных происшествий и все будет отлично.
Посмотрите видео, как рассчитать скидку
При ограниченном ОСАГО
Когда договор ОСАГО предполагает, что число шофёров транспортного средства будет ограниченным, то применяют такие правила:
- КБМ считается с отдельной информацией относительно каждого из шофёров;
- Скидка даётся именно на шофёра, а не на его машину;
- При высчитывании цены полиса КБМ обязательно берётся по шофёру с самым худшим страховым классом (уточнение — в общей базе у всех шофёров есть свой класс);
- Коэффициент повышения для полиса в наступающем году действует лишь к тому шофёру, по вине которого случилось дорожно-транспортное происшествие.
Для наглядности стоит привести пример расчёта КБМ с ограниченным ОСАГО. Например, по существующему договору ОСАГО автотранспортным средством вправе управлять два шофёра: допустим, это Сидоров, имеющий КБМ в 0.9 (то есть пятый класс) и Фёдоров с КБМ целых 0.75 (относящимся к восьмому классу).
В общих документах будет дана информация о новом КБМ шофёра для Сидорова, составляющим 0.85 (шестой класс), а для Фёдорова — 0.7 (девятый). А что по поводу расчётного КБМ, он подсчитается по шофёру, имеющему худший класс — в нашем варианте это окажется Сидоров, а расчётный КБМ, соответственно, 0.
85. Когда предыдущий полис не предполагал ограниченное число водителей и у по нему не оказалось выплат, то в новом договоре страховщики должны определить шофёру понижающий коэффициент (но также он должен в закончившейся без ограничений страховке являться обладателем машины, с которой страховался).
Можно привести и другой вариант. По предыдущему ОСАГО без ограничений машину водили Иванов (обладатель автотранспортного средства) и Петров. Выплат по страховому полису не проводилось. КБМ владельца равнялся 0.
95, что соответствует четвёртому классу. В следующем году берётся ОСАГО с ограничениями, по нему машиной сможет пользоваться лишь один шофёр — Иванов. К нему также применится КБМ шофёра, составляющий 0.9 (пятый класс).
Расчётный КБМ также окажется 0.9.
Представление недостоверных данных
У некоторых страховых фирм не присутствует техническая возможность получать сведения о коэффициентах из АИС РСА. В этом случае страх. агенты должны задействовать данные, которые были указаны физическими лицами в заявлениях, заполняемых при оформлении договоров ОСАГО. При проверке данных страх. агенты могут выявлять несоответствия, после чего они будут действовать таким образом:
- Страхователю направляется уведомление, в котором отмечаются все выявленные несоответствия, а также указывается требование об осуществлении доплаты.
- В АИС РСА страховая фирма подает данные о том, что физическое лицо предоставило заведомо ложную информацию.
Внимание! К нарушителю со следующего года будет применяться повышающий «Малус». Из-за этого стоимость полиса может быть увеличена приблизительно в два раза.
С неограниченным осаго
Когда к управлению автотранспортным средством допускается уже неограниченное число водителей, то класс получает только обладатель этого транспорта.
Источник: https://AutoManya.ru/strahovka/chto-takoe-kbm-v-strahovke.html