Сущность и задачи налогов прежде всего выражаются в функциях, которые они выполняют. Последних определено множество. Мы охарактеризуем каждую из них, подробно остановившись на контрольной функции налогов и ФНС. Приведем ее описание, примеры.
Что считается налогом?
Далее мы разберем контрольную функцию налоговых органов и налогов. Сначала рассмотрим характеристику термина.
Налог — это индивидуальный безвозмездный обязательный платеж, взимаемый принудительно специальными государственными органами с физических лиц и различных организаций. Цель такого сбора — обеспечение финансовой деятельности как государства вообще, так и его муниципальных образований.
При этом налоги отличают от всевозможных сборов и пошлин, взимание которых не безвозмездно, а является условием совершения плательщиками определенных действий, предоставления им государственных услуг, оформления какой-либо документации и проч.
Взимание налогов в РФ регулируется Налоговым Кодексом. Все они разделяются на федеральные, местные и региональные. Перечень конкретных налогов в каждой из групп утвержден в НК.
Совокупность всех установленных налогов, форм, методик, принципов их взимания, установления, отмены, контроля и изменения — это налоговая система государства.
Важно выделять и такие элементы налога, как:
- Налогоплательщики.
- Налоговая база.
- Объекты налогообложения.
- Налоговые льготы.
- Единицы налогообложения.
- Порядки исчисления.
- Налоговые ставки.
- Источники налога.
- Налоговые периоды.
- Порядки уплаты.
- Налоговые оклады.
- Сроки уплаты налогов.
Данные взносы в государственную казну — весьма распространенная категория. Поэтому в отношении налогов введено несколько классификаций:
- Прямые и косвенные.
- Аккордные и подоходные.
- Регрессивные, прогрессивные и пропорциональные.
Спектр функций
Контрольная функция налогов — это лишь одна из составляющих. Всего же их выделяется несколько:
- Фискальная.
- Регулирующая.
- Социальная.
- Контрольная функция налогов.
Теперь озвучим характеристику категорий из этого списка.
Контрольная
Разберем сущность контрольной функции налога.
Данная функция призвана создавать предпосылки для соблюдения пропорций стоимостей в процессе образования и дальнейшего распределения доходов различных экономических субъектов.
Именно благодаря ей удается четко оценить эффективность того или иного налогового канала, а также налогового «пресса» на население. Возможно выявить необходимость внесения изменений в налоговую политику.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать как своевременность, так и полноту поступления в госбюджет денежных средств. При сборе она также помогает отслеживать, сравнивать их величины.
Налоги позволяют осуществить государству контроль над финансово-хозяйственной деятельностью своих граждан. Следить за их источниками дохода и расходами.
Пример контрольной функции налогов: происходит оценка поступивших денежных сумм от физических лиц и организаций. Затем — количественное сопоставление показателей по доходам с государственными потребностями в финансовых ресурсах.
В последующем на основании этих данных оценивается эффективность созданной налоговой системы, обеспечивается контроль за финансовыми потоками и различными видами деятельности граждан.
Эта функция позволяет также выявить необходимость коррекции НК и бюджетной политики государства в целом.
Зная, в чем состоит контрольная функция налогов, мы не станем ее отождествлять с налоговым контролем. Его осуществляют как налоговые, так и таможенные органы, определенные подразделения внебюджетных фондов. Задача всех этих ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем проведения различных форм налоговых проверок.
Социальная
Мы разобрали, в чем заключается контрольная функция налогов. Социальная является несколько отстраненной от нее, но в то же время тесно связанной с регулирующей и фискальной. Она выражается через взимание поимущественного и подоходного налогов. В большем размере такие сборы уплачивает обеспеченная часть населения, чтобы эти деньги в виде социальных льгот поступили малоимущим гражданам.
Конкретные механизмы реализации данной социальной функции — страховые платежи. Что же касается конкретно налога на доходы физических лиц, то тут существуют следующие перечни:
- Доходов, которые не подлежат налогообложению.
- Налоговых стандартных вычетов.
- Профессиональных налоговых вычетов.
Кроме этого, вводится и список доходов, в отношении которых действуют повышенные налоговые ставки.
