Необходимо понимать, что все нормы системы налогового права разделяются на две основные группы:
- Во-первых, это материальные нормы налогового права.
- Во-вторых, это процессуальные нормы налогового права.
Кроме того, разделение может быть произведено на следующие юридические категории:
- Нормы налогового права, которые разделяются в зависимости от своих функциональных особенностей, которые выполняются налоговым правом: обязывающие, регулятивные, запрещающие, управомочивающие и охранительные.
- Нормы налогового права, которые разделяются в зависимости от операций, которые выполняются в процессе основного правового регулирования. Их еще называют специализированными нормами: оперативные, обещезакрепительные или общие, нормы – принципы, нормы – дефиниции и коллизионные нормы.
- Нормы налогового права, которые разделяются в зависимости от объема вверенных действий: специальные и общие.
- Нормы налогового права, которые разделяются в зависимости от территории, на которой они могут распространяться, действовать и существовать: на всей территории Российской Федерации, на территории определенного муниципального образования, а также на территории конкретных субъектов Российской Федерации.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Система налогового правоотношения
Система налоговых правоотношений представляют собой определенные отношения, которые охраняются государством и могут возникать в сфере российского налогообложения. Довольно значимую часть в системе налогового права определяют обязанности и права, которые предусмотрены нормами в системе современного налогового права.
Замечание 1
Стоит отметить, что отдельную нишу занимают налоговые правоотношения, которые наделены определенными общественными отношениями. Во-первых, это общественные отношения, которые подкреплены юридическими нормами и существуют на территории определенного государства.
Все отношения, которые могут возникнуть между юридическими, физическими лицами и государственными системами определяют установленную общественную значимость. Во-вторых, это отношения, которые возникают на основании денег.
В-третьих, это социально – значимые отношения, которые могут регулировать все существующие нормы налогового права.
Так или иначе, но все разновидности норм налогового права позволяют регулировать и контролировать существующие юридические правила. Таким образом, образуется специализированная юридическая связь, которая устанавливает и может изменять при необходимости субъективные права и обязанности юридического уровня.
Субъекты налоговых правонарушений
Отдельную позицию в нормах налогового права занимают субъекты системы налоговых правоотношений, то есть их участники или стороны.
Важно понимать, что субъекты налоговых правоотношений могут образовывать специальные юридические обязанности и субъективные права.
Материальная сторона вопроса в процессе реализации обязанностей и установленных прав. В свою очередь существует и объекты системы налоговых правоотношений, которые могут выступать ради чего или поводу чего то.
В процессе системы налогообложения вся структура налоговых правовых отношений с одной стороны будет регулироваться юридическими правами свободами, а с другой стороны определяться содержанием установленных обязанностей.
Замечание 2
В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации отношения всех участников могут регулироваться законодательством о сборах и налогах. Например, это физические и юридические лица, которые являются плательщиками налоговых сборов.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/nalogovoe_pravo_rossiyskoy_federacii/vidy_norm_nalogovogo_prava/
Налоговые правоотношения: понятие и разновидности
Определение 1
Налоговые правоотношения — это отношения общественного характера, которые контролируются нормами налогового права и возникают в связи с потребностью установления, введения и взимания налогов, а также из-за потребности в контроле за ними и привлечении к ответственности за нарушения соответствующего законодательства. Участники подобных отношений обладают субъективными правами и обязанностями юридического характера, которые связаны с налогообложением.
Для налоговых правоотношений характерен двусторонний волевой принцип:
- норма налогового права проявляется в процессе реализации воли государства;
- правоотношение осуществляется посредством определенного участника налогового правоотношения (за счет его поведения).
Налоговые правоотношения отличаются следующими особенностями:
- они возникают в результате деятельности государства, направленной на установление и взимание налогов (включая прочие платежи обязательного характера);
- они обладают целевой системностью — то есть их система подчиняется конкретной цели по установлению/взиманию налогов;
- они имеют формальное определение, то есть они регулируют строго определенные связи, которые возникают между конкретными субъектами;
- они находятся на обеспечении государственного принуждения, что означает возникновение ответной реакции государственного охранительного механизма на нарушение налогового законодательства.
Такое правоотношение отличается сложной структурой, которая состоит из:
- объектов и субъектов правоотношений;
- прав/обязанностей таких субъектов;
- оснований, согласно которым возникают такие правоотношения.
Налоговые правоотношения: виды участников
Определение 2
Объект налоговых правоотношений — это то, что формирует определенную связь правового характера между субъектами.
К объектам налогообложения можно отнести имущество, доходы, стоимость товаров/услуг/работ (которые были реализованы), прибыль и иные экономические основания, которые имеют стоимостную характеристику (либо количественную/физическую) — то есть все то, что связывает законы о налогах и сборах с налогоплательщиком посредством обязанностей, связанных с налоговой уплатой. В любой налог включен самостоятельный объект налогообложения, который характеризуется согласно статье 38 и части 2 Налогового Кодекса РФ.
Определение 3
Субъект налогового правоотношения — лица, чье поведение регулируют нормы налогового права и которым доступно участие в налоговых отношениях, включая возможность быть носителями субъективных прав/обязанностей.
Участники налоговых правоотношений регулируются налоговым правом, которое предоставляет им права, одновременно наделяя обязанностями.
