Ведомственный финансовый контроль организации в 2020 году

24.12.2019

Опубликованы два федеральных стандарта внутреннего финаудита (далее — ВФА). В первом из них раскрыты определения, принципы и задачи ВФА, в другом закреплены права и обязанности должностных лиц при проведении ВФА. Применять новшества нужно уже с 1 января 2020 года.

Пользователи новых стандартов

Использовать стандарты должны будут должностные лица (работники):

  • ГРБС (РБС);
  • главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов;
  • главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;
  • ПБС.

Стандарт о принципах и задачах ВФА

В стандарте раскрыты значения терминов, применяемых при проведении ВФА, в частности следующих:

  • субъект ВФА;
  • бюджетные процедуры;
  • объект ВФА;
  • субъекты бюджетных процедур;
  • аудиторское мероприятие;
  • аудиторские доказательства;
  • метод ВФА;
  • рабочая документация аудиторского мероприятия.
  • Субъект ВФА — структурное подразделение или уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями осуществлять ВФА.
  • К методам ВФА относят аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
  • Деятельность субъекта ВФА и членов аудиторской группы основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
  • Указанная деятельность должна быть направлена на решение задач, определенных стандартом, в следующих целях:
  • оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, а также подготовки предложений по организации такого контроля;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам;
  • повышения качества финансового менеджмента. 

Стандарт о правах и обязанностях должностных лиц при проведении ВФА

Стандарт определяет права и обязанности должностных лиц при проведении ВФА, которыми являются:

  • должностные лица (работники) субъекта ВФА (уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями проводить ВФА;
  • субъекты бюджетных процедур;
  • привлеченные к проведению аудиторского мероприятия должностные лица (работники) главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Должностные лица (работники) субъекта ВФА при подготовке к проведению и проведении аудиторских мероприятий наделены правами, в частности:

  • получать от субъектов бюджетных процедур необходимые документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом ВФА, в том числе письменные или устные объяснения;
  • получать доступ к программам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств или
  • содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
  • посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
  • консультировать субъектов бюджетных процедур.

Помимо прочего, руководитель аудиторской группы вправе:

  • подписывать и направлять субъектам бюджетных процедур запросы о представлении документов и фактических данных, информации, необходимых для ВФА;
  • обсуждать с субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, вопросы,
  • связанные с проведением аудиторского мероприятия;
  • подготавливать и представлять на согласование руководителю субъекта ВФА предложения по программе аудиторского мероприятия.

Кроме перечисленного выше, руководитель субъекта ВФА может, в том числе:

  • привлекать к проведению аудиторского мероприятия должностное лицо (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств или эксперта, а также включать
  • привлеченных лиц в состав аудиторской группы;
  • по результатам проведенной оценки бюджетных рисков вносить изменения в программу аудиторского мероприятия (за исключением изменения срока проведения аудиторского мероприятия в части даты его окончания);
  • обсуждать с руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия.

Субъекты бюджетных процедур имеют право:

  • ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
  • получать разъяснения у членов аудиторской группы по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
  • получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия;
  • представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.

Кроме того, стандартом установлены обязанности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, руководителя аудиторской группы, руководителя субъекта ВФА, а также самих субъектов бюджетных процедур.

Источник: https://www.tls-cons.ru/news/s-2020-goda-nuzhno-primenyat-dva-novykh-standarta-vnutrennego-finaudita/

Финансовый контроль и финансовый аудит ждут перемены – ЦПК Лидер

В Госдуме принят в третьем чтении закон с новой редакцией БК РФ о финансовом контроле и аудите. К положениям об организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, изложенных в уже действующих документах Правительства РФ и Минфина, добавится конкретизация целей, задач, субъектов и объектов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Начнем с того, кто уполномочен проводить внутренний финансовый аудит – это независимые структурные подразделения или работники администратора бюджетных средств. При этом, возможна передача полномочий структурным подразделениям главного администратора.

Объектом контроля являются: информация о результатах оценки исполнения их бюджетных полномочий; предложения по повышению качества финансового менеджмента; заключение о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Читайте также:  Базовая (фиксированная) пенсия - сколько составляет в 2019 году в россии, размер в 2019 году, что это такое

Что касается самой процедуры внутреннего финансового аудита, то теперь будет необходимо следовать Федеральным стандартам, разработанным Минфином, в которых кроме изложения принципов, задач и оснований проведения финансового аудита, определен его порядок организации, планирования и проведения. Кроме того, федеральными стандартами регламентированы права и обязанности работников при проведении внутреннего финансового аудита, а также порядок реализации его результатов. Кстати, проведение внутреннего финансового контроля также подчинено федеральным стандартам.