Фискальная
Фискальная функция, можно сказать, истекает из самой природы налога. Она характерна для государств различного строя и различных эпох. Именно при ее реализации формируются госресурсы и создаются необходимые материальные ресурсы, обеспечивающие существование государства.
Основная задача при воплощении данной функции в жизнь — обеспечение устойчивой доходной статьи бюджетов всех уровней. Это самое широкое понятие из всех обозначенных в данной статье функций. Тут понимается не только обеспечение участия граждан в формировании бюджета, из которого финансируются общегосударственные потребности.
Отметим, что реализация фискальной налоговой функции также имеет и ряд субъективных, объективных ограничений.
Если налоговые поступления недостаточны, а государственные расходы становится невозможным сократить, то приходится прибегать к иным формам привлечения доходов в казну.
По большей части, это внешние и внутренние государственные, местные, региональные займы. Негативный момент — они способствуют накоплению государственного долга.
Его обслуживание в дальнейшем за счет бюджетных средств часто приводит к усилению налогового бремени на население. Это вызывает недовольства налогоплательщиков, ведет к спаду производства.
Следствие — взятие новых государственных займов. В результате этого выстраивается финансовая пирамида, не бесконечная по своей сути.
В определенный момент она рушится, оборачиваясь крахом и для бюджета страны, и для накоплений граждан. Примеров в истории не так уж и мало.
Регулирующая
Не менее чем контрольная функция налогов, важна и регулирующая. В современных антикризисных условиях в РФ она имеет особое значение. Это воплощение активного воздействия государства на социальную и экономическую жизнь.
Во временном ключе эта функция связана с перераспределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, различными экономическими отраслями, государством и его территориальными образованиями. Главная ее задача — регулировать уровень дохода различных категорий населения. Это воплощается через систему налоговых сборов, льгот и платежей.
Цель применения льгот — уменьшение налоговых обязательств конкретных групп граждан. Тут выделяется следующее:
- Изъятия. Льгота, направленная на выведение из-под налогообложения конкретных типов объектов.
- Скидки. Это льготы, направленные на уменьшение налоговой базы.
- Налоговый кредит. Льгота, направленная на уменьшение окладных сумм или налоговых ставок.
Что касается налоговых кредитов, они могут принимать следующие формы:
- Понижение ставок налога.
- Сокращение окладных сумм.
- Налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налогов на конкретный промежуток времени.
- Возврат уплаченного ранее налога — полный или частичный.
- Отсрочка или рассрочка налогового платежа. Сюда входят и инвестиционные налоговые кредиты.
- Зачеты ранее внесенных налогов.
- Замена уплаты налога (или уплаты какой-то его части) натуральным выражением.
Эта функция направлена на регулирование финансовой и хозяйственной деятельности различных компаний и предприятий через систему налоговых платежей, которые аккумулируются государством и предназначаются для восстановления израсходованных ресурсов (по большей части природных), для их большего вовлечения в будущем в производство, для ускорения роста экономики.
К регулирующим налогам, как правило, относят следующее:
- Налог на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов.
- Налог на пользование недрами.
- Налог на получение права пользования объектами животного мира, водными биоресурсами.
- Водный налог.
- Лесной налог.
- Экологический налог.
- Дорожный налог.
- Налог на собственность.
- Транспортный налог.
- Земельный налог.
Важно отметить, что регулирующая налоговая функция проявляет себя не только в сфере производства. Также она действует через платежеспособность физических лиц.
Налоговые подфункции
Контрольная функция налогов состоит в том, чтобы оценивать эффективность налоговых каналов и в дальнейшем корректировать на этой базе соответствующее законодательство.
Но кроме этой и иных функций, выделяются и подфункции налогов. Они проистекают из регулирующей. Их три:
- Воспроизводственная.
- Стимулирующая.
- Дестимулирующая.
Разберем эти подкатегории детально.
Стимулирующая подфункция
Задача этой налоговой подфункции — поддержка развития различных экономических процессов. Реализация происходит через систему льгот и налоговых освобождений.
Например, современная налоговая система РФ предоставляет целый набор преференций малым предприятиям, объединениям инвалидов, предпринимателям, занятым в сфере с/х, организациям, занимающимся благотворительностью и проч.