Участники таких правоотношений делятся на:
- субъекты налогового права — это лица, у которых имеется правосубъектность и которые могут быть участниками налоговых правоотношений (потенциально);
- субъекты налоговых правоотношений — это лица, действительно участвующие в налоговых правоотношениях.
Виды налоговых правоотношений экономических субъектов
Экономические субъекты в налоговых отношениях выполняют разнообразные функции и выступают в качестве налогоплательщиков, а также налоговых агентов, представителей и посредников. Согласно законодательству такие субъекты налогового права можно разделить на:
- государственные органы, которые устанавливают и регулируют механизм налогообложения (к ним относятся органы ФНС РФ, госфондов внебюджетного типа, финансовые органы и прочие, схожие с ними);
- налогоплательщиков — физлиц, организации и иные типы плательщиков, которые обязуются законом уплачивать налоги;
- лиц, которые содействуют уплате налогов — они относятся к обязанным лицам, от которых зависит исполнение обязанностей и реализация прав уполномоченных органов в надлежащем виде, помимо этого к ним относят лиц, которые располагают информацией о плательщике, которая необходима для налогового исчисления;
- налоговых представителей — тех лиц, которые представляют налогоплательщиков в налоговых правоотношениях.
Понятие правосубъектности
Субъектам налогового права присуща правосубъектность.
Определение 4
Правосубъектность — способность выступать участниками правоотношений, которые связаны с установлением (формированием), изменением и отменой налоговой уплаты, что предусмотрено нормами налогового права. Помимо этого, это возможность иметь субъективные права и обязанности.
Определение 5
Субъективное налоговое право — это вид и мера поведения, которое имеют возможность проявлять субъекты налогового права. Такому праву противопоставляется субъективная обязанность — то есть, требуемые на законном уровне вид и мера должного поведения.
Чтобы субъекты налогового права могли участвовать в налоговых правоотношениях их наделяют налоговыми правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности являются правосубъектностью.
Определение 6
Налоговой правоспособностью является возможностью иметь права и обязанности в отношении налоговых объектов, что предусмотрено нормами налогового права.
Определение 7
Налоговая дееспособность представляет собой способность, предусмотренную нормами налогового права, которая дает возможность лицу посредством своих действий приобретать и реализовывать права, которые ему принадлежат и исполнять свои обязанности.
Определение 8
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права, а также обязанности их участников.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/nalogovoe-pravo/nalogovye-pravootnoshenija/
Налогово-правовые нормы и их особенности
Глава 3. Налогово-правовые нормы и налоговые правоотношения
Создавая налогово-правовую норму, государство стремится не только оценить уже существующие отношения, действия участников отношений, но и сформировать предпосылки развития налоговых отношений. Само существование налогово-правовой нормы должно не только воздействовать на поведение субъектов, но и определять его цели, мотивы.
Налоговое право представляет собой сложную и многообразную систему налогово-правовых норм, которые являются первичным, исходным элементом данного правового образования.
Налогово-правовая норма — это установленное и охраняемое государством правило поведения участников налоговых отношений, заключающееся в наделœении их определœенными правами и обязанностями, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых влечет за собой применение мер государственного принуждения.
Каждая налогово-правовая норма обладает общими, характерными для любой правовой нормы, чертами, но, в то же время, имеет и характерные особенности. Нормы налогового права, являясь разновидностью правовых норм, обладают следующими общимипризнаками:
— установление нормы налогового права, в т.ч. и налогового права, осуществляется государством (официальное выражение воли государства).
Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная налогово-правовая норма, она всœегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения субъектов налоговых отношений;
— в силу установление налогово-правовой нормы государством, ее исполнение обеспечивается принудительной силой последнего. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на правонарушителя;
— норма налогового права предоставляет участникам налоговых отношений юридические права и возлагает на них субъективные обязанности, ᴛ.ᴇ. носит предоставительно-обязывающий характер.
Регулируя общественные отношения, норма налогового права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определœенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с ними юридические обязанности.
Для одной стороны норма налогового права предусматривает охраняемое и гарантиируемое государством возможность поведения (право), а для другой стороны – обеспечение угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность);
— норма налогового права, как и любая правовая норма — ϶ᴛᴏ правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определœенную категорию общественных отношений.
В ней даются общие, типичные варианты поведения субъектов налогового права, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.
Общий характер налогово-правовой нормы означает, во-первых, что она рассчитана на свое существование всякий раз, когда наличествуют обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно.
Во-вторых, общий характер нормы налогового права характеризуется персональной неконкретностью адресатов – она распространяет свое действие не на индивидуально определœенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками;
— налогово-правовая норма всœегда закреплена в каком-либо нормативном акте, принятом компетентным государственным органом (признак формальной определœенности).
Этим признаком обусловлен тот факт, что нормы налогового права формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению Внутренняя определœенность нормы налогового права проявляется в содержании, объёме права и обязанностей, четких указаниях на последствии ее нарушения.
Внешняя определœенность состоит по сути в том, что любая налогово-правовая норма закреплена в статье, главе, разделœе официального документа – нормативном правовом акте.