Новый документ уделяет немаловажное внимание мониторингу качества финансового менеджмента. Его осуществление возлагается на орган управления государственным внебюджетным фондом. Оценка качества финансового менеджмента подведомственных администраторов бюджетных средств возложена на главного администратора бюджетных средств.

  • Осуществление государственного и муниципального финансового контроля по целевым межбюджетным трансфертам и бюджетным кредитам закреплено за Счетной палатой РФ и Федеральным казначейством.
  • Контроль за использованием средств регионального бюджета будет вестись контрольно-счетными органами субъекта РФ и органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, а расходование средств муниципального бюджета будет контролироваться органами муниципального финансового контроля.
  • При этом, значительно расширяются полномочия органов внутреннего государственного и муниципального контроля.

Вам может быть интересно:
http://www.cpklider.ru/byudzhetnyj-i-finansovyj-kontrol-deyatelnosti-organizacii/ http://www.cpklider.ru/vnutrennij-finansovyj-kontrol-i-vnutrennij-finansovyj-audit-v-otnoshenii-byudzhetnyx-i-avtonomnyx-uchrezhdenij/

Государственный финансовый контроль: законодательные основы и практика

Источник: http://www.cpklider.ru/finansovyj-kontrol-i-finansovyj-audit-zhdut-peremeny/

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит в бюджетных и автономных учреждениях в 2020 году

Нормативно-правовое регулирование и организация проведения внутреннего контроля и внутреннего аудита в бюджете. Задачи внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита.

Субъекты, объекты, контрольные действия. Способы проведения контрольных действий.

Внутренний контроль и внутренний аудит закупок:

  • Соблюдения требований к обоснованию закупок, и обоснованности закупок;
  • Соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
  • Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
  • Контроль применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • Контроль соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Внутренний контроль у государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Обязанность принимать к бухгалтерскому учету первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля. Федеральные стандарты организаций государственного сектора.

Внутренний контроль и внутренний аудит у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС).
Самоконтроль. Контроль по уровню подчиненности и контроль по уровню подведомственности.

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит учредителя государственных (муниципальных) казенных, бюджетных, автономных учреждений.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль: органы, объекты, субъекты, задачи, методы, контрольные процедуры, оформление результатов проверки.

Приказ Минфина России от 07.09.2016 N 356 (в последней редакции) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля» на практике.

  • Задачами внутреннего финансового контроля.
  • Бюджетные риски: риски несоблюдения бюджетного законодательства; риски несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств; риски несоблюдения законодательства о противодействии коррупции; риски недостижения целевых значений.
  • Внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур.
  • Контроль обоснованности формирования, своевременности финансирования, полноты и качества выполнения государственного (муниципального) задания.
  • Контроль за наличием и движением имущественных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  • Контроль обоснованности расходов на оплату труда.
  • Контроль экономической эффективности расходования бюджетных средств и целевого использования бюджетных средств.
  • Осуществление внутреннего контроля качества ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Увязка показателей; удаленный мониторинг ключевых показателей.
  • Внутренний финансовый контроль главного администратора (администратора) бюджетных средств. Карта внутреннего финансового контроля.

Приказ Минфина России от 30.12.2016 N 822 (в последней редакции) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» на практике.

Осуществление внутреннего финансового аудита:

  • Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок. Формирование программы аудита.
  • Выбор приоритетных направлений аудита системы внутреннего финансового контроля, экономности и результативности использования бюджетных средств.
  • Определение значений приоритетности объектов аудита достоверности бюджетной отчетности.
  • Проведение аудиторских проверок.
  • Составление Акта по результатам аудиторской проверки, Отчета о результатах проверки, Годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита.
  • Реализация результатов аудиторских проверок и отчетность.
  • Расчет показателей оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств.
  • Соглашение о передаче полномочия распорядителя средств федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Классификация и виды нарушений.

  • Нарушения при формировании и исполнении бюджетов.
  • Нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  • Нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью.
  • Нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц.
Читайте также:  Увольнение по сокращению штатов - компенсация 2019-2016, выплата выходного пособия

Подготовка и представление отчетов о состоянии внутреннего контроля и внутреннего аудита, организация их хранения.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отчетности.