Дестимулирующая подфункция
Как видно из названия, она обратна предыдущей, стимулирующей налоговой подфункции. В чем тут суть? При помощи дестабилизирующей подфункции государство, наоборот, затормаживает некоторые экономические процессы.
Воспроизводственная подфункция
- Главная задача такой налоговой подфункции — накапливать средства на восстановление общегосударственных ресурсов.
- Примерами тут будут отчисления взносов на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление водных ресурсов страны и проч.
-
Поощрительная функция
В некоторых системах и классификациях, помимо контрольной, социальной (перераспределительной), регулирующей и фискальной, порой выделяется и поощрительная функция. В ней выражается признание государством заслуг определенных категорий населения. В РФ это, к примеру, участники ВОВ, герои России, Советского Союза и др.
По своей сути эта функция — приспосабливание налоговой системы под социальную политику государства.
Так, из налогооблагаемого дохода граждан делаются вычеты на содержание иждивенцев, несовершеннолетних детей, строительство и покупку жилья, осуществление благотворительной помощи.
База налогообложения снижается и в связи с социальными расходами гражданина — покупкой медикаментов, платным обучением детей и проч.
Функции налоговых органов
Выше мы разобрали контрольную и иные формы функций налогов. Они иные в отношении налоговых органов. Например, контрольные функции Федеральной налоговой службы РФ будут несколько другими, чем самого налога.
Рассмотрим их спектр в отношении налоговых органов:
- Фискальная. Обеспечение зачисления оплаченных гражданами и организациями сборов на счета ФНС своевременно и в полном объеме.
- Правоохранительная. Это выявление нарушений налогового законодательства, а также своевременное их пресечение. Например, введение различных штрафных санкций за задержку налогового платежа, нарушений в отчетной документации и проч.
- Консультационная (или информационная). У налоговых органов есть прямая обязанность информировать плательщиков по поводу правил уплаты налогов, норм и изменений НК.
- Контрольная функция налоговых органов. Осуществление контроля за соблюдением НК, учет налогоплательщиков.
Дополнительные задачи ФНС
Перечислим и дополнительные контрольные функции налоговых органов:
- Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в госказну налоговых платежей.
- Контроль за производством и последующим оборотом этилового спирта, алкогольных и табачных продуктов.
- Контроль за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции ФНС.
- Контроль за информированием налогоплательщиков.
Контрольная функция налогов позволяет государству отслеживать объем и полноту поступления данных платежей, анализировать качество налоговых каналов. И на основе этих данных корректировать НК, бюджетную политику. Что касается контрольных функций ФНС, они отличны от функций собственно налогов.
Источник
Источник: https://zakon.temaretik.com/1827663430456183069/kontrolnaya-funktsiya-nalogov-opisanie-i-primery/
Структура федеральной налоговой службы россии
- Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
- ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Структура ФНС России
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
- Структура налоговых органов представлена на схеме
- Министерство финансов РФ (Минфин России)
- Федеральная налоговая служба (ФНС России)
- Управления ФНС России по субъектам РФ
- Организации в ведении ФНС России
- Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России
- Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.
- Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
- · за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
- · за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
- · за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
- · за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
- · за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
- · государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
- · представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
- ФНС России находится в ведении Минфина России.
- ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
- ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.
Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округамсозданы:
- · для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- · для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
- · для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
- o разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
- o разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
- o производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
- o электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
- o производство и реализация продукции металлургической промышленности;
- o оказание транспортных услуг;
- o оказание услуг связи.
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
- § осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
- § обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
- § инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
- § инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Читайте так же: Заявление на смену реквизитов по выплате алиментов
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной налоговой службы от 23 марта 2018 г. N ММВ-7-4/[email protected] «О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы»
В целях совершенствования структуры центрального аппарата Федеральной налоговой службы, на основании пункта 9.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», приказываю:
1. Упразднить в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы:
1.1. Управление расчетов с бюджетом.
1.2. Управление обеспечения контроля оборота товаров.
1.3. Управление стандартов и международного сотрудничества.
1.4. В структуре Управления информационных технологий:
отдел взаимодействия со СМИ.
1.5. В структуре Управления модернизации налоговых органов:
отдел методологии интернет-сервисов.
2. Создать в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы:
2.1. Управление интерактивных сервисов в составе:
- отдел управления данными;
- отдел развития сервисов и интернет-проектов;
- отдел внешней информационной политики;
- отдел организации функционирования интернет сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»;
- отдел оказания услуг налогоплательщикам;
- отдел стандартов и контроля качества услуг.
2.2. Управление международного сотрудничества и валютного контроля в составе:
- отдел международного сотрудничества;
- отдел международного автоматического обмена информацией;
- отдел валютного контроля;
- отдел технологического взаимодействия с иностранными государствами.
2.3. В структуре Управления по работе с задолженностью:
отдел расчетов с бюджетом;
отдел совершенствования технологии работы с платежами.
2.4. В структуре Аналитического управления:
отдел сопровождения деятельности по маркировке;
[2]отдел интеграции корпоративных систем по маркировке.
2.5. В структуре Управления оперативного контроля:
отдел мониторинга и анализа данных маркировки.
3.1. Функции упраздненного Управления расчетов с бюджетом:
3.1.1. Управлению интерактивных сервисов — в части:
методологического и организационного обеспечения, контроля деятельности единого Контакт-центра ФНС России;
осуществления налоговыми органами полномочий с привлечением ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России.
3.1.2. Управлению регистрации и учета налогоплательщиков — в части обеспечения исполнения ФНС России полномочий оператора Федеральной информационной адресной системы.
3.1.3. Управлению по работе с задолженностью — другие функции, за исключением функций, перечисленных в пунктах 3.1.1, 3.1.2.
3.2. Функции упраздненного Управления обеспечения контроля оборота товаров:
3.2.1. Аналитическому управлению — в части функционирования системы контроля оборота товаров и агрегирования данных маркировки товаров.
3.2.2. Управлению оперативного контроля — в части использования данных о движении маркированных товаров в контрольной деятельности.
- 4. Установить предельную численность структурных подразделений центрального аппарата ФНС России:
- Руководство (руководитель и его заместители) — 11 единиц;
- Помощники (советники) руководителя — 7 единиц;
- Аналитическое управление — 58 единиц;
- Контрольное управление — 81 единица;
- Управление налогообложения юридических лиц — 45 единиц;
- Управление кадров — 75 единиц;
- Финансовое управление — 63 единицы;
- Управление информационных технологий — 54 единицы;
- Правовое управление — 65 единиц;
- Управление по работе с задолженностью — 66 единиц;
- Управление досудебного урегулирования налоговых споров — 98 единиц;
- Административно-контрольное управление — 108 единиц;
- Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов — 28 единиц;
- Управление модернизации налоговых органов — 28 единиц;
- Управление трансфертного ценообразования — 43 единицы;
- Управление регистрации и учета налогоплательщиков — 42 единицы;
- Управление камерального контроля — 52 единицы;
- Управление контроля налоговых органов — 31 единица;
- Управление международного сотрудничества и валютного контроля — 39 единиц;
- Управление обеспечения процедур банкротства — 52 единицы;
- Управление оперативного контроля — 33 единицы;
- Управление налогообложения имущества — 25 единиц;
- Управление интерактивных сервисов — 44 единицы.
5. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Д.Ю. Григоренко установленным порядком:
5.1. Представить на утверждение:
- проект положения об Управлении интерактивных сервисов;
- проект штатного расписания Управления интерактивных сервисов с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
- проект положения об Управлении модернизации налоговых органов;
- проект штатного расписания Управления модернизации налоговых органов с учетом пунктов 1, 4 настоящего приказа.
5.3. Совместно с начальником Управления регистрации и учета налогоплательщиков В.Г. Колесниковым представить на утверждение:
проект положения об Управлении регистрации и учета налогоплательщиков с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления регистрации и учета налогоплательщиков с учетом пункта 4 настоящего приказа.
6. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы К.Н. Чекмышеву совместно с начальником Управления по работе с задолженностью Л.В. Загайновым представить на утверждение:
проект положения об Управлении по работе с задолженностью с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления по работе с задолженностью с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
7. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.Н. Батуркину совместно с начальником Аналитического управления В.Н. Засько установленным порядком представить на утверждение:
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
проект положения об Аналитическом управлении с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Аналитического управления с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
8. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Егорову совместно с начальником Управления оперативного контроля А.В. Будариным установленным порядком представить на утверждение:
Читайте так же: Имеет ли вдова получать пенсию мужа
проект положения об Управлении оперативного контроля с учетом пункта 3 настоящего приказа;
проект штатного расписания Управления оперативного контроля с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
9. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.Л. Оверчуку совместно с начальником Управления стандартов и международного сотрудничества Д.В. Вольвачем установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Управлении международного сотрудничества и валютного контроля;
проект штатного расписания Управления международного сотрудничества и валютного контроля с учетом пунктов 2, 4 настоящего приказа.
10. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы А.С. Петрушину совместно с начальником Управления информационных технологий Т.В. Матвеевой установленным порядком представить на утверждение:
проект положения об Управлении информационных технологий;
проект штатного расписания Управления информационных технологий с учетом пунктов 1, 4 настоящего приказа.
11. Заместителю руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелову совместно с начальником Управления досудебного урегулирования налоговых споров Е.В. Суворовой установленным порядком представить на утверждение проект штатного расписания Управления досудебного урегулирования налоговых споров с учетом пункта 4 настоящего приказа.
12. Начальнику Финансового управления И.Е. Балашовой внести изменения в штатное расписание центрального аппарата ФНС России с учетом пунктов 1, 2, 4 настоящего приказа.
13. Передать заместителю руководителя Федеральной налоговой службы С.Л. Бондарчук координацию и контроль деятельности Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов.
14. Утвердить структуру центрального аппарата Федеральной налоговой службы в составе 21 управления по основным направлениям деятельности ФНС России согласно приложению к настоящему приказу.
15. Признать утратившими силу:
приказ ФНС России от 06.12.2017 N ММВ-7-4/[email protected] «О распределении обязанностей между руководителем Федеральной налоговой службы и его заместителями» в части установления координации и контроля деятельности Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов;
Источник: https://upbizn.ru/struktura-federalnoj-nalogovoj-sluzhby-rossii/
Система налоговых органов
Как известно из курсов истории и экономики, для содержания органов власти и для осуществления властью своих функций во все времена собирались с населения принудительные платежи.
Они носили разное название, имели разную форму, но суть их была всегда одинакова. Эти платежи давали возможность государству осуществлять свои полномочия на определенной территории.
В настоящее время эти платежи имеют денежное выражение и носят название налогов.
Определение 1
Налогами называются обязательные безвозмездные платежи в денежном выражении, которые производятся юридическими и физическими лицами в пользу государства для финансирования осуществления последним своих функций и содержания своих образований.
Количество налогов, их размер и порядок уплаты регулируется государственным законодательством. Налоги представляют собой принудительные платежи. Поэтому во все времена и во всех государствах существовали специальные инструменты по начислению и сбору налогов.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Одним из таких инструментов являются специальные налоговые органы. Данные образования представляют интересы государства в системе правовых отношений между налогоплательщиками и государством.
Они же осуществляют контроль и управление в сфере поступления налоговых платежей.
Их права и обязанности (как и права и обязанности должностных лиц данных органов) также определяются государственным законодательством.
Определение 2
Налоговые органы – это органы государственной власти, которые в рамках действующего законодательства осуществляют контроль за своевременностью и полнотой поступления налоговых потоков от налогоплательщиков в бюджеты соответствующих уровней и перераспределения налоговых поступлений между бюджетами.
В задачи налоговых органов входит:
- тщательная регистрация физических и юридических лиц в качестве налогоплательщиков;
- проведение среди населения пропагандистско-разъяснительной работы о важности и необходимости своевременной и полной уплаты налогов;
- контроль за своевременной уплатой налогов налогоплательщиками;
- преследование за уклонение от уплаты налогов и за сокрытие доходов;
- профилактика правонарушений в налоговой сфере.
Структура системы налоговых органов
Определение 3
Системой налоговых органов называется совокупность всех налоговых органов государства с учетом их иерархии и административно-территориальных полномочий.
Каждое государство имеет свою структуру налоговых органов. Но принцип ее устройства является общим. Во главе системы стоит верховный орган. Им может быть соответствующее министерство, комиссариат, комитет или другая организация, непосредственно подчиняющаяся верховному руководству государства (президенту, правительству, парламенту) согласно действующему в стране законодательству.
В подчинении выше указанного верховного органа находятся региональные органы (управления, представительства) налоговых служб.
В их состав входят аналитические отделы, финансово-экономические подразделения и подразделения физической защиты (силовые формирования).
Данные структуры могут быть как самостоятельными образованиями, так и находиться в системе органов внутренних дел или в ведении муниципалитетов.
Налоговые органы Российской Федерации
Система налоговых органов России не раз изменялась на протяжении истории развития государства. Они объединялись в разные органы и носили разные названия: Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России); Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России); Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Замечание 1
На сегодняшний день все налоговые органы находятся в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Именно в рамках этого министерства создана и функционирует Федеральная налоговая служба.
В состав Федеральной налоговой службы входят все ее структурные подразделения на всей территории страны. Структура налоговых органов отражает особенности административно-территориального и национального деления. Поэтому она представлена тремя уровнями (звеньями), каждый из которых выполняет свои функции и имеет свою специфику. Таковыми уровнями являются:
- федеральным уровнем;
- уровнем субъектов Федерации;
- местным (муниципальным) уровнем.
Несмотря на подчинение министерству финансов, Федеральная налоговая служба является центральным органом, ведающим всеми вопросами налогообложения в государстве. Правовой статус ФНС России определяется специальным постановлением Правительства РФ № $506$ «Положение о Федеральной налоговой службе». Ее основные функции состоят в том, что она:
- следит и контролирует соблюдение законов Российской Федерации о налогах и сборах;
- контролирует вопросы о правильности начисления налоговых ставок;
- следит за своевременным и полномерным внесением налогов в бюджеты всех уровней;
- осуществляет надзор и контроль за производством и оборотом акцизной продукции (спирта, спиртосодержащей и табачной продукции);
- контролирует соблюдение валютного законодательства;
- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц как предпринимателей;
- представляет интересы государства в делах о банкротстве и в требованиях государства по денежным обязательствам.
Налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему государственных учреждений, которые выполняют однородные задачи и связаны между собой вертикальной системой власти, организационно объединенные в одно целое и осуществляют контроль за соблюдением всех законов о налогах и налоговых нормах (налогового законодательства).
Систему налогообложения и деятельность налоговых органов регулируется целым рядом законодательных актов. В первую очередь это Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон о налоговых органах.
Кроме того на территории государства приняты и действуют действует еще несколько нормативно-правовых актов разной юридической силы и территориального влияния, которые так или иначе имеют отношение к налоговым органами.
Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/nalogovaya_sistema_ponyatie_i_struktura/sistema_nalogovyh_organov/
Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов
Система
налогообложения –
совокупность налогов и сборов,
взимаемых в установленном порядке.
Законодательной основой построения
налоговой системы Российской Федерации
является Налоговый Кодекс, а также
принятые в соответствии с ним федеральные
законы о налогах и сборах, законодательные
акты субъектов Российской Федерации.
В
основе построения налоговой системы
заложены два принципа — функциональный
и территориальный. Функциональный
принцип регламентирует порядок взимания
налогов с физических и юридических лиц.
При этом, когда речь заходит о физических
лицах, во внимание принимаются граждане
страны, а когда о юридических — предприятия
и организации. С доходов физических лиц
взимаются личный подоходный налог,
социальные выплаты.
Налог с юридических
лиц включает: налог на прибыль,
налог на добавленную стоимость, налог
с продаж, социальные отчисления от
прибыли и налоги, связанные с
внешнеэкономической деятельностью.
Территориальный принцип функционирования
налоговой системы определяет величину
и принципы отчислений средств в
централизованный доход государства,
механизм налоговых поступлении в
региональные бюджеты, а также налогов,
идущих в местные органы власти —
городские, районные, поселковые.
Налог — это
обязательный индивидуальный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на правах собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Налог
считается установленным, и у
налогоплательщика возникает обязанность,
его уплачивать, если в законодательном
порядке определены все элементы
налога,
а именно:
- субъект налогообложения;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- льготы по налогу;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога
Существует
несколько способов
уплаты налогов.
- Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.
- Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.
- Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.
- Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.
-
Для
каждого налога существует свой порядок
уплаты. -
Налоговые
органы Российской Федерации—
единая система контроля за соблюдением
налогового законодательства Российской
Федерации, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и
других обязательных платежей, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
платежей при пользовании недрами,
установленных законодательством
Российской Федерации, а также контроля
за соблюдением валютного законодательства
Российской Федерации, осуществляемого
в пределах компетенции налоговых
органов. -
Главными
задачами налоговых органов являются является
контроль за соблюдением налогового
законодательства, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством
Российской Федерации, а также валютный
контроль, осуществляемый в соответствии
с законодательством Российской Федерации
о валютном регулировании и валютном
контроле. -
Налоговые органы
вправе:
-
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
-
проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
-
производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
-
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
-
приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
-
осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
-
определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
-
требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
-
взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;
-
контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
-
требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
-
привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
-
вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
Источник: https://studfile.net/preview/5332737/page:20/
Налоговая система, ее задачи, функции и структура
- Налоговая система России представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
- Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Государственный таможенный комитет Российской Федерации при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство финансов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
Задачи налоговой системы — обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства ( в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы — фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции — ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый — полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй — минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
Приведенное выше определение раскрывает и структуру налоговой системы.
В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России.
Налоги подразделяются на федеральные, региональные (или налоги штатов — например, в США) и местные.
Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма.
Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.
Структура налоговой системы предусматривает определенный перечень принципов, форм и методов налогообложения, которые подробно будут рассмотрены в следующих разделах.
Здесь же отметим, что степень воздействия всей налоговой системы на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также от уровня ставок налогов.
Так, доля отдельных налогов, участвующих в формировании доходной части бюджета, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными (в % к итогу):
- Налоги на личные доходы 40
- Налоги на прибыль корпораций (фирм) 10
- Социальные взносы 30
- Налог на добавленную стоимость 10
- Таможенные пошлины 5
- Прочие налоги и налоговые поступления 5
- В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.
Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование.
Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны (в лице преимущественно Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета) как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.
Налоговыми органами признаются органы Министерства по налогам и сборам, органы налоговой полиции и органы Государственного таможенного комитета.
Министерство по налогам и сборам осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов (кроме тех, контроль за которыми возложен на Государственный таможенный комитет). Оно построено по принципу многоуровневой иерархической организации: регионального, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.
Органы Государственного таможенного комитета осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу страны, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов, таможенной пошлины и других таможенных платежей.
Органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению и (или) пресечению налоговых правонарушений, коррупции и других правонарушений в налоговых органах.
Современная налоговая система регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения.
Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу.
После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.
Источник: https://ulfek.ru/sushchnost-nalogovoj-sistemy/2800-nalogovaya-sistema-ee-zadachi-funktsii-i-struktura.html
Налогообложение в РФ
7. Специальные налоговые режимы.
7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:
— по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.
Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.
Для организаций:
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
- НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Для ИП:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
- НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: — ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); — осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; — при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; — а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)
После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):
— сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — госпошлины; — водного налога; — транспортного налога; — земельного налога; — налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; — страховых взносов; — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Ограничение на переход и применение.
- Ограничения по доходам.
- Ограничения по видам деятельности.
- Ограничение по структуре организации.
- Ограничение по структуре уставного капитала.
- Ограничение по средней численности работников.
- Ограничения по стоимости имущества.
- Ограничения по использованию различных систем налогообложения.
Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: — организации, имеющие филиалы и (или) представительства; — банки; — страховщики; — негосударственные пенсионные фонды; — инвестиционные фонды; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — ломбарды; — частные нотариусы и адвокаты; — бюджетные учреждения; — иностранные организации; — организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.
В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)
ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.
- Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
- 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
- Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
- Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке
1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров; 7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.
Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.
ЕНВД отменяет налоги: — налог на прибыль; — налог на имущество организаций; — НДС (кроме таможенных и агентских налогов).
7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).
Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ: — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.
Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.
N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».
Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.
Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»
В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.
Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).
Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).
До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику
Источник: https://provizor24.ru/about_nalogi_text