Вместе с тем налогово-правовые нормы обладают специфическими признаками:
— императивный (повелительный) характер налогово-правовой нормы, так как она содержит, как правило, требование, адресованное в категорической форме и не допускающее его произвольного изменения, к налогоплательщикам на совершение определœенных активных действий.
Императивный характер налогово-правовой нормы предопределœен методом правового регулирования налоговых отношений, который предполагает решение любого вопроса в сфере налогообложения путем издания властного предписания государством в лице специально уполномоченного органа;
— общественная предопределœенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм налогового права на реализацию общественных, а не частных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают государство необходимыми финансовыми средствами для реализации различных социальных интересов. Основой государственного интереса является то, что без реализации предписаний налогово-правовой нормы будет исключена с финансовой точки зрения возможность обеспечения реализации государственных задач и функций. В то же время в государствах с высокоразвитой экономической и правовой системой действие налогово-правовых норм, которые исходят от общего субъекта͵ направлено на создание необходимых экономико-правовых условий для частных субъектов, высокоэффективная деятельность которых и создает необходимые финансовые ресурсы для удовлетворения потребностей общества;
— налогово-правовая норма имеет материальное обоснование. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в сфере налогообложения, ограничены объективными экономическими возможностями.
Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых определяется уровнем развития экономики, который, в свою очередь, во многом предопределœен налоговой политикой, проводимой в стране;
— норма налогового права не имеет своего прототипа в общественной жизни;.
— нестабильность норм налогового права, выраженная в постоянном изменении налогового законодательства посредством внесения в него изменений и дополнений, которые являются производными от динамичных процессов развития национальной экономики.
Нестабильность налоговых норм должна быть объяснена тем, что общественные отношения в области налогообложения подвержены не только воздействию правовых норм, но и воздействию целого ряда экономических и политических факторов.
Так как экономические и политические аспекты налогообложения объективны, существуют и действуют всœегда, нормы налогового права должны постоянно изменяться соответствующим образом для того, чтобы закрепить положительное воздействие на налоговые отношения экономических или политических факторов, или, напротив — компенсировать негативное внешнее воздействие и обеспечить нормальное течение отношений.
Налоговое законодательство изначально содержит элементы непостоянства в силу перманентной изменчивости экономических отношений в переходный период развития общества.
В данном случае речь идет о динамичности налогового законодательства, позволяющего достичь законодателœем поставленных целœей, придании ему способности изменяться самому в ответ на изменения общественной жизни.
С другой стороны изменения налогового законодательства с формально-догматической (технико-юридической) точки зрения, когда в него постоянно вносятся изменения и дополнения, не отвечающие реалиям экономического развития, приводит зачастую не только к непониманию налогоплательщиками возложенных на него налоговых обязанностей, но и к созданию условий, которые неблагоприятно сказываются на его хозяйственной деятельности.
Налогово-правовые нормы и их особенности — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Налогово-правовые нормы и их особенности» 2017, 2018.
Источник: http://referatwork.ru/category/gosudarstvo/view/558329_nalogovo_pravovye_normy_i_ih_osobennosti
Система налогового права. Нормы налогового права, виды норм. Источники налогового права
- Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:
- • основ налогового права (общей теории налогового права);
- международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;
- • национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;
- • регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.
- Нормы налогового права, являясь разновидностью юридических норм, обладают следующими общими признаками:
- • нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;
- • нормы возлагают на участников отношений юридические обязанности и предоставляют им субъективные права;
• нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
- • налоговая норма всегда выражена либо в нормативном правовом акте, принятом компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.
- Особенности норм налогового права:
- • являются средством реализации публичных, а не частных интересов;
- • почти не имеют своего прототипа в общественной жизни;
- • отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью;
- • в подавляющем большинстве случаев они являются обязывающими;
- • особый порядок их действия во времени.
- В структуре норм налогового права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция.
Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма налогового права, не содержатся в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях. Например, ст.
83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст.
116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
- Все нормы налогового права делятся на:
- • материальные;
- • процессуальные.
- Кроме того,
- 1) в зависимости от функций, выполняемых налоговым правом:
- • регулятивные:
- • обязывающие;
- • управомочивающие;
- • запрещающие
- • охранительные.
- 2) в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования (специализированные нормы):
- • общие (общезакрепительные);
- • оперативные;
- • коллизионные;
- • нормы-дефиниции;
- • нормы-принципы.
- 3) по объему действия:
- • общие;
- • специальные.
- 4) по территории действия, действующие:
- • на всей территории РФ;
- • на территории соответствующего субъекта РФ;
- • на территории соответствующего муниципального образования.
- Источником налогового права может считаться нормативно-правовой акт, содержащий положения относительно установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Источники налогового права — это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.
- Содержанием источников налогового права являются правовые нормы, регулирующие вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- Источники налогового права призваны выполнять две взаимосвязанные задачи:
- • они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества; в результате осуществления государством и органами местного самоуправления правотворческой функции и образуются источники налогового права;
• они представляют собой форму существования налоговых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях; форма источника налогового права содержит знания о действующем законодательстве, регулирующем налоги и сборы.
- Свойства источников налогового права (как и любого другого):
- • формальная определенность;
- • общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
- • законность, заключающаяся в наличии юридической силы (источник налогового права должен быть издан в пределах компетенции соответствующим государственным или муниципальным органом, соответствовать актам вышестоящих органов, надлежащим образом опубликован (обнародован).
- Характерные черты источников налогового права
- Источники налогового права регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
Источники налогового права принимаются только теми органами государства или местного самоуправления, правотворческая компетенция которых прямо предусмотрена НК РФ. Вопросы, регулирующие налогообложение, не могут выноситься на референдум.
Налоговое право, являясь кодифицированной подотраслью финансового права, регулируется не только НК РФ.
Источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. Согласно п. «и» ст.
72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении федерального центра и субъектов РФ.
- К источникам налогового права можно отнести:
- международные источники:
- а) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;
- б) международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с различными странами);
- в) международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;
- г) решения международных судов о толковании международных соглашений;
Источник: https://students-library.com/library/read/16158-sistema-nalogovogo-prava-normy-nalogovogo-prava-vidy-norm-istocniki-nalogovogo-prava
Налогово — правовые нормы (стр. 1 из 6)
Введение
Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям.
Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства.
Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.
Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.
Формирование в России предпринимательских отношений, разнообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов защиты прав человека — все это требует от налогового регулирования таких путей и подходов, которые диктуются не только потребностями государства и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и приумножения частной собственности.
Процесс становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно затрагивает жизненные интересы граждан и бюджетные интересы государства.
В этих условиях особенное значение приобретает институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности.
Именно они в процессе налоговой реформы и становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем, связанных с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных налоговых отношений.
Анализ норм налогового права, механизма их действия и проблем кодификации необходим для осмысления перспектив становления налогового права как отрасли в системе финансового права и базового кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ.
Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. Для понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов.
Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении.
В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.
Отсутствие всестороннего законодательного регулирования властных и имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо в налоговых отношениях.
1. Налогово-правовые нормы
Норма налогового права — это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Подобно нормам других отраслей налогово-правовые нормы выступают юридическими регуляторами определенных общественных отношений, а именно налоговых отношений.
Сущность налогово-правовых норм состоит в том, что они представляют собой своеобразную модель (масштаб, эталон, критерий) возможного или должного поведения участников налоговых правоотношений. Задача законодателя состоит в том, чтобы обеспечить правовую унификацию, то есть установить единые и стабильные «правила игры» для всех субъектов налогового права.
Признаки налогово-правовых норм могут быть разделены на общие, присущие нормам всех отраслей, и специальные, характеризующие специфику налогового права. К первым относятся государственная природа, нормативность (то есть общий, абстрактный характер), общеобязательность, формальная определенность, системность, государственная защита, способность к регулированию общественных отношений.
Специальными признаками налогово-правовых норм выступают следующие: 1) они регулируют общественные отношения в сфере налогообложения; 2) в большинстве своем имеют императивный характер, то есть представляют собой категорические предписания, жестко определяющие рамки дозволенного и должного поведения субъектов налогового права.
При этом в отличие от гражданского права (как и других частноправовых отраслей) участники налогово-правовых отношений не могут самостоятельно, по своему усмотрению изменять (дополнять, конкретизировать) предписания налогово-правовых норм; 3) в содержании налогово-правовых норм преобладают позитивные обязывания и запреты; 4) санкции налогово- правовых норм носят имущественный характер.
Взаимодействуя, конкретизируя и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права — налоговое право России. Могут ли налогово-правовые нормы содержаться в неналоговых законах? Этот вопрос носит дискуссионный характер. Сторонники «чистоты» налогового законодательства, как правило, ссылаются на п.
2 Постановления Верховного Совета РФ от 10.07.
92 N 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации», которым устанавливалось, что проекты законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать положения (нормы), устанавливающие особый порядок налогообложения, включая освобождение от налогов.
Думается, в настоящее время избежать включения налоговых норм в нормативные акты иных отраслей права нереально. В сфере бюджетного законодательства, например, такое положение обусловлено тем, что налоговая политика является составной частью бюджетно- финансовой политики.
«Бюджетные законы, включая законы о федеральном бюджете, содержат предписания, относящиеся к налоговой сфере, меняющие налоговые обязательства, в том числе устанавливающие новые коэффициенты при исчислении налогов, освобождающие определенные субъекты от налоговых взносов и т.д., — замечает Т.Г. Морщакова.
— При этом в ряде случаев прямо указывается, что отдельные предписания включаются в законы о бюджете во изменение налоговых законов».
Классификация налогово-правовых норм возможна по различным основаниям. По содержанию они подразделяются на обязывающие, запрещающие и дозволяющие.
Обязывающие нормы предусматривают совершение субъектом определенных действий активного характера, например: встать на учет в налоговых органах, уплачивать законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке налоговый учет, уплатить присужденную сумму штрафных санкций и т.д. В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к участнику налоговых правоотношений применяются различного рода меры государственного принуждения.
Запрещающие нормы содержат императивное требование воздержаться от совершения определенных действий под угрозой применения санкций со стороны государства. Они в категорической форме устанавливают виды действий, совершение которых государственной властью запрещается. От участника налоговых правоотношений в данном случае требуется пассивное поведение, то есть отказ от активных действий.
Так, запрещено грубо нарушать правила учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения; данные действия образуют состав налогового правонарушения, предусмотренный частью первой ст. 120 НК РФ, и в случае их совершения влекут применение санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей. Если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, размер штрафа утраивается.
Дозволяющие нормы разрешают участникам налоговых правоотношений использовать свои субъективные права в сфере налогообложения.
Так, налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы, получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, получать налоговый кредит, знакомиться с актами налоговых проверок, обжаловать решения налоговых органов в административном и судебном порядке и т.д. Дозволяющие нормы предоставляют субъектам возможность самостоятельно решать, реализовать или нет в конкретной ситуации нормативное предписание. Субъективное право (в отличие от обязанностей и запретов) — это то, от чего субъект может отказаться без угрозы каких-либо санкций со стороны государства. Принуждение к использованию субъективных прав недопустимо, в противном случае право превращается в обязанность, то есть в свою противоположность.
Помимо указанных типов существуют и специализированные налогово-правовые нормы. Нормы-дефиниции нормативно определяют содержание какой-либо юридической категории, используемой в целях налогообложения.
Важнейшее значение для структурирования налогового права и налогово-правового регулирования имеют нормы-принципы, которые в обобщенной форме закрепляют базовые идеи налогового права, лежащие в основе налоговой системы России.
Большинство из них расположено в ст. 3 НК РФ, другие были сформированы судебной практикой.
От налоговых норм-принципов следует отличать доктринальные принципы, выработанные налогово-правовой наукой, но прямо не закрепленные в источниках налогового права.
Источник: https://mirznanii.com/a/243898/nalogovo-pravovye-normy
Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права
- ID: 83773
- Название работы: Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права
- Категория: Доклад
- Предметная область: Налоговое регулирование и страхование
Описание: Особенности норм НП: 1 налоговые нормы отличаются от всех иных норм права по своему непосредственному целевому назначению 2 реализация большинства из них политически направлена в рамках внутренней и внешней экономической политики Признаки: 1 это правила поведения гарантированные государством 2 возлагают юридические обязанности и предоставляют субъективные права 3 имеют общеобязательный характер 4 всегда выражены в НПА 5 являются средством реализации публичных а не частных интересов 6 практически не имеют своего прототипа в…
- Язык: Русский
- Дата добавления: 2015-03-16
- Размер файла: 48.68 KB
- Работу скачали: 31 чел.
Нормы налогового права: понятие, особенности, виды норм налогового права.
Первичным элементом механизма налогового правового регулирования является норма НП.
Норма НП – общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение, исходящее от государства и обеспеченное возможностью государственного принуждения, формально определенное, т.е. существующее в определенных источниках, регулирующее общественные отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними отношения.
- Особенности норм НП:
- 1) налоговые нормы отличаются от всех иных норм права по своему непосредственному целевому назначению
- 2) реализация большинства из них политически направлена в рамках внутренней и внешней экономической политики
- Признаки:
- 1) это правила поведения, гарантированные государством
- 2) возлагают юридические обязанности и предоставляют субъективные права
- 3) имеют общеобязательный характер
- 4) всегда выражены в НПА
- 5) являются средством реализации публичных, а не частных интересов
- 6) практически не имеют своего прототипа в общественной жизни
- 7) нестабильность
Характерной чертой норм НП является то, что они в подавляющем большинстве являются обязывающими, т.к. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей.
Имеется небольшое число и управомочивающих норм. Они вторичны от обязывающих, привязаны к обязывающим и образуют с ними целый комплекс (ст. 21 – 23 НК).
- Запрещающие нормы (ст. 226 НК)
- По методу правового регулирования:
- 1) императивные
- 2) диспозитивные
- По функциям:
- 1) нормы-принципы (ст. 3)
- 2) нормы-дефиниции (ст. 8, 11)
- 3) определительно-установочные (ст. 2)
- Основной массив – нормы-правила поведения.
Нормы НП имеют традиционную структуру. Однако очень часто в НП все элементы, из которых состоит норма НП, не содержатся в одной статье НПА, а размещены в разных статьях (ст. 83 – гипотеза, диспозиция и ст. 116 – санкция).
Особенности санкций налоговых норм:
- санкции норм налогового права имеют денежный характер (пеня и штраф);
- санкции норм налогового права имеют правовосстановительный (пеня) и карательный (штрафной) характер;
- чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно;
- денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права, зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), а также в государственные внебюджетные фонды.
К регулятивным нормам налогового права относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.
Основная масса налогово-правовых норм — регулятивные, поскольку цель налогового права заключается в том, чтобы отрегулировать отношения в сфере налогообложения путем установления субъектов этих отношений, их обязанностей и прав, порядка реализации и т. д.
К регулятивным нормам налогового права относятся все нормы, закрепленные в части второй НК РФ, т. е. нормы, устанавливающие налогоплательщиков, объект налога, налоговую базу, налоговый период по каждому налогу и т. д.
Большая часть норм части первой НК РФ также являются регулятивными. К их числу можно отнести все нормы, за исключением тех, которые содержатся в гл. 16 и 18 НК РФ.
К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К числу охранительных норм налогового права следует отнести нормы, содержащиеся в ст. 116-129, 132-136 НК РФ.
Регулятивные и охранительные нормы налогового права тесно связаны друг с другом. Охранительные нормы производны от регулятивных, так как они устанавливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных регулятивными нормами.
Регулятивные нормы налогового права в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы налогового права устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство норм налогового права — обязывающие.
Чаще всего они формулируются в актах налогового законодательства в виде прямых обязательных предписаний. Например, в ст.
45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».
Управомочивающие нормы налогового права предусматривают возможность субъекта налогового права действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению.
Существует два вида управомочивающих норм налогового права. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или нереализации) зависит исключительно от воли субъектов налогового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики.
Для второго вида управомочивающих норм налогового права характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т. д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет о нормах, закрепляющих компетенцию налоговых органов. Например, норма ст. 31 НК РФ закрепляет права налоговых органов.
Однако через эти права фактически устанавливается компетенция налоговых органов. В связи с этим данные права являются одновременно и обязанностями налоговых органов.
Налоговый орган в конечном счете обязан реализовать эти права, однако в каждой конкретной ситуации он имеет возможность определенной свободы в выборе времени, средств реализации этих прав (обязанностей).
Запрещающие нормы налогового права устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в норме налогового права. Примером является норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам.
Запрещающие нормы встречаются в налоговом праве нечасто. Это обусловлено тем, что отношения, возникающие в процессе собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств в свои финансовые фонды, не могут развиваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъектов, т. е.
за счет обязанности по уплате налога. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий.
Поэтому в отличие от обязывающих норм налогового права запрещающие нормы не могут обеспечить цели налогово-правового регулирования.
Нормы налогового права могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т. е. на чем они специализируются.
В связи этим в науке выделяются так называемые специализированные нормы.
Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.
Существуют следующие виды специализированных норм в налоговом праве: общие (общезакрепительные), оперативные, коллизионные, нормы-дефиниции, нормы-принципы.
Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Например, все нормы ст. 11 НК РФ являются нормами-дефинициями. Они определяют понятия «недоимка», «внебюджетные фонды» и т. д.
В нормах-принципах определены основные начала законодательства о налогах и сборах. Нормами-принципами являются нормы ст. 3 НК РФ.
Оперативные нормы налогового права определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д. Таковы нормы ст. 1 и 2 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ».
Коллизионные нормы налогового права указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной вляется норма, содержащаяся в ст. 7 названного выше Федерального закона.
Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».
Нормы налогового права также могут быть классифицированы по объему действия на общие и специальные.
Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы части первой НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а специальными — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.
Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.
Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм налогового права. Они содержатся как в части первой, так и в части второй НК РФ.
Кроме того, они содержатся в прочих нормативных правовых актах, регулирующих налогообложение.
К примеру, в подавляющем большинстве случаев процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля и др.
Среди норм налогового права в последние годы стали весьма заметно выделяться нормы-презумпции и нормы-фикции. Их нельзя непосредственно отнести к обязывающим, управомочивающим или запрещающим нормам.
Появление в налоговом законодательстве последних лет большого числа норм-презумпций и норм-фикций обусловлено в конечном счете стремлением законодателя реализовать в налоговом праве принцип налоговой справедливости.
Нормы-презумпции — это такие правила поведения, которыми устанавливаются предположения о существовании (наличии или отсутствии) каких-либо юридических фактов, принимаемых заранее за достоверные и существующие.
Нормы-презумпции могут быть отнесены к специальным нормам и объединены с такими нормами, как нормы-принципы, нормы-дефиниции и др., по той причине, что всегда действуют не самостоятельно. Они как бы присоединяются к обязывающим или управомочивающим нормам налогового права.
Нормы-презумпции в налоговом праве подразделяются на два вида:
- нормы-презумпции, имеющие общеправовой характер;
- нормы-презумпции специальные, т. е. имеющие место только в налоговом праве.
К числу норм-презумпций, имеющих общеправовой характер, относятся такие нормы, выраженные в п. 6 ст. 108 НК РФ (устанавливающие презумпцию невиновности налогоплательщика).
В п. 1 ст. 40 НК РФ закреплена специальная норма-презумпция, устанавливающая презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен.
Норма-фикция — это правило поведения, провозглашающее несуществующий (существующий) в действительности факт или обстоятельство существующим (несуществующим).
Нормы-фикции стоят совершенно особняком в системе норм налогового права, ибо, не являясь непосредственно обязывающими, управомочивающими или запрещающими нормами, они тем не менее реализуются совершенно самостоятельно, без участия в этом процессе каких-либо иных норм.
Нормой-фикцией является правило, установленное в ст. 20 НК РФ. В нем говорится, что взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;
- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
- лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Вышеназванные лица в реальности являются юридически зависимыми друг от друга.
Взаимозависимость лиц, признанная в ст. 20 НК РФ, является не естественной, а фиктивной, условной.
Эти лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, хотя реально налогообложение — это не та сфера, где супруги, усыновители и усыновленные, иные лица, перечисленные в ст. 20 НК РФ, зависят друг от друга.
Поэтому норма, содержащаяся в ст. 20 НК РФ, является фикцией. Она признает существующим то, чего в действительности нет.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=83773
Понятие налогово-правовой нормы и ее признаки. Особенности налогово-процессуальных норм
Налогово-правовая норма представляет собой общеобязательное формально-определенное правило поведения, исходящее от государства и охраняемое им, которое, действуя в сочетании с иными налогово-правовыми нормами, закрепляет за участниками налоговых отношений субъективные налоговые права и налагает на них юридические обязанности, связанные с налогообложением. Налогово-правовая норма, как и любая другая норма права, обусловлена государственной волей. Она выступает в форме государственного веления, имеющего категоричный характер; устанавливается или санкционируется властным органом, выражающим государственную волю; выражает общеобязательное предписание, исполнение которого обеспечивается мерами государственного принудительного воздействия. Сущность налогово-правовой нормы базируется на концептуальном подходе к определению нормы права.
Налогово-правовая норма, выражая государственную волю, направлена на образование централизованных и децентрализованных публичных денежных фондов, необходимых для выполнения задач и функций государства, территориальных громад.
В отличие от норм других отраслей права, предписания налогово-правовых норм касаются только разновидности финансовых отношении, складывающихся в процессе формирования доходных частей бюджетов. Налогово-правовая норма включает соответствующие государственные веления и запреты по поводу мобилизации подобных средств.
Ей присущ императивный характер, выражающийся в категорической форме, исключающий изменение условий и установленных нормой предписаний самими участниками отношений.
Всеобщность нормативных предписаний правовой нормы непосредственно связана с предоставительно-обязывающим характером ее. Данная черта налогово-правовой нормы фактически затрагивает проблему построения налогово-правового статуса участников налоговых отношений.
В этом случае двусторонний характер налогово-правовой нормы опосредует предоставление управомоченным лицам субъективных прав при возложении юридических обязанностей на иных субъектов отношений.
Причем, налогово-правовая норма предполагает как определенную взаимосвязь их (обязанность налогоплательщика по ведению налогового учета и право налогового органа относительно контроля за осуществлением налогоплательщиком учета в налогообложении), так и установление безусловных односторонних обязанностей.
В этой ситуации происходит реализация различных вариантов соотношения воли государства, выражающейся в правовой норме19. Во-первых, государство, основываясь на познанных объективных закономерностях развития общества, закрепляет определенные отношения в норме права, устанавливая таким образом для них специальные границы.
Таким способом обеспечивается существование и реализация субъективных обязанностей участников отношений. Во-вторых, осуществление государственной воли реализуется через предоставление субъектам отношений возможности выбора поведения, варианта разрешения противостояния интересов. Естественно, что в первую очередь подобная ситуация характерна для реализации права.
Однако здесь уместно одно замечание. Реализация права определяется, прежде всего, характером отношений, методом правового регулирования. В условиях диспозитивного регулирования выбор решения основывается на свободе поведения субъектов, у которых есть целый ряд вариантов. При императивном налогово-правовом регулировании вряд ли можно говорить о возможности выбора для обязанных лиц.
На первый взгляд, определенные варианты поведения предоставляются налогоплательщикам при реализации налогового кредита. Однако это поверхностное представление. У налогоплательщика существует только одно направление поведения — исполнение налоговой обязанности.
Если он не может ее реализовать — возникает возможность применения механизма налогового кредита, в рамках которого все основные положения императивно урегулированы (сумма, сроки, оплата) и исключают какой-либо вариант выбора. Вернее, у налогоплательщика есть право выбора: платить налог или не платить.
Однако свобода выбора в этом случае отражает императивный характер налогово-правового регулирования. В-третьих, реализация государственной воли осуществляется через выделение субъективных прав. Налогово-правовой нормой при этом основной упор делается на обозначение и адекватное отображение прав властвующих субъектов отношений.
Содержание налогово-правовой нормы реализуется и раскрывается ее признаками; Среди них необходимо обратить внимание на наиболее важные, принципиальные:
- 1. Налогово-правовая норма представляет собой правило поведения в форме властного предписания, веления, исходящего от государства. Ее содержание опирается на авторитет и заинтересованность государства в регулировании, управлении отношениями в сфере налогообложения. Основой государственного интереса является то, что без реализации предписаний налогово-правовой нормы будет исключена финансово-обеспеченная возможность осуществления государственных задач и функций и, фактически, невозможно существование государства в целом.
- 2. Налогово-правовая норма охраняется и обеспечивается силой государственного принуждения21. Если охрана принудительной силой государства обеспечивается любой нормой права, то императивный характер нормы налогового права придает этой черте безусловный характер, реализуемый в жестких однозначных формах. Действительно, налогово-правовая норма выступает как общеобязательное правило поведения в сфере налогообложения, выражающее интересы и требования государства, обеспечиваемые его принудительной силой. В выработке налоговых норм могут принимать участие и органы государственной власти, управления, судебные органы, но правовыми нормы становятся только в том случае, если государство признало их таковыми и выполнение их обеспечивается силой государственного принуждения. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо разграничивать субъектов, вырабатывающих, создающих конструкцию налогово-правовой нормы (которыми могут быть и органы государственной власти и органы государственного управления), и субъекта, превращающего ее в правовое предписание, гарантирующего ее исполнение (государство).
- 3. Налогово-правовая норма выступает как общеобязательное правило поведения. С определенными оговорками можно даже говорить о «общеобязанном» характере налогово-правовой нормы. Если общий характер присущ всем разновидностям социальных норм, то правовая норма превращает его уже в общеобязательное правило поведения, которое распространяется на всех участников конкретных отношений, регулируемых правом, независимо от их субъективного отношения к ним. Налогово-правовая норма общеобязательный характер фокусирует на реализации императивной и безусловной налоговой обязанности, что и придает ей не просто общеобязательный характер, а обязательное осуществление предписания налогово-правовой нормы, направленное на реализацию налоговой обязанности.
- 4. Налогово-правовая норма выступает как формально-определенное правило поведения. Она отличается конкретностью, предметной детализацией, индивидуальной направленностью, категоричностью в регламентации поведения участников налоговых отношений при осуществлении налоговой обязанности.
Регулируя конкретный вид общественных отношений, налоговые правовые нормы охватывают определенный круг участников, формализуемый относительно их участия в осуществлении налоговой обязанности, включающий субъектов на основе общих характерных признаков (налогоплательщики, налоговые резиденты, налоговые нерезиденты и т. д.).
Исходя из этого, формализуется и их правовой статус — закрепляются соответствующие субъективные налоговые права и обязанности.
Формальный характер налогово-правовой нормы устанавливает рамки поведения субъектов налоговых отношений, позволяет ожидать им от иных участников надлежащего поведения, то есть таким образом закладывается формальный алгоритм поступков участников налоговых отношений, возможность предвидения ими действий иных лиц.
Формализация правил поведения в сфере налогообложения позволяет оценить и неправомерное повеление, действия, отклоняющиеся от формализованных обязательных правил, и на основании этого принять решение о привлечении лица к ответственности.
- 5. Налогово-правовая норма не только закрепляет круг участников налоговых отношений, но и предоставляет им соответствующие субъективные юридические права, возлагает на них субъективные юридические обязанности. Налогово-правовая норма не только определяет ориентир, цель регулирования, но и устанавливает — какими правами и обязанностями могут и должны при достижении этих целей пользоваться субъекты налоговых правоотношений.
- 6. Налогово-правовая норма характеризуется системностью. Причем, речь идет о взаимоувязке нескольких соподчиненных уровней в налоговом предписании. Прежде всего, это система норм, закрепляющих налоговую обязанность и устанавливающих определенную иерархию от норм-принципов до норм подзаконных актов, детализирующих ее по видовым составляющим. Кроме того, в определенной системе и находятся части налогово-правовых норм, устанавливающих правовой механизм налога, определяющих видовые основы налоговой обязанности (правовой механизм налога требует обязательного закрепления целого ряда элементов: плательщик, объект, база, ставка, льгота и т. д.). И, наконец, система налогово-правовых норм должна отражать объективно существующую систему налогового права, которая призвана точно соответствовать регулирующему воздействию на систему налоговых отношений.
Реализация налогово-правовых норм, запрещающих конкретное поведение, противоречащее нормативным предписаниям, предполагает использование специфических средств обеспечения соблюдения законности. Эти средства сочетают как охранительные начала, так и восстановительные и превентивные.
Естественно, стремление государства предполагает определенный упор на превентивном назначении подобных норм, которое бы обусловливало их меньшее воплощение в соответствующих правоотношениях.
В то же время, налогово-правовое регулирование, безусловно, предполагает и восстановительную направленность налогово-правовой нормы.
Она определяется самим содержанием налогово-правового регулирования, которое призвано обеспечить формирование публичных денежных фондов, и если действиями обязанного лица средства туда недопоступили, то абсолютно естественны и логичны требования управомоченного лица по восстановлению своего имущественного положения.
Трехзвенная структура налогово-правовой нормы вовсе не означает; что основанием возникновения регулятивных налоговых правоотношений является диспозиция этой нормы, а для охранительных — санкция.
Налогово-правовая норма действует как единая система, и сложно обосновывать относительно обособленное воздействие какой-либо ее части на регулирование поведения участников отношений.
Системное воздействие на поведение субъектов обусловливает и то, что непосредственным основанием возникновения правоотношения является цельная конструкция элемента, указывающего на юридические факты, и элемента, указывающего на юридические последствия, вызванные к жизни этими фактами.
Если первый элемент характеризует обстоятельства, ситуацию, когда начинает действовать данная норма, то второй элемент определяет характер режима воздействия на поведение субъекта: регулятивное правоотношение — при позитивной реализации права и охранительное правоотношение — при нарушении предписаний правовой нормы. Подобное разграничение и порождает основу налоговых регулятивных процедур и процедур согласования.
Системное использование правового воздействия на поведение участников отношений может по-разному формировать характер и роль правовой нормы.
Так, одна и та же норма может выступать в отдельных случаях как обеспечивающая те или иные установления, и, фактически, действия участников, тогда как в других случаях она уже будет обеспечиваемой, соблюдение которой будет гарантироваться другими правовыми нормами.
Подобная относительность в режиме налоговых процедур сочетается, в то же время, и с некоторой однозначностью, абсолютностью, что зависит от типа налоговой процедуры.
Абсолютный характер воздействия в режиме того или иного типа налоговой процедуры гарантирует однозначность начальных и конечных норм, выражающих содержание динамики данной процедуры и определяющих ее регулятивный или охранительный характер.
Источник: https://pidruchniki.com/1321110951824/finansi/ponyatie_nalogovo-pravovoy_normy_priznaki_osobennosti_nalogovo-protsessualnyh_norm