Ответственность за правонарушения действующего законодательства.
Обзор арбитражной практики.

Ответы на практические вопросы о практике проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в бюджете.

Источник: https://www.e-xecutive.ru/events/53985-vnutrennii-finansovyi-kontrol-i-vnutrennii-finansovyi-audit-v-budzhetnyh-i-avtonomnyh-uchrezhdeniyah-v-2020-godu

Государственный финансовый контроль и аудит эффективности использования бюджетных средств. Курс повышения квалификации

Скачать программу/отправить на e-mail

С 1 января 2020 г. внутренний финансовый аудит должен осуществляться по федеральным стандартам, утвержденным Минфином РФ. С 1 июля 2020 г. внутренний финансовый контроль должен проводиться по стандартам, утвержденных Правительством РФ. На всех уровнях управления должен применяться мониторинг качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.  

Цель программы: дать разъяснения по осуществлению внутреннего финансового аудита  в главных администраторах бюджетных средств (планирование, проведение аудиторских проверок, оценка рисков, документирование), а также рассмотреть вопросы организации внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (риск-ориентированное планирование деятельности, особенности проверок межбюджетных трансфертов, государственных (муниципальных) учреждений, полномочия органов ГФК по контролю в сфере закупок (ч.8 ст. 99 закона № 44-ФЗ), а также типичные нарушения и ошибки, выявляемые по результатам контрольных мероприятий). Будут рассмотрены примеры нарушений, выявляемых органами государственного финансового контроля.

Курс предназначен для специалистов контрольных и финансово-экономических подразделений ФОИВ, государственных учреждений, финансовых органов региональных администраций и муниципальных образований, главных распорядителей и получателей бюджетных средств, унитарных предприятий, получающих бюджетные средства. 

________________

  • Внутренний финансовый контроль и аудит в главных администраторах бюджетных средств, ведомственный контроль. Практика организации и осуществления ВФКиА. Внутренние бюджетные процедуры, оценка рисков и составление карт ВФК. Риск-ориентированное планирование ВФА. Организационные аспекты и документооборот. Типичные ошибки, выявляемые при проведении ВФКиА. Взаимодействие органов государственного финансового контроля и подразделений ВФА (проведение анализов по ст. 157 БК РФ).  Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого ГАБСами (приказ Минфина от 29.12.2017 № 264н). Соглашение о передаче полномочий по внутреннему финансовому аудиту. Оценка надежности ВФК.  Новации в сфере ВФКиА (поправки в БК РФ, ПП № 193, методические рекомендации № 356 и № 822).
  • Принципы и задачи внутреннего финансового аудита

Источник: https://profitcon.ru/events/seminars/2049.html

Основные изменения Бюджетного кодекса в части контроля

Андрей Евгеньевич РУДЕНКО, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

26 июля 2019 года вышел Федеральный закон № 199‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Документ стал очередным шагом на пути реформирования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

  • • Удостоверение о повышении квалификации
  • • Удобное обучение безотрыва от работы
  • • Успейте забронировать скидку

Узнать больше

о программах

По нашему мнению, самые главные и принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, относятся к статье 160.2-1 БК РФ.

Во-первых, изменено ее название: «Бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита».

Это изменение связано с тем, что внутренний финансовый аудит (ВФА) будут осуществлять и получатели бюджетных средств (ПБС).

Во-вторых, осуществление внутреннего финансового контроля (ВФК) исключено из бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (ГА(А)БС).

Такое изменение позволит снизить излишнюю заформализованность, присущую в настоящее время ВФК, а руководители ГА(А)БС смогут действовать более свободно и использовать данный управленческий инструмент с большей эффективностью.

В-третьих, в пункте 1 дано определение ВФА. Ранее оно сформулировано не было.

«Внутренний финансовый аудит является деятельностью по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств, руководителю распорядителя бюджетных средств, руководителю получателя бюджетных средств, руководителю администратора доходов бюджета, руководителю администратора источников финансирования дефицита бюджета:

  1. 1) информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главного администратора бюджетных средств, в том числе заключения о достоверности бюджетной отчетности;
  2. 2) предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
  3. 3) заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента».
  4. В-четвертых, в подпункте 1 пункта 2 косвенно дано определение ВФК: «Внутренний процесс ГА(А)БС, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий».
  5. В-пятых, администраторам бюджетных средств предоставлено право передать полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств или другому администратору бюджетных средств.
  6. В-шестых, с 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты осуществления ВФА, таким образом, должны быть отменены постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 года № 193 и аналогичные постановления на региональном и местном уровнях.
Читайте также:  Отчетность фсс 2020

В-седьмых, предполагается, что ГА(А)БС получат возможность самостоятельно определять порядок осуществления ВФК.

При этом в соответствии со статьей 165 БК РФ за Минфином России оставлено полномочие по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового контроля, что оставляет открытым вопрос о том, в каком виде это будет реализовано и как это повлияет на осуществление ВФК внутри ГА(А)БС.

В-восьмых, введена обязанность проведения мониторинга качества финансового менеджмента финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), ГАБС (пункт 6 статьи 160.2.-1 БК РФ). Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 160.

2-1 БК РФ порядок проведения мониторинга определяет самостоятельно тот, кто его проводит. При этом в соответствии с абзацем 40 статьи 165 БК РФ Минфин России осуществляет нормативное и методическое обеспечение проведения мониторинга качества финансового менеджмента.

Возникает вопрос: если этот процесс нормативно будет регулировать Минфин России, то по каким правилам — регулятора или определенным самостоятельно — будет в итоге осуществляться мониторинг качества финансового менеджмента? Кроме того, стоит отметить, что появилась обязанность по осуществлению данного мониторинга, но определения, что такое финансовый менеджмент в государственном секторе, до сих пор нет.

ВФА — предмет интереса Федерального казначейства

Одним из принципиальных изменений является исключение из состава полномочий региональных и муниципальных органов финансового контроля проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств ВФА.

В соответствии с пунктом 4 статьи 157 БК РФ теперь такой анализ проводит исключительно Федеральное казначейство.

С одной стороны, положительным моментом является то, что все будут оцениваться по единым правилам, а с другой — насколько методики анализа, которые Федеральное казначейство использует, действительно отражают реальную картину? Действующие методики, размещенные на сайте Федерального казначейства, основаны на формальном подходе.

Так, например, в докладе Федерального казначейства[1] отмечено: «Ведомственные правовые акты, регламентирующие организацию и осуществление ВФА, утверждены 88 главными администраторами (99%, что на 4% больше по сравнению с 2017 годом)»[2].

«ВФА на основании ведомственных правовых актов осуществлялся 80 главными администраторами (90%, что на 1% больше по сравнению с 2017 годом)»[3]. Как видно из этих и остальных формулировок показателей, в ходе оценки рассматриваются только процедурные вопросы.

Кроме того, остается открытым вопрос: готово ли Федеральное казначейство к такой масштабной работе? В настоящее время ведомство проводит анализ осуществления ВФА в отношении 100 ГАБС федерального уровня, а добавятся еще региональные (порядка двух тысяч) и местные (порядка 20 тысяч), в итоге это десятки тысяч ГАБС.

Еще одним важным изменением является то, что Минфин России будет нормативно и методически обеспечивать не только осуществление ВФА, но и анализ его проведения. Возможно, это позволит снизить заформализованность анализа и интерпретации его результатов.

Вопросы, не связанные с контролем

Отдельно стоит обратить внимание на вопросы, не связанные с контролем. Так, например, из БК РФ исключен пункт 3.1 статьи 158.

Тем самым главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств (ГР(Р)БС) лишился права передавать подведомственным ПБС свои бюджетные полномочия получателя, а также передавать полномочия получателя от одного ПБС другому ПБС, находящимся в его введении (пункт 2 статьи 162 БК РФ также исключен).

Изменен и пункт 10.1 статьи 161 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данного пункта казенные учреждения должны согласовывать со своими ГРБС передачу полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Следующая новация. Теперь в соответствии со статьей 165 БК РФ Минфин России устанавливает порядок составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Вывод

Такие инструменты, как внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит, существуют в бюджетном законодательстве уже более пять лет.

За это время в данной сфере естественно назрели изменения, и вот наконец-то они состоялись.

Исключение ВФК из бюджетных полномочий является важным шагом на пути становления эффективной системы внутреннего контроля в организациях государственного сектора, основанной на системе управления рисками.

[1] Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2018 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

[2] Пункт 2 раздела 1.2 «Обобщенные результаты анализа осуществления главными администраторами ВФА», с. 9, roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

[3] Пункт 3 раздела 1.2 «Обобщенные результаты анализа осуществления главными администраторами ВФА», с. 9, roskazna.ru/upload/iblock/3f5/doklad.pdf.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/215946489

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector